Разрешительная система в сфере международных автомобильных перевозок и ее совершенствование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить теоретические вопросы функционирования транспортной логистики и разработать рекомендации по ее совершенствованию в ЧТЭУП «Белагроэкспорт».
Задачи дипломной работы:
рассмотреть сущность международных автомобильных перевозок;
рассмотреть аспекты осуществления международных автомобильных перевозок в мире;
проанализировать текущее финансовое положение рассматриваемого предприятия;
выявить слабые стороны рассматриваемой тематики;

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 355.67 Кб (Скачать)

1.6. Для ТС небольшой  грузоподъемности (для грузов максимальная  общая масса которых, вкл. прицепы  не превышает 3,5 тонн или максимальная  грузоподъемность которых, вкл. прицепы  и полу-прицепы не превышает 3,5 тонн).

2. Пассажиров

Для распределения разрешений ЕКМТ между перевозчиками рассчитывается единый коэффициент по следующей формуле:

 

К = (С / П) x (е / Е),где

 

К - количество разрешений, подлежащих выдаче перевозчику;

С - количество распределяемых разрешений ЕКМТ;

П - количество грузовых автомобильных транспортных средств, указанное в заявлениях перевозчиков, соответствующих требованиям

Е - средний объем выручки всех перевозчиков от деятельности по международной перевозке грузов в расчете на одно грузовое автомобильное транспортное средство, используемое для выполнения международной перевозки грузов, за квартал, предшествующий времени подачи заявок перевозчиков;

е - объем выручки конкретного перевозчика от деятельности по международной перевозке грузов в расчете на одно грузовое автомобильное транспортное средство, используемое для выполнения международной перевозки грузов, за квартал, предшествующий времени подачи заявок перевозчиков.

Количество разрешений, подлежащих выдаче перевозчикам, рассчитывается путем приведения единого коэффициента и количества грузовых автомобильных транспортных средств, на которые в установленном законодательством порядке оформлены сертификаты технического контроля.

В случае наличия особенностей состава парка отдельных транспортных организаций, влияющих на выручку, комиссия может рассмотреть и учесть их при распределении разрешений.

Распределение разрешений ЕКМТ без ограничений по отдельным странам осуществляется комиссией на основании анализа эффективности использования таких разрешений перевозчиками на основании данных, указанных в отчетах по использованию разрешений ЕКМТ за предыдущий период.

Для перевозчиков, которые имели неоднократное письменное предупреждение по вопросу использования разрешений ЕКМТ, грубых нарушений использования разрешений, а также неоднократно несвоевременно представляли сведения единый коэффициент решением комиссии может уменьшаться на 50 процентов либо разрешение ЕКМТ данному перевозчику может не распределяться.

Разрешения ЕКМТ выдаются в соответствии с приказом Минтранса после оплаты по безналичному расчету в соответствии с законодательством Республики Беларусь.После выдачи разрешения ЕКМТ транспортная инспекция Минтранса в десятидневный срок представляет информацию в УВЭД Минтранса, которое обеспечивает информирование Секретариата ЕКМТ.

Разрешение ЕКМТ может быть изъято по решению комиссии в случаях:

  • невыполнения требований, предусмотренных резолюциями ЕКМТ и/или национальным законодательством страны - участницы ЕКМТ;
  • несвоевременного представления перевозчиком сведений в соответствии с пунктом 27 настоящей Инструкции;
  • неиспользования разрешения по вине перевозчика в течение одного месяца либо неиспользования разрешения, не имеющего ограничения по проезду по территориям Австрии или Италии, для поездок в эти страны;
  • представления недостоверных сведений, повлекших за собой необоснованное увеличение количества полученных разрешений ЕКМТ;
  • использования разрешений ЕКМТ для двусторонних перевозок, на направлениях, где нет дефицита разовых разрешений;
  • в иных случаях по решению комиссии.

Решение об изъятии разрешения ЕКМТ оформляется приказом Минтранса.

В случае если потребность белорусских перевозчиков в разрешениях отдельных видов превышает количество, полученное от иностранных государств на очередной календарный год, то распределение таких разрешений между перевозчиками производится соответственно полученной ими выручки от деятельности по международной перевозке грузов (согласно статистической отчетности), при этом первоочередное право на получение соответствующих разрешений предоставляется перевозчикам, получившим наибольшую выручку из расчета на одно грузовое транспортное средство.

