Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:42, дипломная работа
Цель работы - изучить теоретические вопросы функционирования транспортной логистики и разработать рекомендации по ее совершенствованию в ЧТЭУП «Белагроэкспорт».
Задачи дипломной работы:
рассмотреть сущность международных автомобильных перевозок;
рассмотреть аспекты осуществления международных автомобильных перевозок в мире;
проанализировать текущее финансовое положение рассматриваемого предприятия;
выявить слабые стороны рассматриваемой тематики;
Состав и динамика материальных расходов в ЧТЭУП Белагроэкспорт представлены в таблице 3.
«Таблица 3». Материальных расходы в ЧТЭУП Белагроэкспорт.
Показатели |
Значения, млн. руб. |
Отклонения | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
абс. отклонение в 2012 г., млн. руб. |
2012/2010 гг., % |
2012/2011 гг., % | |
Материальные затраты |
220 |
221 |
245 |
24 |
11,4 |
10,9 |
Расходы на оплату труда |
126 |
167 |
198 |
31 |
57,1 |
18,6 |
Отчисления на социальные нужды |
44 |
61 |
70 |
9 |
59,1 |
14,8 |
Амортизация |
77 |
117 |
123 |
6 |
59,7 |
5,1 |
Прочие расходы |
70 |
86 |
87 |
1 |
24,3 |
1,2 |
Итого расходов всего |
537 |
652 |
723 |
71 |
34,6 |
10,9 |
Однако в структуре материальных расходов доминируют расходы на топливо, доля которого выросла в 2012 г. до 72 %. Снижается доля электроэнергии и прочих затрат.
На общий рост материальных расходов влияние также оказал рост расходов на сырье и материалы и расходы на услуги сторонних организаций. В прочих нематериальных расходах главный фактор роста – так же работы и услуги сторонних организаций, в которых преобладают расходы на информационное обслуживание, рекламу и расчетно-кассовое обслуживание банков. Таким образом, снижение доли административных затрат может быть резервом снижения всех расходов.
Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источниковкапитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а, следовательно, меньше риск потери. От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Выработка правильной финансовой стратегии этом вопросе поможет многим предприятиям повысить эффективность своей деятельности.
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия:
2010 год – 1795 млн.руб.
2011 год – 1833 млн.руб. 2012 год – 2410 млн.руб.
Доля основных средств в активах = стоимость основных средств / итог баланса:
2010 год = 1048 / 1795 = 0,58
2011 год = 1712 / 1833 = 0,93 2012 год = 1717 / 2410 = 0,71
Доля активной части основных средств = стоимость активной части основных средств / стоимость основных средств:
2010 год = 919 / 1048 = 0,88
2011 год = 1201 / 1712 = 0,70 2012 год = 999 / 1717 = 0,58
Коэффициент износа основных средств = износ основных средств / первоначальная стоимость основных средств:
2010 год = 77 / 2119 = 0,036
2011 год = 117 / 3267 = 0,034 2012 год = 123 / 3062 = 0,04
Коэффициент обновления = первоначальная стоимость поступивших за период основных средств / первоначальная стоимость основных средств на конец периода:
2010 год = 1223 / 3267 (с переоценкой) = 0,374
2011 год = 190 / 3062 = 0,062 2012 год = 938 / 3942 = 0,238
Коэффициент выбытия = первоначальная стоимость выбывших за период основных средств / первоначальная стоимость основных средств на начало периода:
2010 год = 75 / 2119 = 0,035
2011 год = 395 / 3267 = 0,121 2012 год = 58 / 3062 = 0,019
По проведенному анализу видно, что на предприятии активная часть основных средств занимает доминирующее положение, происходит ежегодное обновление транспортных средств (наибольшее в 2010 и 2012 годах), наибольшее выбытие основных средств наблюдалось в 2011 году.
Анализ предприятия показывает, что наибольшее отклонение активной части баланса было в 2010 году (675 млн.руб.) и в 2012 году (577 млн.руб.), наименьшее – в 2011 году (38 млн.руб.). На этот момент повлияло значительное обновление подвижного состава в 2010 и 2012 гг., так как внеоборотные активы в этих годах увеличились на 63,4% и 31,8% соответственно.
