Возможности использования логистического подхода в сфере обслуживания (рестораны, туристический, гостиничный бизнес и др.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение возможностей использования логистического подхода в сфере обслуживания, а также места логистики в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе.
При выполнении ставились следующие задачи:
выяснить значимость рынка туристических услуг;
определить место и роль логистики в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесах;
исследование особенностей управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях;
рассмотреть примеры существования логистики в сфере обслуживания, на территории Красноярского края.

Оглавление

Часть 1. Возможности использования логистического подхода в сфере обслуживания (рестораны, туристический, гостиничный бизнес и др.)
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛУГ…………………………………5
1.1. Определение понятия услуги………..………………………………….…5
1.2. Характеристика услуг……………………….…………………………….6
1.3. Классификация услуг……………………………………………………..7
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ……9
2.1. Использование логистического подхода в туристическом бизнесе……..9
2.2. Логистика в гостиничном бизнесе………………………………………..12
2.3. Логистический подход в ресторанном бизнесе………………………….21
3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИТИКИ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ…………………………...23
3.1. Логистика в туристической компании «ДЮЛА»......................................23
3.2. Использование логистического подхода в гостинице «Турист».............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Смольникова Е.А. 27.docx

— 79.96 Кб (Скачать)

     В состав логистической системы туристского  предприятия входят следующие составляющие:

     - информация – планирование туров,  обработка заказов, прогнозирование  спроса;

     - перевозка туристов – выбор  вида транспорта и компании-перевозчика;

     - кадры, обслуживающие туристов;

     - обслуживающее производство –  подразделения логистики, которые  обслуживают процесс формирования  тура и оказания услуг потребителю.

     Элементами  логистической системы и факторами, которые необходимо учитывать при  ее разработке, являются:

     - число и размещение филиалов  туристской фирмы;

     - информационная связь, базирующаяся  на применении компьютерных технологий (Internet, E-mail);

     - транспортная модель.

     В последние годы прерогативой логистики  является управление не только материальными  потоками, но и потоками услуг. Под  потоками услуг в туризме понимается комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные  услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые  в зависимости от целей путешествия [4].

     Основное  отличие логистического подхода  к управлению потоками на основе инновационной  логистики от традиционного управления ресурсами заключается в интегрированном  подходе к управлению бизнес-процессами. При использовании такого подхода  предприятие достигает необходимого уровня адаптивности к внешним изменениям, предлагает необходимое количество турпакетов на конкретном рынке, где  они окажутся востребованными в  нужное время, добивается синхронизации  заказов и транспорта, снижения издержек. 

    1. Логистика в гостиничном  бизнесе

     Термин  «индустрия гостеприимства» завоевал особую популярность в последние  годы не только во всем мире, но и в  нашей стране. Гостинично-ресторанный бизнес является основной составляющей индустрии гостеприимства, поскольку обеспечивает первичные потребности человека в отдыхе, сне и еде. В этой индустрии доминируют международные корпорации (представленные так называемыми гостиничными и ресторанными цепями), которые вовлекают в свое обслуживание сотни миллионов людей.

     Важное  место в индустрии занимает гостиничный  бизнес, широкий и разнообразный  характер которого охватывает и элементы связанных с ним секторов индустрии, например, питание, отдых и развлечения  и др. Соответственно, гостиничный  бизнес демонстрирует более широкую  и разнообразную организационную  структуру, чем другие секторы индустрии.

     Предприятия гостиничного бизнеса имеют общие  характеристики, которые определяют природу индустрии гостеприимства, а последняя формирует организационную структуру предприятий, определяет их управленческую политику и операции:

    • гостиничный бизнес представлен предприятиями различных видов;
    • круглосуточный режим работы;
    • это индустрия и производства, и обслуживания;
    • существуют разные клиенты с различными потребностями и ожиданиями;
    • обслуживание направлено непосредственно к клиенту, а предлагаемый продукт имеет осязаемую и неосязаемую природу;
    • многие операции комбинированы, большинство из них производятся одновременно;
    • требуется высокий уровень координации и часто в очень сжатые сроки;
    • помимо высококвалифицированного труда существует и много неквалифицированного труда;
    • относительно низкая оплата труда;
    • большая текучесть кадров внутри индустрии (между отраслями).

