Разрешительная система в сфере международных автомобильных перевозок и ее совершенствование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить теоретические вопросы функционирования транспортной логистики и разработать рекомендации по ее совершенствованию в ЧТЭУП «Белагроэкспорт».
Задачи дипломной работы:
рассмотреть сущность международных автомобильных перевозок;
рассмотреть аспекты осуществления международных автомобильных перевозок в мире;
проанализировать текущее финансовое положение рассматриваемого предприятия;
выявить слабые стороны рассматриваемой тематики;

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 355.67 Кб (Скачать)

 

3.3 Развитие транспортно-логистического  комплекса в Республике Беларусь.

Беларусь объективно начинает служить транспортным мостом между Европой и Россией. В условиях глобализации мировой экономики транспорт и в частности автотранспорт – важнейший рычаг для стимулирования процессов интеграции.

Вследствие наметившегося в последние годы существенного развития международной торговли в значительной степени увеличились объемы потоков перевозок грузов в международном сообщении.

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, благоприятное географическое положение между странами Западной, Центральной, Восточной Европы, Балтии, Скандинавии, России, Украины и странами Азии и Востока способствуют интеграции республики в международную транспортную систему. Самые короткие дороги, соединяющие страны Западной Европы со странами СНГ, а также Южную и Центральную Европу сСеверо-Западными регионами России, Балтии и Скандинавии, проходят через территорию республики.

С целью согласованного развития транспортных систем при осуществлении внешнеэкономических связей и обеспечения беспрепятственного передвижения грузов и пассажиров через национальные границы в странах Евроазиатского континента предусмотрено формирование международных транспортных коридоров, представляющих собой совокупность магистральных коммуникаций ссоответствующей инфраструктурой, как правило, различных видов транспорта на направлениях, имеющих важное международное значение.[21]

В условиях развития и углубления международного сотрудничества формирование международных транспортных коридоров, обеспечивающих возможность унификации параметров транспортной инфраструктуры и применения единой технологии перевозок, рассматривается как основа при интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.

В целях активизации сотрудничества Республики Беларусь с Европейскими структурами в направлении ее интеграции в мировую транспортную систему Правительством республики предпринимаются усилия по обеспечению положительного решения Руководящем Комитетом международного транспортного коридора №5 (Триест–Любляна–Будапешт–Львов) вопроса о его продлении до г.Минска. Такое предложение уже поддержано Центрально-Европейской Инициативой, региональной международной организацией стран Центральной Европы, членом которой с 1996г. является Республика Беларусь.

Серьезные изменения, происходящие в последнее время в структуре мировой экономики, оказывают существенное влияние на изменения международного рынка транспортных услуг. Быстрые темпы роста промышленного потенциала объединенной Европы и экономики азиатского региона создают благоприятные условия для развития транспорта Беларуси и России, расположенных на геополитическом перекрестке, средоточии торговых и транзитных путей.

В настоящее время на транспорте Союзного государства Беларуси и России проводится большая работа по дальнейшему укреплению транспортно-экономических связей, развитию инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, обновлению и восстановлению парков подвижного состава, созданию и расширению сети сервисных станций по диагностике, обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; совершенствованию системы тарифо- и ценообразования; стабилизации финансового положения, создания и развития транспортного комплекса.

Рост объемов промышленного производства и внешней торговли потребует от отечественного транспорта наращивания объемов и повышения качества экспортно-импортных и международных транзитных перевозок грузов. Для увеличения экспорта транспортных услуг, интеграции в мировую транспортную систему необходимо продолжить создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий в области международных перевозок грузов и пассажиров.

Основными приоритетами дальнейшего развития транспортного комплекса должны стать:

  • формирование современной научно-технической производственной базы для внедрения прогрессивных технологий, новой техники и материалов;
  • разработка и использование экологически чистых видов топлива;
  • обустройство международных транспортных коридоров, проходящих по территории Беларуси и России;
  • создание эффективной системы информационного обеспечения транспортных услуг;
  • расширение сферы транспортно-экспедиционного обслуживания

Интеграция Республики Беларусь в международную транспортную систему будет способствовать и создание на ее территории сети региональных грузовых терминалов.

В Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь подготовлен проект Программы по созданию логистической терминальной системы обслуживания грузовладельцев, которая представит собой сеть региональных грузовых терминалов, деятельность которых будет координироваться логистическим центром. Головным в системе грузовых терминалов страны должен стать транспортно-обслуживающий комплекс (ТОК) «Прилесье», который включен в границы территории свободной экономической зоны «Минск».

Планируется, что на территории ТОК «Прилесье» будут построены АЗС, станции техобслуживания, современные складские помещения, таможенные терминалы, автостоянки, автомойки, а также предусматривается строительство всего комплекса необходимых услуг для отдыха водителей и пассажиров. Кроме этого, в «Прилесье» планируется создать бизнес-центр, где разместятся офисы банковских, страховых, брокерских, экспедиторских и других фирм.

В логистическом центре комплекса будет внедрена единая информационная система, содержащая информацию о передвижении конкретного транспортного средства и товара в любой момент и в любой точке, что позволит компаниям оптимизировать транспортные потоки и повысить эффективность грузоперевозок.

В зависимости от особенностей бизнес-плана инвестора строительство ТОК «Прилесье» может занять несколько лет, а объем инвестиций в новостройку, исходя из состава и срока реализации проекта, может составить от 25 до 50 млн. долларов.

В качестве основных источников финансирования создания транспортного комплекса рассматриваются отечественные и иностранные инвестиции.

По оценкам специалистов, при эффективной работе пропускная способность ТОК «Прилесье» может составить около 200 автомашин в сутки и обеспечить переработку грузов до 4 тыс. тонн в сутки, или более 1 млрд. тонн в год.

Создаваемый логистический центр предложит оптимальные транспортные схемы грузоперевозок. При необходимости в них будут задействованы разные виды транспорта – авиа-, авто- и железнодорожный транспорт – в наиболее выгодном их сочетании. Планируется создание международной базы данных с характеристиками условий транспортировки грузов внутри страны и за рубежом.

Следует отметить, что во многих странах логистика давно стала практическим инструментом бизнеса. Как показывает зарубежный опыт, с логистическими системами связано получение 20–30% валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран.

Для Беларуси формирование и развитие логистических, торговых, транспортных и информационных систем позволит осуществить эффективное взаимодействие разрабатываемых отечественных макрологических систем с международными логистическими программами и проектами – такими, например, как программа ООН TradePoints, программа стран Балтийского региона TEDIM, ряд программ и проектов TAСIS, программа Европейской комиссии по транспорту и логистике «Северный путь».

 

Заключение

 

Белорусские перевозчики в 2012 году принесли в экспортную корзину страны более миллиарда долларов. Между тем уже в 2013 году в области международных перевозок для Беларуси могут открыться новые перспективы.По итогам работы международного автомобильного транспорта в 2012 году получены результаты, которые по отдельным показателям превзошли все имевшиеся ранее достижения. Впервые за долгие годы в Беларуси по итогам года достигнут объем экспортной выручки услуг автомобильного транспорта, превысивший 1 миллиард долларов. Впервые услуги автомобильного транспорта по данному показателю заняли первое место среди всех видов услуг, поставляемых Беларусью на экспорт. В результате деятельности международного автомобильного транспорта в балансе услуг страны сформировано второе по объему после трубопроводного транспорта положительное сальдо, которое за 2012 год составило 670,4 миллиона долларов, или 24 процента в удельном весе положительного сальдо услуг республики. При этом 93 процента поступлений по экспорту услуг автомобильного транспорта обеспечено за счет услуг грузового автомобильного транспорта.

По итогам 2012 года парк АТС, зарегистрированных для осуществления международных перевозок по процедуре МДП, составил 11 696 единиц и увеличился с начала года на 16,3 процента. Инвестиции в обновление автотранспортных средств составили в 2012 году порядка 150 миллионов евро, обновлено 14 процентов парка. Это тоже максимальное значение за весь период.

Однозначно положительно на развитие белорусского рынка транспортных услуг повлияло и Единое таможенное пространство.  Ранеена трассе М-1 очереди доходили до 18–20 километров. Сейчас с российской стороны таможня ушла, и очереди полностью отсутствуют. Российская транспортная инспекция в пунктах пропуска на границе не осуществляет контроль за перемещением товаров, а работает лишь по разрешительной системе. 