Значительное отклонение баланса в 2010 и 2012 гг. также связано с обновлением подвижного состава, а именно с приобретение подвижного состава, за счет чего были увеличены источники собственных средств, а также ЧТЭУП «Белагроэкспорт в 2012 году был взят долгосрочный кредит на покупку грузового подвижного состава в размере 360 млн.руб. Также анализ актива баланса предприятия показывает, что наибольший удельный вес в нем занимают внеоборотные активы: 2010 год – 95,4%, 2011 год – 93,7%, 2012 год – 93,9%. Остальная часть принадлежит оборотным активам предприятия, где наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность (2010 год – 3,9%, 2011 год – 5,2%, 2012 год – 4,1%). Однако доля ее изменяется и с 2010 года отклонение составило от -1,5% до -1,0% - это означает, что предприятие постепенно начинает расплачиваться по своим долгам. Немного больше стало приобретаться сырья и материалов по отношению к 2010 году (0,4%) и отклонение к 2011 году составило с -0,1% до 0,2%, однако в 2011 и 2012 гг. их удельный вес остался на одинаковом уровне (0,6%).[4]
Выбор транспорта определяется следующими показателями: скорость, стоимость, надежность, качество перевозки. Каждый вид транспорта отличается своей спецификой и документацией.
На предприятии товаросопроводительная документация в зависимости от вида транспорта различается. При смешанных перевозках (на нескольких видах транспорта) (с1998 по 2010 год предприятие осуществляло автомобильно-железнодорожные перевозки, теперь этот вид деятельности не применяется) используется документ смешанной перевозки, он оформлен в соответствии с унифицированными правилами международных смешанных перевозок.
При международных
автомобильных перевозках используется
документ - товарно-транспортная накладная
автомобильного транспорта - СMR, в ней
указываются данные о грузе, месте и дате
ее составления, наименовании и адресе
отправителя, перевозчика, получателя
и др. В тоже время СMR является страхованием
груза. При международных автомобильных
перевозках используется документ - книжка
МДП (карнет TIR). Этот документ предназначен
для упрощения пересечения таможенных
границ, т. к. в соответствии с международной
конвенцией груз, перевозимый автомобильным
транспортом с карнетом, обычно освобождается
от таможенного досмотра в промежуточных
таможенных постах и является страхованием
перед таможенными органами.
Карнет имеет гарантию международного
автомобильного транспорта (МСАТ), вРеспублике
Беларусь членом этого международного
союза является БАМАП(Белорусская ассоциация
международных автомобильных перевозок).
Транспортно-экспедиционное обслуживание осуществляется в следующей последовательности:
1 этап (до заключения контракта): анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг (тарифные ставки, фрахт, т. е. стоимость доставки единицы груза различными средствами транспорта); расчет транспортных издержек с учетом базисных условий - смета транспортных расходов.
2 этап (в процессе реализации сделки заключается договор с транспортно-экспедиционной фирмой): готовятся все необходимые документы; готовится товар; оформляется страхование груза; выполняются таможенные, санитарные, ветеринарные формальности; оформляется ГТД (грузовая таможенная декларация), паспорт сделки; оплачиваются налоги, пошлины, сборы; организовывается слежение за продвижением транспорта (от грузоотправителя до грузополучателя).
3 этап (после завершения сделки): производятся дополнительные взаиморасчеты, если они появились; при необходимости предъявляется иск, претензии к транспортно-экспедиционным службам, если они появились.Оформляется необходимая документация с учетом исковой давности. [10]
Также необходимо остановится на таком важном моменте как заключение договоров с заказчиками и перевозчиками. В законодательстве установлено, что «экспедитор имеет право осуществлять перевозку груза собственным транспортном. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза». Остановиться на этом моменте стоит потому, что высказывается точка зрения о необходимости заключать два самостоятельных договора в этом случае. Представляется, что такая позиция не имеет никакого подтверждения в законодательстве. Договор необходимо рассматривать не только как документ, но и как соглашение сторон об установлении прав и обязанностей. Это ведет к тому, что сторонами должно быть достигнуто соглашение не только относительно условий договора транспортной экспедиции, но и по условиям договора перевозки. Но никоим образом из данной нормы не следует обязанность сторон заключать два самостоятельных документа и отношения будут оформлены смешанным договором.
Транспортный процесс предприятия «Белагроэкспорт» – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Структура транспортного процесса предприятия включает:
1.Управление движением транспортных средств.
2.Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.
3.Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок.
4.Нормирование скоростей движения автотранспорта.
5.Определение сферы целесообразности использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условий перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта.
6.Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.
7.Оперативный контроль над работой автомобильного подвижного состава и его использованием.
8. Маркетинг грузопотоков.
9.Применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.
10.Разработку на основе материалов обследований грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов.
11.Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава.
Особое место в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:
Правильная организация транспортного процесса предприятия «Белагроэкспорт» предполагает:
1. сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строго соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами; предварительной подготовки грузов и др.,
2.правильное размещение грузов в кузове, способствующих равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им;
3.оптимальные режимы движения автомобилей на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации, различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов;
4.перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях;
5.рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава;
6.максимальное использование рабочего времени водителей в рамках законодательства, за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.
При организации перевозок конкретных грузов предприятием также проводится ряд мероприятий:
1.составляется маршрут
2.выбирается тип и марка