Сущность, типы, формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучение сущности, типа и формы государства в конкретно-исторических условиях его возникновения и развития.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать понятия и характерные черты института государства с его составляющих частей;
2. изучить исторический опыт становления института государства;
3. разобрать особенности сущности, типа и формы государства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
с.3
Глава Ι. Теоретические основы изучения сущности, типов и формы государства
Сущность государства………………… ………………………..
с.5
Типы государства………………………………………………...
с.12
Формы государства………………………....................................
с.18
Заключение ……………………………………………………………..
с.25
Список литературы ……………………………………………………
с.27

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Патриотическая  концепция сущности государства. В соответствии с этой концепцией сущность государства сводится к обслуживанию особенности развития каждой страны, народа. Эта концепция проявлялась в свое время во взглядах славянофилов, которые выпячивали особенности развития России и считали необходимым, чтобы государство обеспечивало особое развитие России. При определении сущности государства в данном случае на первый план выдвигается менталитет русского народа, «русский характер» и т.д.

Ознакомившись с основными концепциями сущности государства, хотелось бы отметить, что в современных условиях, на основе обобщения всего многообразия государств, вырисовывается научная концепция о сущности государства. Она исходит из следующих основных положений:

1. Государство  - объективно необходимая реальность. В отличие от анархистов и  марксистов научная концепция государства исходит из объективной необходимости государства, а поэтому поиски нужно вести не в плане уничтожения государства или отыскания путей отмирания его, а в плане совершенствования государственности, оптимизации его деятельности.

2. Государство не просто объективно необходимая реальность и потребность, но и представляет собой определенную ценность. Особенно это относится к правовому (справедливому) государству. Люди, живущие на земле, народы, могут пострадать больше от безгосударственности, безвластия, нежели от государства.

3. Государство  необходимо для обслуживания  интересов общества, обеспечения  справедливости. В этом его сущность  и социальное назначение.

4. Необходимо  постоянно искать пути и направления  совершенствования деятельности государства.

 

 

      1. Типы государства.

Особенности исторических периодов в развитии государственно-организованного  общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют показать общие черты, характерные для всех государств.

Типология государств, то есть их классификация по типам, способствует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Классификация может проводиться по разным критериям. При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, характерные конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология или классификация  государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства другими.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем её высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев – типу государств.

В настоящее время среди  исследователей различных государственно-правовых систем наиболее распространёнными критериями классификации государства являются так называемые формационный и цивилизованный подходы.

Формационный  подход

 Формационный подход  основан на объединении государств  в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства. Основной смысл и содержание формационного подхода заключается в том, что в процессе типологии за основу классификации государств принимается их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.

 Формационный подход  был разработан классиками марксизма  и господствовал в советской  юридической науке. В соответствии  с марксистскими положениями  о формационном подходе классовая  сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство лишь надстройка над экономическим базисом. То есть по существу и по форме государство обусловлено экономическим строем общества.

 Марксистская теория  различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический  и социалистический. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

 Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, являвшимися личной собственностью свободных граждан.

 Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Наиболее древними были рабовладельческие государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте – например, Египетское царство. К числу более поздних относятся рабовладельческие государства Древней Греции и Древнего Рима.

 Рабовладельческая собственность – первая форма частной собственности. Рабство – это экономическое и юридическое состояние, выступающее в своём единстве. В числе внутренних функций можно назвать функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разорённых свободных масс и рабов. В данной функции отчётливо проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Рабовладельческое государство выполняло также ряд внешних функций к ним относились такие направления деятельности, которые были связаны с завоеванием, порабощением других народов, обороной страны от внешних противников и т.д.

 Феодальное  государство – это средство  диктатуры класса феодалов –  крупных собственников земли,  эксплуатировавших труд экономически  зависимых крестьян.

 Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновение феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства помещиков, главное средство защиты привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Политическая власть в феодальном обществе, его политическая организация – это атрибуты феодального землевладения.

Феодальному государству, как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций. Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в духовном подавлении трудящихся масс; в создании благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крестьян, ремесленников и других слоёв населения. Внешние функции феодального государства отражали характер его деятельности на международной арене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установлении торгово-экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.

  Капиталистическое государство  – инструмент поддержания власти  буржуазии над рабочим классом,  который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую  силу капиталисту. 

 Капиталистический тип государства - приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства действует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости, рабочих от эксплуататоров.

Экономическую основу капиталистического государства  составляли капиталистическая система  хозяйствования и частная собственность  на орудия труда и средства производства. Частная собственность была священной  и неприкосновенной.

При капитализме  не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это  было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое  принуждение. Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства.

 Социалистическое государство – основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоёв населения.

 Социалистический тип государства - отрицает предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создаёт такую систему экономических отношений, которая основывается на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов. По представлениям марксистско-ленинской науки оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Таким образом, в рамках формационной типологии  тип государства характеризует, прежде всего, его экономическую основу и социальную сущность (показывает, какой социальный класс осуществляет руководство обществом).

Цивилизационный подход

 Наряду с  формационным подходом к решению  вопроса о соотношении государства  и социально-экономического строя  широко применяется и другой, получивший в общественных науках  название цивилизационного подхода. 

 Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения. Учёные Запада и Востока в своих исследованиях опираются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О.Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин и другие.

  Суть цивилизованного подхода  заключается в том, что за основу классификации государств берётся не принадлежность государств к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации.

 Также суть цивилизованного подхода состоит в том, что при характеристике развития определённых стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним относятся особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения и т.д.

 Цивилизованный  подход к изучению общества  позволяет объяснить многовариантность  исторического развития, в том  числе тот факт, почему все  общества и государства неодинаково  развиваются и избирают разные  пути достижения к прогрессу. 

 В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному подходу исходят из таких типов цивилизаций, как первичный и вторичный.

 Для первичных  цивилизаций характерны:

1. Огромная  роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и  экономические структуры. 

2. Соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.

 Вторичным цивилизациям свойственны:

1. Отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях.

2. Двойственное положение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой – его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.

 Цивилизованный  подход позволяет видеть в  государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

 

      1. Форма государства.

Любое государство  есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно  функционировало, чтобы качественно  и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.

 Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию  верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную  организацию государственной власти, соотношение государства как  делого с его составными частями;

в) методы и способы  осуществления государственной власти.

Форма государства  зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и  развития. Решающее влияние на нее  оказывают сущность, исторический тип  государства. Форма государства  во многом зависит от соотношения  политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Также на нее влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.

Информация о работе Сущность, типы, формы государства