Признаки и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 01:51, курсовая работа

Краткое описание

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений).
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев

Файлы: 1 файл

учение о сущности государства и его полит.формах. развитие гражданского общества..docx

— 42.88 Кб (Скачать)

     Спортивная  концепция, получившая развитие  в трудах испанского философа  Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис  государства из распространения  спорта. Система физического воспитания  в Спарте, по его мнению, способствовала  возникновению сильной армии  и в конечном итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом  процесса объединения древнегреческих  социал-дарвинистской и возникновения  единого государства.

     Как показывают  исследования историков и этнографов, не может существовать только  одно объяснение в отношении  возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий  отражают определенные группы  факторов, ставших причинами генезиса  государства. Государство появляется  в результате разложения родового  строя, когда власть вождей обосабливается  от общества.

На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы:

появление частной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге и антагонистических классов;

рост численности и увеличение плотности населения;

завоевание одних народов другими;

потребность защиты от внешних врагов;

общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности;

потребности организации ирригационных работ (государства Древнего Востока).

 

Наконец, возникновение государства было вызвано потребностью в судебном арбитраже, что отразила в себе теория общественного договора, хотя сам договор выступает, скорее, как гипотетический, нежели реальный акт создания государства. В определенной степени опыт средневековых вечевых республик Новгорода и Пскова можно рассматривать как иллюстрации этой теории. Народ призывал князя "извне" (Рюрик, Александр Невский были призваны на княжество в Новгород), заключал с ним договор о его функциях. Князь не мог быть ни законодателем, ни управителем, а олицетворял собой арбитражную функцию - вершил суд по имеющимся законам и был, прежде всего, военачальником.

 

 

Генезис государства: основные концепции

 

       В современной  теории государства выдвигается  и концепция первичных,

вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государство

складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста

общественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства.

      В таких  зонах складывались центры класс образования и государственного

образования, в дальнейшем распространявшие свое влияния, а с ним и

отношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества.

      Процесс  появления государственности в  жизни тех или иных народов

нельзя считать прямолинейным, знает он и возвратные движения, подвержен

различным субъективным, в том числе и случайным, воздействиям. А там,

где условий для организованной земледельческой деятельности было мало, там

и процесс возникновения государства был существенно затруднен. Можно

сделать вывод о том, что географический фактор играл определяющую роль не

этапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производя-

щей экономике необходимо было, прежде всего, наличие подходящих растений и

животных, а также климатических и других природных условий.

      Уже тысячелетия  люди живут в условиях государственно-правовой

действительности: они являются гражданами определенного государства,

подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовым

предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они

стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения

государства. Создавались самые разнообразное теории, по-разному отвечающие

на та-кие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями

исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием

идеологических и философских позиций, которые они занимали. Теории о

происхождении государства стали возникать вместе последним, отражая

уровень развития экономического строя и общества сознания. Остановимся на

некоторых из них:

      Теологическая  теория является одной из самых  древних. Ее создатели

считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а

потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении

власти царя: ««боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек

является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»». В

древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена

идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать

христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в

послание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога,

существующие власти от Бога установлены». Согласно теологической теории

творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же

в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства

невозможно. Придавая государству и государственной власти божественный

ореол, она присущими ей средства-ми поднимала их престиж, сурово осуждало

преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и

разумного порядка.

      Патриархальное  теория была широко распространена  в Древней Греции и

рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового

абсолютизма и каким-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял

Аристотель, который считал, что государство представляет собой

естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека

с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к

объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих

семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель

утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие

отцовской власти. В средние века, обосновывая существование в Англии

абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного

права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что   первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не

только отцом человеческого рода, но и его властелином. Патриархальную

теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк

писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские

побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией

такого сложного явления, как государство.

      Учение  о государстве Гегеля. Своеобразную  теорию происхождения

государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической

философии Г. В. Гегель. Он утверждал, в основе всех явлений природы и

общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное

и разумное начало – «абсолютная идея». По мнению Гегеля, воля государства

есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в сво-ем

основании от признания воли отдельных лиц. Будучи объективным идеалистом,

Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований

разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что

государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и

собственности. По мысли Гегеля, «государство не страховое учреждение, оно

не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть

высшая форма реализации нравственности». Оно не служит чьи-либо

интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не

служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из

всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая

обязанность последней – быть достойным членом государства. Гегель

отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из

него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать

интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная

воля», но не знает даже того, чего хочет он сам. В его Учении государство

изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает

подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

      Теория  насилия возникла и получила  распространение в конце 19 –

начале 20 вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.

опирались на известные ис-торические факты. Мать государства, утверждают

сторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийский

государство вед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного

примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-

ни будь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над

другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим

племенем более слабого, уже оседлого населения». К. Каутский, развивая

основные положения теория насилия, утверждал, что классы и государство

появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, -

писал он, - начинают свое существование одновременно. Племя победителей

подчиняет себе племя побежденных, присваивает всю их землю и затем при-

нуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить

им дань или подати. Первые классы и государство образуются из племен,

спаянных друг с другом актом завоевания». Ф. Энгельс жестко и во многом

справедливо критиковал данную теории, кото-рая гипертрофировала роль

насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Вместе с тем

бесспорно и то, что насилия, завоевание играло немаловажную роль в государство образующем процессе.

      Марксистская  теория происхождения государства  наиболее полно изложена

в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и

государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью

и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,

представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской

теории характерен последовательный материалистический подход. Он связывает

возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на

классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле

«Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых

противоречий». Отрицать влияние классов на возникновение государства нет

оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной

первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко за-

рождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процессе

государство-образования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Именно марксистская теория имеет под собой строго научные основы.

«Поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве

причин появления государства могут приобретать как классовый антагонизмы,

так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления

обществом, специализации этого управления как формы разделения труда»

      Органическая  теория. Эта теория возникла в 19 в. в связи с успехами

естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно

раньше. Так, некоторые древне-греческие мыслители, в том числе Платон

Информация о работе Признаки и сущность государства