Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть сущность инфляции, ее теории, а также понятие и основные механизмы функционирования антиинфляционной политики, так как управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.
Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности.
Экспансионистская фискальная политика как генератор инфляции. В предыдущем примере представители власти корректируют бюджет для предотвращения роста инфляции и пекутся о благосостоянии своего народа. Однако люди бывают разные. Например, экономическая система находится в равновесии в точке Е1, и эксперты рассчитывают на стабильность ситуации в обозримом будущем. Но приближаются выборы. Члены Конгресса, желая угодить избирателям, намерены увеличить выплаты из государственного бюджета, снизить налоги и незамедлительно внедрить дорогостоящие проекты для создания новых рабочих мест. Президент накануне перевыборов тоже хочет провести свою избирательную кампанию в атмосфере роста реального объема производства и сокращения безработицы. Сознавая общность своих интересов, Конгресс и Президент составляют проект нереально расширенного государственного бюджета на год предстоящих выборов. Как только эти планы начнут реализовываться, экономическая система выйдет из стационарного состояния (переместится из точки Е1 в Е2). Как и хотелось, реальный объем производства возрастает, безработица сократится, повышение уровня цен при этом будет незначительным. Избиратели останутся очень довольны, а результаты выборов – практически предопределенными.
Однако в следующем году заработная плата, цены на ресурсы и привлекаемые факторы производства начнут увеличиваться как по мановению волшебной палочки. И по мере того, как фирмы будут приспосабливать свои ожидания к новым условиям, вздувая цены с целью компенсации затрат, резко вырастут не только цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение объема производства, сопровождаемое увеличением безработицы.
Автоматическая фискальная политика
Тот
тип фискальной политики - изменение
заказов, касающихся государственных
закупок и заказов, структуры
налогообложения и трансфертных
платежей с целью повышения или
понижения совокупного спроса, называется
дискреционной налогово-
Однако
на практике уровень государственных
заказов, так же как и уровень
чистых налогов, может измениться даже
при отсутствии каких-либо изменений
в законах, их регулирующих. Это происходит
потому, что многие законы, касающиеся
структуры налогообложения и
затратных механизмов, составлены таким
образом, что параметры фискальной
политики автоматически изменяются
при перемене экономических условий.
Такие изменения
Изменения
реального объема производства. Уровень
реального объема производства –
один из базовых экономических
Изменения
уровня цен. Повышение уровня цен
также воздействует на обе части
государственного бюджета – доходную
и расходную. При неизменном уровне
реального объема производства повышение
цен увеличивает номинальные
государственные доходы от налогов.
Там, где налоговые ставки не индексируются,
т.е. не изменяются автоматически при
изменении темпов инфляции, инфляция
также может вызвать увеличение
доходов от налогов. (Классический пример
– федеральный подоходный налог.
Однако подоходные налоги в экономической
практике США ныне индексируются
и не ложатся дополнительным бременем
на плечи налогоплательщиков). В
то же время повышение уровня цен
увеличивает номинальные
Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов, как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение
процентных ставок. Рост номинальных
процентных ставок увеличивает реальные
расходы на погашение государственного
долга. Это увеличение лишь частично
компенсируется увеличением номинальных
доходов государственных
Автоматическая
стабилизация. Существует ситуация, когда
в экономической системе
Поскольку
встроенные в налогово-бюджетную
систему механизмы обязаны
Монетаризм
Монетаристский
подход состоит в том, что рынки
в достаточной мере конкурентны
и что система рыночной конкуренции
обеспечивает высокую степень
Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:
MV
= PQ,где М – предложение денег,
V – скорость обращения денег
в кругообороте доходов; P – уровень
цен или, точнее, средняя цена,
по которой продается каждая
единица физического объема
Монетаристы
видят в денежном предложении
единственный фактор, определяющий уровень
производства, занятости и цен. Теоретические
рассуждения монетаристов проистекают
из того, что расширение денежного
предложения повышает спрос на все
виды активов, а также на текущий
объем производства. Следовательно,
в условиях полной занятости цены
на все факторы возрастут. Кроме
того, монетаристы считают скорость
обращения денег стабильной –
в том смысле, что ее колебания
невелики и она не изменяется в
ответ на изменение самого по себе
денежного предложения. Значит, изменения
денежного предложения
Монетаристы
полагают, что, хотя изменение М может
вызвать краткосрочные
Рисунок 6
Изменение кредитно-денежной политики |
Изменение резервов коммерческих банков |
Изменение денежного предложения |
Изменение совокупного спроса |
Изменение номинального
ЧНП (PxQ)
|
Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть, занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.
Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.
С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма.
С
точки зрения монетаристов, изменение
совокупного спроса влияет преимущественно
на уровень цен и оказывает
слабое воздействие на реальный ВНП.
Данный вывод следует из предположения,
что если Центральный банк придерживается
монетарного правила, то объем производства
в экономике все время