Признаки и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений).
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев

Файлы: 1 файл

учение о сущности государства и его полит.формах. развитие гражданского общества..docx

— 42.88 Кб (Скачать)

Признаки и сущность государства

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений).

     1. Отделение  публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных  управленцев. Это отличает государство  от родоплеменной организации, основанной  на принципах самоуправления. Осуществление  публичной власти требует определенной  организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное  государство сочетает профессиональный  аппарат управления с представительной  системой, которая формируется посредством  выборов.

     2. Территориальное  деление населения. Законы и полномочия  государственных органов распространяются  на людей, проживающих в контуре  границ государственной территории. Государство строится на основе  территориальной общности людей, а не по принципам кровного  родства или религиозным принципам. Правда, в истории были примеры, когда границы государства не были четко определены, например кочевая империя, созданная Чингисханом.

     3. Суверенитет. Это такое свойство государственной  власти, которое выражается в  ее верховенстве и независимости  по отношению к любым другим  властям внутри страны, а также  в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти  принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте  международных отношений), который  предполагает свободу государства  от контроля извне.

     4. Монополия  на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения  у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

     5. Монопольное  право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания аппарата  управления и для материального  обеспечения государственной политики.

     6. Организация  общественной жизни на правовых  началах. Без права, законодательства  государство не в состоянии  эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию  принимаемых им решений. В любом  современном обществе имеется  множество субъектов власти (семья, церковь, партии.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.

     7. Претензия  на представительство общества  в целом и защиту общих интересов  и общего блага. Ни одна другая  организация не может представлять  и защищать всех граждан, поскольку  не обладает для этого необходимыми  средствами.

     Сущность государства - главное, что обусловливает объективную  необходимость существования государства, а также то, чьим интересам  оно служит. Традиционно исследователи  обращают внимание на две главные  причины - классовую и обще социальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти, экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (обще социальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления обще социального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство и гражданское общество

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

     Какое состояние  системы социальных отношений  можно определить как гражданское  общество? В современной теории  нет единого ответа. Одни исследователи  считают возможным применить  эпитет "гражданское" к до государственному обществу (такой подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе); другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство; третьи связывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразованием характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами.

К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:

-автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;

-наличие свободных и самостоятельных граждан, как основных авторов политики;

-многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;

-способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании разнообразных негосударственных ассоциаций. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов;

-отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно-полезных видах деятельности. Так, например, каждый третий гражданин Германии старше 14 лет безвозмездно работает в среднем по пять часов в неделю в какой-нибудь общественной или благотворительной организации. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;

-ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;

-многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

 

Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и, в конечном счете, должно подчиняться его интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии5. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:

-инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;

-укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударственных учебных учреждений.);

-формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Американский политолог Ф. Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство".

     Итак, гражданское  общество представляет собой  в негосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.

В структурном плане оно будет включать в себя:

-во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также не опосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;

-во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.

 

 

Концепции происхождения государства

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.

В научной литературе существуют два основных значения этого термина:

государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т.е. аппарат управления обществом;

как особый вид политико-правовой организации власти общества.

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

     Существует  несколько концепций происхождения  государства.

     Теологическая  концепция объясняет возникновение  государства, а также все его  решения действиями и санкциями  божественной воли. На государя  возложены основные обязанности  по распространению учения Божьего, по наказанию врагов, творящих  зло, и по созданию условий  для благочестивой жизни людей.

     Патриархальная  концепция рассматривает государство  как продукт разросшейся до  размеров государства семьи, при  этом власть правителя трактуется  как власть отца в семье, а  отношения между подданными и  властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов  стала, например, русская традиция  называть правителя "царь-батюшка", "отец народа".

     Договорная  концепция основывается на том, что возникновению государства  предшествует естественное состояние  общества и человека, характеризующееся  неограниченной свободой. Только  после заключения общественного  договора безграничная свобода  была введена в разумные рамки  путем создания государства как  организации, призванной обеспечить  баланс различных общественных  интересов, права и свободы личности.

     Психологическая  концепция исходит из того, что  государство существует в силу  наличия у человека психологических  потребностей жить в рамках  организованного сообщества, в чувстве  необходимости коллективного взаимодействия  либо в силу склонности большинства  к подчинению.

     Классовая (марксистская) концепция трактует государство  классовым по происхождению (появляется  вместе с разделением общества  на классы) и по сущности (орган  классового господства и орган  угнетения одного класса другим).

     Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение  государства как результат завоевания  сильными племенами слабых. Аналогичным  образом трактуется и происхождение  классовой эксплуатации. Для поддержания  порядка и подавления сопротивления  потребовалось создание государственных  органов и принятие законов. Подобная  трактовка государства была обоснована  австрийским политическим социологом  социал-дарвинистской направленности  Л. Гумпловичем.

     Расовая концепция  опирается на постулат, что существуют  высшие и низшие расы, а государство  необходимо для обеспечения господства  первых над вторыми. Современные  исследователи отвернули эту теорию.

     Органическая  концепция проводит аналогию  между государством и живым  организмом как в структуре, так  и в функциях. Все элементы  государства взаимосвязаны и  дополняют друг друга. Нарушение  этой гармонии приводит к болезни  всего организма и даже к  его смерти. Этот взгляд на  государство обосновал английский  социолог Г. Спенсер.

     Ирригационная  концепция связывает происхождение  государства с необходимостью  строительства крупных оросительных  сооружений. Этот подход используется  для объяснения истории ряда  стран Востока.

Информация о работе Признаки и сущность государства