Инфляция, её сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 104.25 Кб (Скачать)
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Как экономическое явление инфляция существует уже  длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с   возникновения денег, с функционированием которых неразрывно  связано.     

 Термин  инфляция (от латинского inflatio - вздутие)  впервые стал  употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861- 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного   обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и  Франции. Широкое   распространение в экономической литературе   понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в  советской экономической литературе - с середины 20-х гг.     

 Наиболее  общее, традиционное определение  инфляции - переполнение каналов  обращения денежной массой сверх  потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной  единицы и соответственно рост товарных цен.     

 Однако  определение инфляции как переполнение  каналов  денежного обращения обесценивающимися бумажными  деньгами   нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному  феномену. Это сложное социально-экономическое явление,   порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах  рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее   острых проблем современного развития экономики во многих странах  мира.

       Целью курсовой работы – является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

       Задачи: для достижения целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:

       -  проанализировать последствия инфляции

       -  ответить на вопрос, что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить?

       -  изучить социально-экономические последствия инфляции и пути преодоления в Республике Казахстан

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теория инфляции
       1.1. Сущность, причины  и виды инфляции

       Инфляция  это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция может быть и результатом сокращения производства товаров при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Она сопровождается ростом цен, понижением уровня жизни.

       Но  не всякое понижение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в  силу ухудшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной степени логичный, оправдательный рост цен на отдельные  товары.

       Например, переход на выпуск новых модификаций  автомобилей с экономичным дизельным  двигателем, соответствующим международным  стандартам, очевидно, приведет к повышению  отпускаемой цены: более совершенная  и качественная продукция требует  больших затрат и ценится выше. В то же время систематический  рост цен на серийно производимые автомобили одной и той же модели без каких-либо улучшений, а нередко  и с ухудшением отделки и понижением надежности в эксплуатации носит  ярко выраженный инфляционный характер.

       Существует  и другой взгляд на причины инфляции, что вполне естественно.

       Некоторые экономисты считают, что под инфляцией  следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

       Инфляция  это здоровая реакция экономического организма на возникшее финансовое расстройство, попытка преодолеть его, достичь равновесного состояния  между товарами и деньгами, спросом  и предложением. Инфляция выражается в избыточном покупательском спросе, причины которого вызываются как  предложением, так и спросом.

       Бесспорно одно: падение покупательской способности  денег и повышение цен теснейшим  образом взаимосвязаны.

       Рассматривая  причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами:

       - инфляцией спроса,

       - инфляцией издержек.

       Как правило, эти два вида взаимосвязаны, но не равнозначны. Одна со стороны  спроса (избыток денежных средств  у покупателей), другая со стороны  предложения (рост производственных издержек).

       Инфляция  спроса повышение уровня рыночных цен  под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое  изменение динамики цен объясняется  тем, что производственный сектор экономики  не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей  товаров и услуг) увеличением  реального объема продукции, поскольку  все имеющиеся ресурсы уже  использованы.

       В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная  покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный (физический) объем продукции и  вызывает инфляцию спроса.

       Существо  инфляции спроса иногда образно поясняют: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством  товаров".

       В основе инфляционного спроса лежит  следующая закономерность рыночной цены от платежеспособной потребности: чем больше спрос, тем выше цена. Рост массового спроса часто является следствием адаптивных  
инфляционных ожиданий, при которых потребители, желая определить инфляционный подъем рыночных цен, нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым провоцируют усиление инфляции.

Инфляцию спроса можно проиллюстрировать графически (рис. 1). Увеличение денежной массы по указанным выше причинам в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (AD1 à AD2), и если экономика находится на промежуточном (2) или классическом (3) отрезках кривой совокупного предложения, то это ведет к росту цен, что представляет инфляцию спроса.

     Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Инфляция  издержек может быть изображена графически (рис. 2). Смещение кривой совокупного  предложения влево (AS1 à AS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены, сокращается реальный объем производства или реальный ЧНП.

       Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная  политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения  доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так  как растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы  индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми  для работников различных отраслей экономики.

       На  практике нелегко отличить один тип  инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может  выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек.

       Необходимо  отметить, что ни в одной экономически развитой стране одновременно не наблюдались  во второй половине ХХ в. длительное время  полная занятость, свободный рынок  и стабильность цен. Цены росли постоянно, а с конца 60-х годов – даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров.

       А ведь рост цен в фазе кризиса –  явление невероятное для циклов XIX – первой половины ХХ веков. Такое  явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост цен  в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.

       Наиболее  широко используемыми индексами  инфляции являются индексы роста  цен, в том числе индексы потребительских  цен (рассчитывается для группы товаров  и услуг, входящих в потребительскую  корзину среднего городского жителя) и индексы цен производителей (включает в себя три группы товаров: конечные товары, не проданные потребителям, промежуточные товары, а также  сырье, подготовленное для дальнейшей обработки).

       К важнейшим инфляционным причинам роста  цен можно отнести следующие:

       Диспропорциональность - несбалансированность государственных  расходов и доходов - т.н. дефицит  государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования  «печатного станка» что приводит к увеличению денежной массы и  как следствие - инфляции.

       Инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга для покрытия, которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

       Отсутствие  чистого свободного рынка и совершенной  конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени монополистичен. Поскольку монополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров создается дефицит, используемый им  для поддержания или поднятия цены на товар.

       Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и  вовлечения ее в мирохозяйственные  связи той или иной страны. Возможности  для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Метод ревальвации собственной  валюты, иногда применяемый в таких  случаях, делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.

       Инфляционные  ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами, впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.

       В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов  различают три типа инфляции:

       ·        умеренная инфляция,

       ·        галопирующая инфляция

       ·        гиперинфляция.

       Для умеренной инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен  – 10% и немногим более в год. Галопирующая инфляция в отличие от умеренной  имеет более высокие темпы  роста цен – от 20 до 200% в год. Для гиперинфляции характерна огромная скорость роста цен. Которая выражается в ежемесячном росте свыше 50%, а годовой рост составляет четырехзначную цифру. В зависимости от роста  цен по разным товарным группам принято  выделять сбалансированную и несбалансированную инфляцию. Сбалансированная инфляция выражается, как правило, пропорциональным изменением цен на разные товары. Несбалансированная инфляция определяет изменение цен  разных товаров по отношению друг к другу в разных пропорциях. В  зависимости от степени  предвидения инфляция подразделяется на ожидаемую (прогнозируемый рост цен) и неожидаемую (непрогнозируемый рост цен). По степени распространения инфляционных процессов принято выделять локальную (в рамках отдельных стран) и мировую (охватывает группу стран или целые регионы) инфляцию.

       Формы инфляции разнообразны, но в их основе лежат либо внешние причины, либо внутренние.

       К внешним причинам относятся:

       ·   рост цен на мировых рынках;

Информация о работе Инфляция, её сущность