Использование возможностей подсознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Методы мозгового штурма, или мозговой атаки (МА), основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказывать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можнополучить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказывать идеи по этой же задаче, то получится Nh идей. При этом оказывается, что Nh намного больше N.

Файлы: 1 файл

Метод мозговой атаки1.docx

— 38.30 Кб (Скачать)

     Инженерная карьера потому и заманчива, что люди со средними способностями могут творить, т. е. могут испытывать счастье, доступное только сверх одаренным людям: поэтам, музыкантам, художникам и ученым.

 

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ПОДСОЗНАНИЯ

     Методы мозгового штурма, или мозговой атаки (МА), основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказывать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можнополучить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказывать идеи по этой же задаче, то получится Nh идей. При этом оказывается, что Nh намного больше N.

Обычно за 15—30 мин коллективно  высказывается (при соблюдении правил МА) от 50 до 150 разных идей, при индивидуальной работе — только 10—20 идей. Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.

     В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 процентов ваших конструктивных идей возникает подобно электрической искре при «контакте» с мыслями других людей».

     В связи с этим Г. Я. Буш, известный советский специалист по эвристическим методам технического творчества, пишет: «Мозговая атака, предложенная А. Осборном,представляет собой применение эвристического диалога Сократа с широким использованием механизма свободных ассоциаций творческого коллектива и одновременно созданием путей той или иной психоэвристической настройка оптимального микроклимата для творчества».

     Современные методы МА имеют далекую предысторию, уходящую в XVI—XVII века — время расцвета смелых морских путешествий. В это время в морской практике' № вырабатывается порядок действий на случай, когда судно  терпит аварию или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан судна (или оставшийся в живых старший по положению) проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен высказывать свои предложения по устранению

возникших затруднений и опасностей. При этом соблюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана. Такая процедура стимулировала мышление более старших и опытных людей, которые приходили к более толковым и приемлемым идеям.

     Современные методы МА возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер А. Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды

судно под его командованием  везло груз в Европу и оказалось  без надежной охраны и прикрытия. В это время была получена радиограмма  о скором нападении немецких подводных  лодок. А. Осборн собрал всех на палубе,

сообщил о готовящемся  нападении и попросил каждого  подумать и высказать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, которое не имело эффективных средств защиты. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта, к которому будет приближаться торпеда, дружно дуть на торпеду и «отдуть ее в сторону». На этот раз встреча с подводными лодками не была роковой. Однако высказанная матросом смешная абсурдная идея оказалась плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, А. Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим вентилятором в одном из рейсов действительно «отдул» торпеду от борта.

Так у А. Осборна рбдилась идея создания метода коллективного  поиска идей для устранения затруднительных  ситуаций. После войны он разработал метод мозговой атаки и создал свою школу подготовки изобретателей  и рационализаторов. Методы МА представляют собой эмпирически найденные  эффективные способы решения  творческих задач.

С точки зрения психологии, кибернетики и других наук феномен  МА остается белым пятном, которое  требует серьезного и глубокого  изучения. Такие исследования 6* 163 несомненно обеспечат значительное повышение  эффективности этого популярного  и широко распространенного метода.

Методы МА рекомендуются  для изучения в числе первых и  обязательных эвристических методов  при подготовке изобретателей. Это  вызвано рядом причин, кроме уже  отмеченной его высокой эффективности. Изучение методов МА не требует специальной  подготовки, и они , осваиваются легко  и быстро как учащимися средних  школ и молодыми рабочими, так и опытными конструкторами. В последнее время оправдали себя и прогрессивно развиваются различные формы коллективного технического творчества (творческие группы, бригады и т. п.).

Для этих форм метод МА представляется наиболее естественным и подходящим. И еще одно достоинство МА —  универсальность метода и весьма широкая область его применения. Мозговую атаку целесообразно использовать: при решении изобретательских и  рационализаторских задач в самых  различных областях техники; при  самых различных постановках  задачи (по форме, детальности и глубине  проработки); на различных этапах решения  творческой задачи и на различных  стадиях разработки и проектирования изделий; в сочетании с другими  эвристическими методами.

     Удивительная универсальность методов МА позволяет с их помощью рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть также задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики,

социологии, уголовного розыска, военных операций и т. д., если они  достаточно просто и ясно сформулированы.

 

2. МЕТОД ПРЯМОЙ МОЗГОВОЙ  АТАКИ

     Формулировка задачи. Постановка задачи перед творческой группой — участниками МА может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь; что мешает получению желаемого.

Задачу может сформулировать внешний заказчик, руководитель творческой группы или ее член. Важно одно, чтобы  перед сеансом МА имелась достаточно исчерпывающая четкая постановка задачи, желательно в документальном виде. Постановка задачи для МА должна также  отличаться краткостью изложения. В соответствии с рекомендациями гл. 7 постановка

задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации (операция 1). Иногда имеет смысл дать более детальное изложение постановки, когда описание проблемной ситуации дополняют предварительной формулировкой  задачи в соответствии с операцией 5. Пример формулировки задачи приведен в п. 1 гл. 7.

     Главное содержание поставки задачи (операция 1) содержится в ответах на вопросы а) и б). Ответы на вопрос г) и частично на вопрос а) должны стимулировать и вдохновлять членов творческой группы на активную деятельность, чтобы предлагаемая задача стала для них главной задачей, которую необходимо неотложно решить. Если формулировка задачи содержит очень специальные и малопонятные термины для специалистов из смежных или других областей, то необходимо сделать вторую редакцию предварительной формулировки без специальных терминов.