Несмотря на отсутствие в действующих соглашениях Республики Беларусь с Российской Федерацией в области автомобильного сообщения норм, устанавливающих необходимость наличия разрешений на выполнение международных перевозок перевозчиками одной страны по территории другой страны и неукоснительное соблюдение белорусской стороной установленного безразрешительного порядка проезда транспортных средств по территории Беларуси, Минтрансом России в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее - Закон) с 2001 г. установлен для белорусских перевозчиков разрешительный порядок выполнения поездок в (из) третьих стран.

Письмом Минтранса России от 07.02.2008 № 09-428 изложены требования по определению категорий разрешений на перевозку грузов в (из) третьих стран в Российскую Федерацию для белорусских перевозчиков.Согласно указанным требованиям основанием для отнесения разрешений к определенной категории является не страна погрузки груза на автомобильное транспортное средство, а страна происхождения товара, которая определяется по стране нахождения грузоотправителя.

В связи с данными указаниями возникли многочисленные проблемы с пропуском транспортных средств белорусских перевозчиков через белорусско-российский участок границы из-за отсутствия разрешений требуемой категории.

Трактовка Минтранса России по отнесению разрешений на перевозку грузов в (из) третьих стран по месту нахождения отправителя груза противоречит Свободной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок КВТ ЕЭК ООН, в которой под перевозкой грузов между третьими странами подразумевается перевозка грузов, погруженных в одной стране и разгруженных в другой стране, не являющейся страной начала или окончания перевозки. То есть критерием служит страна погрузки и страна выгрузки, а не страна происхождения товара.

Как известно, такие требования Минтранса России на перевозчиков других стран не распространяются.

Имеет ли законную силу установленный Российской федерацией для белорусских перевозчиков разрешительный порядок поездок в (из) третьих стран, поскольку в действующих соглашениях такая норма отсутствует до сих пор остается неясным.

В соответствии со ст.2 Закона международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями.

Порядок выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам в настоящее время определен Правительством РФ в постановлении от 16.02.2008 № 89.

Иной порядок может быть предусмотрен международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения.

Указанными международными договорами Российской Федерации на условиях взаимности может предусматриваться осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений.

Так, на сегодняшний день для Российской Федерации вступили в силу:

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины «О международном автомобильном сообщении», в соответствии с которым осуществляются без разрешений нерегулярные перевозки пассажиров между обеими странами в двухстороннем сообщении, перевозки грузов между обеими странами в двухстороннем сообщении;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики «О международном автомобильном сообщении», в соответствии с которым осуществляются без разрешений при определенных условиях нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, перевозки грузов определенных видов между двумя странами или транзитом по их территориям, а также проезд автомобилей технической помощи;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана «О международном автомобильном сообщении», в соответствии с которым осуществляются без разрешений нерегулярные перевозки пассажиров автобусами в определенных случаях, перевозки грузов между двумя государствами и транзитом при определенных условиях.

Двусторонние или многосторонние международные договоры аналогичного характера с участием России и Беларуси, которые устанавливали бы для белорусских перевозчиков случаи безразрешительного проезда по территории России, в настоящее время отсутствуют. Хотя уже с 1998 г. существует Соглашение между государствами - участниками Соглашения о формировании Транспортного союза о международном автомобильном сообщении, в котором такие нормы имеются, но оно до сих пор не вступило в силу для государств-участников.

Таким образом, Российская Федерация имеет право устанавливать для белорусских перевозчиков разрешительный порядок поездок, что не является благоприятствующим фактором для белорусского рынка международных автомобильных перевозок.

 

3.2 Проблемы  разрешительной системы и транспортной логистики в Республике Беларусь.

 

Если проанализировать рынок международных автомобильных перевозок в РБ, то можно сказать, что кризис 2008-2009 годов прошел. Но в 2011-12 годах по рынку очень сильно ударил кризис, связанный с разрешительной системой. Россия по-прежнему никак не идёт на уступки с решением вопросов по отмене разрешительной системы в/из третьих стран.

Такая же ситуация и с Казахстаном. Россия и Казахстан для белорусских перевозчиков – основные рынки. На 2013 год Казахстан предоставил белорусским перевозчикам 4 тысячи разрешений в/из третьих стран. По состоянию на 20 февраля 2013 года 2 400 разрешений уже предоставлены перевозчикам. Оставшиеся 1 600 разрешений были выданы в марте.

