Сущность, типы, формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучение сущности, типа и формы государства в конкретно-исторических условиях его возникновения и развития.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать понятия и характерные черты института государства с его составляющих частей;
2. изучить исторический опыт становления института государства;
3. разобрать особенности сущности, типа и формы государства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
с.3
Глава Ι. Теоретические основы изучения сущности, типов и формы государства
Сущность государства………………… ………………………..
с.5
Типы государства………………………………………………...
с.12
Формы государства………………………....................................
с.18
Заключение ……………………………………………………………..
с.25
Список литературы ……………………………………………………
с.27

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Рассматривая  вопрос о форме государства, необходимо разобрать составляющие его категории: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Только ознакомившись с ними, мы в полной мере сможем понять, что представляет собой форма государства.

Форма правления

Данная категория  показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной  власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и  с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют  две основные формы правления  – монархия и республика. Их верховные  органы отличаются друг от друга и  по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия  – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной, т.е. абсолютной монархии - монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Пример абсолютной монархии - Саудовская Аравия.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (пример из истории - Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика  – это форма правления, в которой  высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике  присущ демократический способ образования  верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения  между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они  имеют связь с избирателями и  ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в  рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в  демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в  том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и  президентские. Различаются они  главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент  или президент – формирует  правительство и направляет его  работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют  смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Форма государственного устройства

История существования  государства свидетельствует о  том, что во все века разные государства  отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя  основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное  централизованное государство, административно-территориальные  единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса  государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно так, как унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Федеративное  государство (федерация) – сложное  союзное государство, части которого (республики, штаты, земли и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном  смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

Входящие в  состав федерации государственные  образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь  свои конституции, свое гражданство, собственные  высшие государственные органы –  законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Конфедерация  – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический  опыт показывает, что конфедеративные  объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Политический режим

С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический  режим – это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение  позволяет выделить следующие признаки данного феномена:

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть.

2. В каждой  стране политический режим определяется  соотношением, раскладом политических  сил. 

При демократическом  режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим  является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

 

 

 

 

Заключение.

Государство – это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

 Любое современное  демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое – по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя всё богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания.

 Общество  возникает раньше, чем государство,  а затем сосуществует с ним. Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть – это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

 В мировой  науке проблема соотношения общества  и государства является традиционной. Государство является результатом  общественного развития, общественным  продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем. Государство является аппаратом управления общественными процессами.

 Особенности  государства конкретного исторического  периода определяются состоянием  и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство в процессе общественного развития претерпевает значительные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

 Важным средством познания природы государства является научная типология. Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определённые виды на основе устойчивых и существенных признаков. Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. М., 2008.
  2. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М.Н.Марченко. М., 2007.
  3. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. М., 2008.
  4. Теория государства и права: учебник для вузов / В.Н. Храпанюк. М., 2002.
  5. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. 2008.
  6. Теория государства и права: конспект лекций / В.Н.Протасов. М., 2009.

 


Информация о работе Сущность, типы, формы государства