Потенциал для развития международных перевозок у Республики Беларусь есть. Для увеличения экспорта услуг, оказываемых отечественными автотранспортными организациями, необходимы также решения, содействующие увеличению доли контрактов белорусских производителей при реализации товаров на экспорт с использованием схем, при которых продавец должен заключить контракт на перевозку. По информации БелНИИТ «Транстехника», только 5 процентов продукции, поставляемой на экспорт из Беларуси, продается на условиях заказа транспортировки груза продавцом. Большая часть продукции с белорусских предприятий вывозится на условиях самовывоза.

Второй момент – интенсивность эксплуатации автотранспорта. На увеличение скорости доставки грузов и сокращение непроизводительных простоев, в том числе при пересечении границ, должно быть направлено сокращение сроков таможенного оформления, чему способствует развитие предварительного электронного информирования и декларирования, внедрение информационных технологий в транспортно-логистической деятельности, расширение пунктов пропуска на западной границе. За 2012 год в белорусские и иностранные пункты пропуска белорусскими перевозчиками было направлено почти 40 000 предварительных информаций с применением проекта МСАТ TIR-EPD, что позволило исключить расходы перевозчиков более чем на 800 тысяч евро и сократить более 100 тысяч часов простоев транспортных средств в пунктах пропуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1.Устав Частного транспортно-экспедиционного предприятия «Белагроэкспорт».

2. О ЧТЭУП «Белагроэкспорт» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://baexport.by/history/– Дата доступа: 15.05.13.

3.Организационная  структура предприятия ЧТЭУП «Белагроэкспорт». Приложение 1 к организационной структуре ЧТЭУП «Белагроэкспорт».

4. Приложение  №1 к бухгалтерскому балансу за 2011-2012 гг.

5.Белорусский  статистический комитет.. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.by/. – Дата доступа: 21.05.13.

6. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ

7.Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

8.Проблемы и перспективы развития транспортной логистики Республики Беларусь / А. В. Венгура ; Белорус. торгово-экон. ун-т потребител. кооперации (Гомель) // Экономика глазами молодых. — Минск, 2011c 135-137

9. Отчет о прибыли и убытках за 2011-2012 гг.

10.Положение от 29.09.2009 №03-01/6 «Об управление логистики»

11. Таможенный вестник. Ежемесячный  информационно-практический журнал  Государственного таможенного комитета  Республики Беларусь. Издатель –  РУП «Белтаможсервис» филиал  «Белтаможиздат», под редакцией  Ефименко.– 03.2013.


12. Таможня  и ВЭД. Ежемесячный журнал Государственного  таможенного комитета Республики  Беларусь. Издатель – РУП «Белтаможсервис»  филиал «Белтаможиздат», под редакцией  Азаревич. – 3.2013

13.Таможенный  вестник. Ежемесячный информационно-практический  журнал Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь. –  Издатель – РУП «Белтаможсервис»  филиал «Белтаможиздат», под редакцией  Ефименко. – 02.2013

14. Транспортные услуги ЧТЭУП «Белагроэкспорт» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://baexport.by/transp_main/. – Дата доступа: 16.05.13.

15. Государственный  Таможенный комитет. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.declarant.by/. – Дата доступа: 20.05.13.

16.Карбанович И.И.Международные автомобильные перевозки:учеб.пособие/И.И.Карбанович.-2.е.изд.,доп.-Минск.:Центр «БАМЭ-Экспедитор»:Артия Групп,2013.-396с.

17. Логистика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Экономика";Рец.: Л.Б. Миротин, Л.П. Дашков, М-во образования РФ.-М.: Дашков и К, 2010. - 482 с.

18.Международные  автомобильные перевозки грузов  и транспортно-экспедиционная деятельность: учебное пособие. Мн.:БНТУ, Седюкевич  В.Н. 2006. -149с.

19.Международные транспортные операции и логистика: курс лекций /Н.Г. Дзикович. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. –  
195 с.

20.Грузовые автомобильные перевозки: Монография / Николин В.И.,Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М.  – Омск 2004 57 с.

21. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. — Москва : ТрансЛит, 2011. — 317 с.

22. Транспорт и логистика Республики Беларусь, 2012: справочник / М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, М-во торговли Респ. Беларусь, Ассоц. междунар. экспедиторов и логистики "БАМЭ"— Минск : БАМЭ-Экспедитор : Артия Групп, 2012.

Информация о работе Разрешительная система в сфере международных автомобильных перевозок и ее совершенствование в Республике Беларусь