Компании, у которых произошло увеличение подвижного состава, а количество разрешений осталось прежним, вынуждены были уйти на дальние перевозки.

Сегодня перед белорусскими компаниями стоит задача увеличивать экспорт транспортных услуг. Впервые за всю историю международных перевозок в 2012 году автоперевозчики привезли в страну около USD 2 млрд. от экспорта транспортных услуг. К 2015 году стоит задача увеличить экспорт до USD 2,5 млрд. Для того, чтобы эту задачу осуществить, нужен новый подвижной состав. В последние три года перевозчики очень серьезно увеличили парк подвижного состава, но столкнулись с такой проблемой как разрешительная система.

Остается удивительным что, несмотря на то, что РБ находится в Едином экономическом пространстве,  казахи и россияне не хотят пускать на свой рынок.

Если 10-12 лет назад у белорусских перевозчиков было порядка 120 тысяч разрешений на перевозки в/из третьих стран, то сегодня – только 50-55 тысяч разрешений. Каждый год Россия планомерно сокращает количество разрешений. Защищать свой рынок начал и Казахстан, чего не было раньше. Парадоксально, что Россия увеличила транзит через нашу страну пропорционально уменьшению количества разрешений нашим перевозчикам. Ежегодно россияне на 10-15% уменьшают количество разрешений и увеличивают транзит через Беларусь, тем самым забирая себе весь грузопоток. Рентабельность грузоперевозок автомобильным транспортом снижается с каждым годом. И белорусским перевозчикам становится все сложнее и сложнее. Увеличивая парк машин, они тем самым создают сами себе конкурентную среду, а ведь могли бы меньшим парком машин зарабатывать на 10-20% больше.

Имея очень качественные транспортные средства, очень профессиональных водителей, сегодня белорусские перевозчики вынуждены работать не в полную силу. И пока никаких улучшений не предвидится, потому что российское и казахстанское законодательство категорически против того, чтобы упразднять разрешительную систему.

Усиление конкуренции, со стороны польских и литовских коллег, которые находятся в более выгодных условиях, нежели белорусские, также негативно влияет на рынок автомобильных перевозок в Республике Беларусь.

Литовские и польские перевозчики обладают общим парком более чем 200 тыс. автомобилей, имеют доступ к европейским кредитным ресурсам по процентным ставкам не более 5%, у них также есть возможность возврата НДС за топливо в странах Евросоюза. Также они получили беспрецедентные условия от Российской Федерации в 2012 году — фактически неограниченное количество разрешений на перевозку грузов.

Так, если польская или литовская компания загружает какой бы то ни было груз в третьи страны со своего терминала, она может его везти по двустороннему разрешению в Россию. Белорусские перевозчики, к сожалению, таких условий, как имеют польские и литовские коллеги, не имеют.

Также следует отметить и то, что в рамках создаваемого единого экономического пространства у нас не работает один из четырех принципов свобод — принцип свободы услуг. Остальные на сегодняшний день работают в полной мере.

По аналогии с Европейским экономическим союзом, где в 2006 году была принята корректива о свободе рынка услуг, к 2015 году совместно с органами государственного управления, ассоциация БАМАП будет добиваться либерализации рынка услуг в рамках  Единого экономического пространства.

Предположим, что между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Казахстаном все-таки будет достигнуто соглашение оотмене разрешени в/из третьих стран при выполнении рейсов из стран Европы.

К примеру, ЧТЭУП «Белагроэкспорт» взяло заявку на перевозку груза из Германии, город Кельн, в Российскую Федерацию, город Нижний Новгород. Рыночная ставка фрахта за данную перевозку составляет 3 400 EUR. Данное направление перевозки является наиболее частым для рассматриваемого предприятия и его выбор обусловлен тем, что из района Нижнего Новгорода велика вероятность найти обратный груз по хорошей цене, в силу наличия постоянных клиентов, а дороги после Нижнего Новгорода значительно хуже.

Для выполнения данной ездки был выбран подвижной состав, включающий тягач MercedesActrosи полуприцеп Schmitz, грузоподъемностью 20 тонн, так как данный подвижной состав находится ближе всего к месту загрузки. Нулевой пробег составит всего 56 км.

1.Пробег автомобиля с момента  начала эксплуатации составляет 304 тыс.км.

Информация о работе Разрешительная система в сфере международных автомобильных перевозок и ее совершенствование в Республике Беларусь