     Хотя  индустрию гостеприимства нельзя назвать  сугубо обслуживающей, она проявляет  многие основные характеристики других отраслей сферы обслуживания. Эти  характеристики западные специалисты  объединили в семь пунктов:

    • клиент является участником в процессе обслуживания;
    • процессы производства и потребления совпадают во времени;
    • объемы обслуживания не прочны во времени;
    • место расположения (размещения) определяется потребительским спросом;
    • процесс обслуживания трудоемкий;
    • продукт неосязаемый;
    • сложно измерять исполняемость.

     В отличие от производства процесс  обслуживания ограничен во времени. В период падения спроса и при  остающихся высоких ценах неполную загруженность на предприятиях нельзя возместить в последующие дни большого спроса, а при увеличении спроса недостаточность средств обслуживания может стать причиной снижения доходов из-за невозможности полностью удовлетворять спрос [8].

     Еще одно отличие индустрии гостеприимства от производства заключается в том, что предложение услуг и потребители  должны быть связаны друг с другом, поэтому здесь нельзя достичь  эффекта экономии в масштабе с  помощью централизованных поставок для различных рынков. Предложение  услуг непосредственно клиенту  ограничивает места обслуживания и  уменьшает объемы операций.

     Анализ  позволил сформулировать основные характеристики гостиничного бизнеса, которые определяют его специфику, и учет которых  обязателен при разработке стратегии  управления предприятиями гостиничного бизнеса:

  • системность;
  • комплексность;
  • сложность;
  • многоаспектность.

     Роль  управления в гостиничном хозяйстве  определяется постоянно меняющейся конъюнктурой рынка гостиничных  услуг, конкурентоспособностью, стремлением  к повышению доходности, рентабельности объектов гостиничного хозяйства, уровня загрузки номерного фонда и качества предоставления услуг [7].

     В настоящее время во всем мире гостиничному хозяйству отведена значительная роль, в то время, как в нашей стране отсутствует современное понимание сути гостиничного бизнеса как объекта исследования и управления, его основополагающих свойств и функциональных особенностей. Лишь в последние несколько лет в России стали изучать такое понятие и явление как гостинично-туристический комплекс (ГТК), в то время как ранее основное внимание уделялось только туризму.

     Гостиничный бизнес можно условно разделить  на две группы:

    • национальный гостиничный бизнес, который охватывает гостиничный сектор внутри страны;
    • международный гостиничный бизнес, включающий мировой гостиничный сектор.

     Существуют  различные подходы к классификации  предприятий размещения, в частности  стандартная российская классификация  средств размещения. Эта классификация  в основном соответствует рекомендациям  по статистике туризма ООН.

     Таким образом, гостиничный бизнес представляет собой большую экономическую  систему с разнообразными связями  между отдельными элементами в рамках как отдельно взятой страны, так  и связей национальной экономики  с мировым гостиничным хозяйством в целом [10].

     Гостиничный бизнес можно определить как совокупность отношений и явлений, возникающих  во время пребывания неместного населения  в предприятиях размещения вне постоянного  места жительства в течение определенного периода времени (в Российской Федерации, в соответствии с правилами предоставления гостиничных услуг, принятыми в июне 1994 года, этот срок не должен превышать двух месяцев при отсутствии разрешения исполнителя).

     В последние годы все большую популярность приобретают малые гостиницы, ставшие  лидерами специализированных программ и маркетинговых исследований. На сегодняшний день не существует строго определенных международных или  национальных норм, классифицирующих средства размещения по их объему. Сейчас в России малой считается гостиница  вместимостью от 10 до 100 номеров. В общей  массе функционирующих на сегодняшний день отелей малые занимают очень скромное место: в Москве на их долю приходится чуть более 4%. Массовый туризм, диктовавший правила игры в сфере гостинично-туристских услуг, оставил множество «родимых пятен», и однотипность гостиничного продукта – одно из них.

     Интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса проявляется не только в  России. Определяется он изменениями  в поведении основных потребителей гостиничных услуг. Малые гостиницы  легче адаптируются к каждому  клиенту, создают атмосферу «дома  вдали от дома», что не исключает  привнесения в быт гостей национального  колорита. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более  гибкую систему скидок и обходятся  клиенту дешевле, чем большие  гостиницы аналогичного класса. Все  это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение  на рынке разных стран, в том числе  и в России. Таким образом, появление  малых гостиниц – ответ на возникший  у туристов спрос на малые формы  и домашний уют.

     Однако, имея небольшую вместимость, гостиница, соответственно, имеет невысокие  объемы продаж. Кроме того, в структуре  оборота такой гостиницы существенно  возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных  цен на моющие средства, на услуги прачечной  и т.д. Большие трудности возникают  у малых гостиниц в кадровой сфере  – работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель  оставался рентабельным. Таким образом, малой гостинице трудно увеличивать  эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны, под давлением  конкуренции она не может увеличивать  цену на проживание. Для сокращения переменных расходов малая гостиница имеет только один путь – объединение с себе подобными с тем, чтобы осуществлять оптовые закупки по приемлемым ценам, проводить совместные рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета.

     Таким образом, сегмент рынка малых  отелей не очень устойчив, несмотря на то, что определенная часть турпотока предпочитает его всем остальным. В таких условиях развитие малых форм предпринимательства, к которым смело можно отнести малые гостиницы, требует направленной поддержки со стороны органов государственного управления [7].

     Основные  проблемы, с которыми сталкиваются предприятия гостиничного бизнеса  можно сформулировать следующим  образом:

     1) несоответствие материально-технической  базы требованиям спроса;

     2) отсутствие государственной поддержки  отрасли; 

     3) рост расходов на коммунальные  услуги, а соответственно снижение  прибыли; 

     4) высокий уровень внутренних расходов  на содержание имущества предприятий  гостиничного бизнеса; 

     5) подверженность гостиничного рынка  резким сезонным колебаниям спроса  на туристические услуги.

     В условиях повсеместного превышения совокупного предложения над  спросом на гостиничные услуги логистический  подход в управлении ресурсопотоками является важнейшим стратегическим инструментом обеспечения конкурентного потенциала и укрепления позиций предприятий среди признанных лидеров гостиничного рынка. Однако решение вопроса об интеграции концепций логистики в существующие системы управления в гостиничном бизнесе неразрывно связано с проблемой их адаптации к особенностям индустрии гостеприимства, а также с необходимостью создания соответствующей научно-практической базы.

     Многообразие  ресурсопотоков в гостиничном бизнесе в условиях непрерывного роста потока информации, сложности проведения расчетных и финансовых операций, усложнения логистических каналов движения потоков услуг, развития концепции всеобщего управления качеством требует выработки единого систематизированного подхода к управлению потоковыми процессами и логистическими функциями гостиницы. В связи с этим, насущным представляется вопрос о создании центральной логистической системы (ЦЛС) управления ресурсопотоками гостиничного предприятия.

     Как показал анализ, вся логистическая деятельность гостиницы определяется информационным взаимодействием четырех основных подсистем во внутренней среде ЦЛС и обусловлена:

    • необходимостью создания и поддержания непрерывной связи с объектами внешней среды логистической системы (подсистема №1);
    • необходимостью управления многообразием информации на всех этапах логистической деятельности и стадиях взаимодействия потребителя и услуги (подсистема №2);
    • потребностью оптимизации использования всех видов внутренних ресурсов гостиницы в процессе формирования заказов и производства услуг (подсистема №3);
    • необходимостью обработки и интерпретации результатов деятельности гостиницы (подсистема №4).

Информация о работе Возможности использования логистического подхода в сфере обслуживания (рестораны, туристический, гостиничный бизнес и др.)