Сущность и причины инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция – продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и услуги. Она приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательской способности. Инфляция является важнейшим фактором макроэкономической нестабильности.
В мире почти нет стран, где бы не существовала инфляция. Она пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Очень актуальна проблема инфляции и для России.

Файлы: 1 файл

реферат инфляция.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


Сущность и причины инфляции

Инфляция – продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и услуги. Она приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательской способности. Инфляция является важнейшим фактором макроэкономической нестабильности.

В мире почти нет стран, где бы не существовала инфляция. Она пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, – циклическим кризисам. Очень актуальна проблема инфляции и для России.

Инфляция, причины ее возникновения

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х гг.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными   деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых и противоречивых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы.

Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров.

Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке – это еще не инфляция. Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х гг. проявил себя не только в росте цен на нефть (в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз), но и на другие товары и услуги: в 1973 г. общий уровень цен в США поднялся на 7%, а в 1979 г. – на 9%.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен – инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.

Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения различных фаз цикла (особенно в его «классической» форме, характерной для XIX – начала XX вв.) будет меняться и динамика цен. Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления. Повышение производительности труда, при прочих равных условиях, должно вести к снижению цен. Другое дело – если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, именуемое инфляцией издержек, действительно  сопровождается  общим повышением уровня цен. Стихийные  бедствия  не могут считаться  причиной инфляционного  роста  цен.  Так,  если в  результате наводнения в какой-либо местности разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на  стройматериалы. Это будет стимулировать производителей стройматериалов    расширять   предложение  своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

Повышение инфляции не означает, что растут цены на все продающиеся товары, цены на некоторые из них, например, не пользующиеся спросом, могут и дешеветь. И все же в период инфляции дорожает такое подавляющее большинство товаров, что приходится говорить об увеличении стоимости жизни и удорожании хозяйственной деятельности.

Зачастую, в инфляции выделяют сезонную составляющую. Так, осенью, в период сбора урожая, сельскохозяйственные товары дешевеют, тем самым, снижая темпы роста инфляции.

Итак, что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций [2,4,11].

Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета). Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.

Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.

В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок  это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении.

Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.

В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и  по технологической цепочке  на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.

В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей  важнейшая задача антиинфляционной политики.

Измерение и показатели инфляции

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов Чаще при анализе используется индекс потребительских цен (ИПЦ), показывающий изменение цен по некоторой фиксированной «корзине потребляемых товаров и услуг». «Корзина потребляемых товаров и услуг» включает в себя товары и услуги, необходимые среднему потребителю, такие как продукты питания, бензин, жилье, медицинское обслуживание и т.д. При этом все товары и услуги входят в рассчитываемый индекс со своими весами (долями), которые прямо пропорциональны спросу на эти продукты со стороны потребителей.

Повышение инфляции не означает, что растут цены на все продающиеся товары, цены на некоторые из них, например, не пользующиеся спросом, могут и дешеветь. И все же в период инфляции дорожает такое подавляющее большинство товаров, что приходится говорить об увеличении стоимости жизни и удорожании хозяйственной деятельности.

Зачастую, в инфляции выделяют сезонную составляющую. Так, осенью, в период сбора урожая, сельскохозяйственные товары дешевеют, тем самым, снижая темпы роста инфляции.

Другой популярной мерой инфляции является индекс цен производителей (ИЦП) – ценовой индекс, ежемесячно рассчитываемый по фиксированной корзине товаров, производимых каждой из отраслей. ИЦП отражает изменение цен производителей по сравнению с предыдущим периодом. В отличие от ИПЦ, отражающего увеличение стоимости товаров на розничном или потребительском уровне, ИЦП показывает стоимость товаров и услуг на оптовом уровне.

Индексы – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени.

В качестве косвенного показателя уровня инфляции можно использовать данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения: сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении инфляционного напряжения.

Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к расходам также могут характеризовать уровень инфляции.

Виды инфляции

Инфляцию по причинам ее возникновения делят на два вида – «инфляцию покупателей» (инфляция спроса) и «инфляцию продавцов» (инфляция издержек).

Инфляция спроса возникает из-за избытка денежных средств у покупателей. Избыточный спрос, за которым по тем или иным причинам не успевает производство, приводит к взлету цен. Этот феномен можно охарактеризовать так: «слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров».

При инфляции издержек механизм раскручивания инфляции вызывается ростом издержек. Причинами ростом издержек являются повышение заработной платы или удорожание сырья, топлива, транспортных расходов и т.д.

В реальной действительности разделить эти два вида инфляции весьма сложно. Важнее знать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. Например, в России в результате проведения мероприятий по либерализации цен спрос населения на товары уменьшился, но важную роль стала играть инфляция издержек (рост цен на сырье, топливо) [5].

В зависимости от темпа нарастания инфляции различают ползучую инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.

Ползучая инфляция характеризуется невысокими (до 10%) ежегодными темпами роста цен. Она присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы 3-3,5%.

Галопирующая инфляция, в отличие от ползучей, становится трудноуправляемой. Ежемесячный рост цен составляет от нескольких единиц до нескольких десятков процентов. Характерный пример – рост цен в России в первой половине 1990-х годов.

Если рост цен превышает 50% в месяц, то в этом случае говорят о гиперинфляции. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой. Обычные функциональные взаимосвязи и рычаги управления не действуют.

Примеры – рост цен в ряде стран Европы после первой мировой войны, рост цен в Венгрии с августа 1945 г. по июль 1946 г. (в миллионы раз).

Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе 1946 года 829 октильонов (единица с 22 нулями) обесцененных форинтов были равны стоимости одного довоенного форинта. Американский доллар стоил 3*1022 (3 с 22нулями) форинтов. В 1947 году японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать валюту и мелочь, а не утруждать себя пересчитыванием. С 1938 по 1948 год цены в этой стране повысились в 116 раз.

Высокая инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. При этом снижаются реальные доходы населения, растет себестоимость производства, при этом повышение заработной платы и цен на конечную продукцию не поспевает за ее темпами. Кроме того, высокий уровень инфляции обычно является нежелательным для большинства компаний, ориентирующихся на работу на внутреннем рынке, так как «съедается» значительная часть их прибыли. Исключением являются компании, ориентированные на экспорт, чья выручка исчисляется в твердой валюте. Данный тип компаний даже выигрывает от внутренней инфляции, поскольку это позволяет дополнительно сэкономить на издержках. Оптимальными темпами инфляции для развитой рыночной экономики являются 2-5% в год.

Инфляция в России

Инфляция спроса нашей стране хорошо знакома. Она сохранялась на протяжении всего периода существования СССР, но в виде дефицита на товары, т.е. неудовлетворенного спроса, что, в свою очередь, явилось следствием жесткой фиксации цен со стороны государства.

Информация о работе Сущность и причины инфляции