Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:29, реферат
Методы мозгового штурма, или мозговой атаки (МА), основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказывать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можнополучить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказывать идеи по этой же задаче, то получится Nh идей. При этом оказывается, что Nh намного больше N.
объекта, который требуется
улучшить; показ на экране аналогичных
объектов, случайно выбранных предметов
или слов (существительных и глаголов);
угощение чаем или кофе; объявление
перед сеансом о гонораре, вручаемом
сразу после окончания
сувениры, билеты в сауну,
лотерейные билеты или деньги, действительно
новая и смешная миниатюра, которую
участники будут с
одним из трех способов: среди участников имеется стенографист (можно записывать и не стенографическим текстом); с помощью магнитофона;
каждый участник после высказывания записывает свою идею.
После сеанса проводится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей с полукритическим отношением. При этом участники МА быстро отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Они могут также усилить и конкретизировать высказанные идеи и дополнить список новыми идеями, возникшими во время редактирования. Все полученные идеи желательно разделить на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые для решаемой задачи, наиболее эффективные и перспективные, прочие.
Отредактированный и оформленный список передается заинтересованным лицам для дальнейшей более детальной оценки и проработки с точки зрения патентоведения и использования в проектно-конструкторских разработках.
После принятия решения об оформлении отдельных идей (в виде рационализаторских предложений, заявок
на изобретение, технических предложений для проектирования и т. д.) уточняется и определяется список авторов с руководителем группы, а затем согласуется со всей творческой группой, участвовавшей в сеансе МА.
Учебно-тренировочные задачи. Прежде чем решать реальные задачи методом МА, необходимо отработать с творческой группой или ее ядром технику проведения МА на учебно-тренировочных задачах. Такие задачи Должны:
быть общепонятными для всех участников; содержать потенциально большое число идей решения задачи; вызвать интерес у участников МА.
В качестве учебных задач можно брать реальные задачи, удовлетворяющие указанным требованиям. Если выбор реальных учебно-тренировочных задач вызывает затруднение, то можно предложить следующие темы для
формулировки и решения задач: Как исключить травмирование и гибель жителей города от падающих сосулек?
Как снизить аварийность и травматизм на автодороге
во время гололеда?
Как сохранить от града хлебное поле?
Как уберечь от воров зеркало в туалетной комнате сушилку для рук?
3. МЕТОД ОБРАТНОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ
Теоретические предпосылки.
В основе обратно! мозговой атаки
лежит закон прогрессивной
и устранение дефектов {недостатков) в существующем поколении ТО при наличии необходимого научно-технического потенциала. Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного изделия решаются две задачи: 1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков; 2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии.
Первая задача относится к постановке изобретательских и проектно-конструкторских задач, вторая — к синтезу нового технического решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков, который состоит из двух частей: недостатки, обнаруженные при изготовлении, эксплуатации, ремонте и утилизации выпускаемых изделий;
недостатки, которые возникнут
в обозримом будущем у
Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое изделие будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего научно-технического уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков.
Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого. Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. щель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.
Обратная МА может быть
использована при решении, например,
следующих вопросов и задач: уточнение
постановки изобретательских и рационализаторских
задач; разработка технического задания
или технического предложения; экспертиза
проектно-конструкторской
Формулировка задачи. Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить?
б) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д.?
в) Что требуется получить в результате МА? г) На что нужно обратить особое внимание? Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информацияI по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников. По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10—20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта. По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно
нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.).
При составлении формулировки задачи следует также принять во внимание рекомендации п. 2 гл. 8. Формирование творческой группы. Здесь остаются
в силе рекомендации п. 2 гл.
8, кроме одного пожелания. В творческую
группу необходимо включить технологов,
наладчиков, ремонтников, эксплуатационников,
работников по сбыту и продаже. Правила
для участников сеанса МА. Эти правила
совпадают с правилами
Обязанности ведущего (руководителя) в сеансе МА.
Совпадают с обязанностями,
изложенными в п. 2 гл. 8. Для обеспечения
непрерывности высказывания идей и
полноты формируемого списка недостатков
ведущему рекомендуется использовать
следующий список вопросов: У каких
параметров объекта или его элемента
ожидаются отклонения от нормы? Какие
ожидаются трудности
контроля изделия или его отдельных узлов? Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10—20 лет? Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10—20 лет? Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора? Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала? Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10—20 лет?
Таблица 80
Пример анализа недостатков прототипа
Наименование недостатка |
Фактические или возможные следствия проявления недостатка |
Фактические или
возможные причины |
1. Плохая подвижность шарнирной передачи 2. Не учет гололеда на автодороге 3. Отказ шариковой авторучки
Фактические или возможные |
1.1 Потеря мощности 1.2. Ускоренное изнашивание шарнира 1.3. Разрушение шарнира
Скольжение транспорта с Шариковая авторучка перестает оставлять след на бумаге в виде слоя пасты |
1.1. Некачественная обработка 1.2. Малый зазор поверхностей трущейся пары 1.3. Непредусмотренные Наличие в атмосфере повышенной влажности и низкой температуры 3.1. Понижение давления в баллоне с пастой 3.2. Заклинивание шарика 3.3. Увеличение вязкости пасты в связи с понижением температуры |
Организация проведения МА.
Она совпадает с описанной
в п. 2 гл. 8. Для стимулирования мышления
на экране показывают отдельные предложения
из межотраслевого, проблемно и объектно
ориентированных списков
Запись и оформление результатов МА. Проводится в соответствии с рекомендациями п. 2 гл. 8. В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам. Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство, сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды. Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных).
Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам. Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 30), где приведены примеры заполнения.
При составлении табл. 30 время, отведенное на составление отредактированного списка идей (см. п. 2 гл. 8), может быть увеличено до 1—1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки.
Выбор учебно-тренировочных задач. При выборе следует учитывать рекомендации п. 2 гл. 8, где также приведены темы для формулирования и решения учебных задач.
4. КОМБИНИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МЕТОДОВ МОЗГОВОЙ АТАКИ
Изложенные методы прямой и обратной МА могут быть совместно использованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций, оправдавшие себя на практике.
Двойная прямая мозговая атака.
Двойная МА начала практиковаться в СССР. Суть ее заключается в том, что
после проведения прямой МА делается перерыв от двух часов до двух—трех дней и еще раз повторяется прямая МА. Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же задаче часто выявляются наиболее
ценные практически полезные идеи или удачное развитие идей первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтезирующее неожи-
данные фундаментальные идеи.
Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития техники). Как уже отмечалось во введении, развитие ТО представляет собой повторяющийся цикл существующее изделие — выявление • недостатков —
устранение недостатков в новой серии изделий. Эту закономерность можно использовать для мысленного моделирования и прогнозирования развития интересующего класса изделий. Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют все недостатки существующего изделия и выделяют среди иих главные. Затем проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают эскиз нового технического решения, в котором по возможности устранены или учтены эти недостатки.
Для увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл повторить, чтобы посмотреть развитие объекта на два шага вперед.
Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков технического объекта). Указанную выше закономерность развития техники можно также использовать для прогнозирования недостатков интересующего класса изделий. Для этого сначала проводят прямую МА и делают эскизы наиболее перспективных технических решений, затем обратную МА и выявляют возможные недостатки этих технических решений.
В целях увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных будущих недостатков и разработки соответствующих эскизов технических решений, по отношению к которым еще раз выполняется обратная МА.