Формирование творческой группы. Наиболее эффективное число  участников в творческой группе для  провеения сеанса МА составляет 5—12 человек, хотя допустимо и меньшее (до 3) и большее число участников.

Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены.

     Ядро группы постепенно отбирается при решении различных задач методом МА. В ядро группы входят ее руководитель и сотрудники, легко и плодотворно генерирующие идеи, а также хорошо знающие и соблюдающие

правила игры (правила для  участников сеанса МА).

Временные члены приглашаются в зависимости от характера и  содержания предстоящей задачи. В  творческую группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы. Временные члены служат необходимым  и гармоничным дополнением к  ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих рекомендаций: число специалистов по решаемой задаче должно быть не более  половины; в состав группы целесообразно  включать специалистов - смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы и. т. д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи; в состав группы желательно включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин; рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т. д.).

Творческая группа — это  дружная сыгранная команда, члены  которой взаимно дополняют друг друга. Правила для участников сеанса МА. Их можно сформулировать следующим  образом.

     1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей.- Свои идеи высказывайте короткими предложениями.

     2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консервативные мысли, ядовитые шутки. Например: Так еще никогда не делали! А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобылы! и т. п.

Запрет критики создает  благоприятный творческий микроклимат.

     3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях.

     4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.

     5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

     6. Обеспечивайте между участниками МА свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения. Никто после сеанса не будет зло шутить над неудачными идеями других.

Настоящий сеанс МА —  это особое психологическое состояние  людей, когда думается без волевых  усилий и принимается во внимание «все, что придет в голову». Именно такое состояние оказывается  наиболее продуктивным, поскольку позволяет  в наибольшей мере использовать подсознание  человека — самый мощный аппарат  творческого мышления.

Обязанности ведущего (руководителя) в сеансе МА.

Успех и результативность МА в очень большой мере зависит от председателя совещания (ведущего), который осуществляет оперативное управление МА. Ведущим чаще всего бывает руководитель творческой группы. Ведущий должен руководствоваться правилами для участников МА и поддерживать непринужденную обстановку и чувство юмора. Кроме того, на ведущего возлагаются следующие обязанности.

     1. Если есть новички в творческой группе, ведущий в самом начале представляет всех участников, давая им короткую лестную характеристику. Далее излагают правила для участников сеанса МА.

     2. Ведущий четко и эмоционально излагает формулировку задачи как в специальном, так и в общедоступном изложении. При этом заставляет участников воспринимать задачу как свою главную проблему, усиливая постановку, например, такими замечаниями: Представьте себя на месте того-то. Что бы вы сделали, если бы сами отвечали за это дело?

     3. Ведущий должен уметь обеспечить соблюдение участниками всех правил проведения МА, не пользуясь при этом приказаниями и критическими замечаниями. Его роль подобна функциям судьи на футбольном поле.

     4. Ведущий должен обеспечивать непрерывность высказывания идей, заполнять паузу поощрительными репликами.

Например: В свое время  предлагалось то-то (можно использовать протоколы 

предыдущих МА для аналогичных  задач). Давайте три минуты будем  высказывать только непрактические и фантастические идеи. А что думаете  по этому поводу Вы, Николай Петрович? А какое будет решение задачи, если убрать такое-то ограничение? У  нас уже 35 идей, давайте дотянем  до 40.

     5. Ведущий должен следить, чтобы обсуждение не шло в слишком узком и слишком практическом направлении, своими идеями или репликами расширять сферу поиска.

     6. Ведущий должен следить за регламентом работы. Говорить, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливать участника, который высказывает свою идею более полминуты, интенсифицировать работу последних минут, например, такими восклицаниями; Неужели ничего не найдем в последние три минуты?! Неужели мы не забьем гол в последнюю минуту?' МА — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, как остроигровой хоккейный матч. Поэтому не может быть единой постоянной схемы проведения МА. Каждый ведущий должен искать свои индивидуальные пути повышения результативности сеанса МА. Например, создатель метода А. Осборн как бывший моряк во время сеанса употреблял крепкие соленые выражения, сообразуясь, конечно, с составом участников.

Организация проведения МА. Приглашать на совещание (сеанс МА) желательно за 2—3 дня с изложением сути задачи, чтобы участники могли  подумать и настроиться. Иногда бывает целесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.

     Полная продолжительность совещания (сеанса МА) составляет 1,5—2 ч. Совещание имеет следующий порядок проведения и соответствующие затраты времени на отдельные мероприятия: представление участников совещания друг другу и ознакомление их с правилами проведения сеанса МА

(5—10 мин); постановка задачи  ведущим с ответами на вопросы  (10—15 мин); проведение МА (20—30 мин); перерыв  (10 минут); составление отредактированного списка идей (30—45 мин).

Помещение должно быть по возможности  нейтральное (лучше не кабинет директора) и не шумное. Лучше всего сидеть за круглым или П-образным столом, чтобы все друг друга видели. Весьма повышают эффективность различные  мероприятия по психологической  настройке и психо-эвристическому стимулированию, например: показ перед МА короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма, актуализирующего постановку задачи; включения негромкой фоновой музыки во время сеанса МА; показ натурального образца, макета или эскиза

Информация о работе Использование возможностей подсознания