Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 01:51, курсовая работа
Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений).
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев
Признаки и сущность государства
Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений).
1. Отделение
публичной власти от общества,
ее несовпадение со всем
2. Территориальное
деление населения. Законы и полномочия
государственных органов
3. Суверенитет.
Это такое свойство
4. Монополия
на легальное применение силы,
физическое принуждение. Диапазон
государственного принуждения
5. Монопольное
право на взимание налогов
и сборов с населения. Налоги
необходимы для содержания
6. Организация
общественной жизни на
7. Претензия
на представительство общества
в целом и защиту общих
Сущность государства
- главное, что обусловливает объективную
необходимость существования
Государство и гражданское общество
Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Какое состояние
системы социальных отношений
можно определить как
К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:
-автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;
-наличие свободных и самостоятельных граждан, как основных авторов политики;
-многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;
-способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании разнообразных негосударственных ассоциаций. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов;
-отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно-полезных видах деятельности. Так, например, каждый третий гражданин Германии старше 14 лет безвозмездно работает в среднем по пять часов в неделю в какой-нибудь общественной или благотворительной организации. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;
-ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;
-многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.
Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и, в конечном счете, должно подчиняться его интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии5. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.
Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:
-инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
-укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударственных учебных учреждений.);
-формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.
Американский политолог Ф. Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство".
Итак, гражданское общество представляет собой в негосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.
В структурном плане оно будет включать в себя:
-во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также не опосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
-во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.
Концепции происхождения государства
Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.
В научной литературе существуют два основных значения этого термина:
государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т.е. аппарат управления обществом;
как особый вид политико-правовой организации власти общества.
В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.
Существует
несколько концепций
Теологическая
концепция объясняет
Патриархальная
концепция рассматривает
Договорная
концепция основывается на том,
что возникновению государства
предшествует естественное
Психологическая
концепция исходит из того, что
государство существует в силу
наличия у человека
Классовая (марксистская)
концепция трактует
Теория завоевания
(насилия) рассматривает происхождение
государства как результат
Расовая концепция
опирается на постулат, что существуют
высшие и низшие расы, а государство
необходимо для обеспечения
Органическая
концепция проводит аналогию
между государством и живым
организмом как в структуре, так
и в функциях. Все элементы
государства взаимосвязаны и
дополняют друг друга. Нарушение
этой гармонии приводит к
Ирригационная
концепция связывает