Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и понятия государства.
Задачами данной курсовой работы является: раскрыть понятие, сущность и значение государства; рассмотреть основные признаки государства, отличие государства от органов власти первобытного общества и от других политических организаций общества, классовый и общесоциальный подходы к сущности государства
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Понятие государства..............................................................................5
1.1 Основные признаки государства...........................................................9
Глава 2. Отличие государства от органов власти первобытного
общества и от других политических организаций общества...........................15
Глава 3. Классовый и общесоциальный подходы к сущности
государства............................................................................................................20
Заключение............................................................................................................26
Библиографический список.................................................................................27
Тема 3. Понятие и сущность государства
Введение......................
Глава 1. Понятие государства...................
1.1 Основные признаки государства...................
Глава 2. Отличие государства от органов власти первобытного
общества и от других политических организаций
общества......................
Глава 3. Классовый и общесоциальный подходы к сущности
государства...................
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
Вопросы о государстве, его понятии и сущности затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
Раскрыть сущность государства - значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.
Любое общество представляет собой систему, которая отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Поэтому для каждого общества характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти правила на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом личного интереса с общественным интересом. Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной власти.
Государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций.
Выполнение государством различных функций: политической, экономической, идеологической, социальной продиктовано объективными причинами. Рынок и общество сами по себе, без государственного вмешательства, не в состоянии обеспечить реализацию многих общественно значимых функций.
Поэтому тема исследования о понятии
и сущности государства является актуальной.
Объект исследования - понятие и сущность
государства.
Предметом исследования является назначение
государства.
Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и понятия государства.
Задачами данной курсовой работы является: раскрыть понятие, сущность и значение государства; рассмотреть основные признаки государства, отличие государства от органов власти первобытного общества и от других политических организаций общества, классовый и общесоциальный подходы к сущности государства.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы.
Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие частнонаучные методы исследования, как формально-юридический, и сравнительно-правовой, а так же общенаучные методы: метод анализа и метод синтеза, которые применяются, как правило, в единстве.
Глава 1. Понятие государства.
История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации [2].
На протяжении продолжительного исторического периода не было научного определения понятия государства и его содержание часто менялось.
Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».
Французский король Людовик XIV отождествлял государство со своей верховной властью и говорил, что "государство - это я". Вся высшая власть принадлежала ему, но отождествлять власть одного монарха с государством нельзя.
Крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» [5].
Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» [11]. В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: « Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» [8].
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В бывшем СССР употреблялся лозунг: "Государство - это мы". Государство отождествляли со всем народом. Хотя народ и граждане очень тесно связаны с государством, но отождествлять их неправильно.
Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя обстоятельствами. Первое: государство - это итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Государство это объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство переживает в своем существовании: становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградацию, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.
Второе обстоятельство: в процессе познания нельзя смешивать понятие и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений. В которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, создать своего рода его конкретный теоретический портрет [12].
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Это определение обозначает наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлемо, но в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время, правовое государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе [14].
1.1 Основные признаки государства.
В юридической литературе чаще всего
выделяют следующие признаки государства
- публичная власть, административно-
Публичная власть как признак раскрывает государство, прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство [6].
Публичная власть включает в себя и специальный слой людей: государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.
Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.
Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.
Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме. Например: политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний.
В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.