Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы по теме « Налоговая система Республики Беларусь» является изучение действующей в Республике Беларусь налоговой системы и методики.
Задачами курсовой работы являются:
1.Ознакомление с сущностью, необходимостью и функциями налогов.
2.Охарактеризовать налоговую систему в целом и исследовать налоговую систему Республики Беларусь.
3.Проанализировать налоговые поступления в государственный бюджет.

Файлы: 1 файл

курсовая чист.docx

— 155.07 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международных экономических отношений

 

 

 

 

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ

 

Курсовая работа

 

 

Шоломицкой Анастасии Николаевны 
студентки 2 курса, специальность 
«Мировая экономика»

Научный руководитель: 
старший преподаватель 
Хмурович Лариса Владимировна

 

 

 

 

Минск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с появлением государства. Без налогов немыслимо существование  самого института государства. Они служат теми « кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Глубокое знание налогов помогает не только  и не столько «спать спокойно», сколько здраво бодрствовать  и грамотно решать различные экономические вопросы [7, с. 17].

Любое государство может влиять на различные изменения в рыночной экономике  тогда, когда оно имеет денежные средства. Данные средства обязаны предоставлять все стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Использование налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимодействия государственных интересов с интересами самих предпринимателей, предприятий и фирм. Благодаря налогам выявляются взаимоотношения предпринимателей, предприятий различных форм собственностей, с банками и вышестоящими организациями. При помощи налогов государство располагает всеми необходимыми ресурсами, которые нужны для осуществления общегосударственных функций. Система налогообложения выявляет окончательное распределение доходов среди населения. 
Также налоги  - уникальна экономическая категория, которая будоражит человеческие умы с давних времен. Уникальность налогов состоит из степени влияния как на социальную, так и на экономическую жизнь общества. Также состоит из интенсивности взаимосвязей между хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения [4, c. 35].

На протяжении долгого периода времени население  уделяло  достаточно  большое внимание налогам. На Западе вопросы, касающиеся налогов, уже давным-давно занимают особое место в финансовом планировании фирм и предприятий. При наличии высоких налоговых ставок правильно сформированный учет налогового фактора может привести к весьма нежелательным результатам или что еще хуже – к банкротству фирмы. Или же при изучении и корректном использовании  предусмотренных налоговым законодательством скидок и льгот может привести не только к сохранности финансовых сбережений, накоплений, но и  к новым инвестиционным проектам за счет экономии на налогах. Также различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам, фирмы и индивидуальные предприниматели, рабочие чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в стране неправильная, и, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации [1, c. 28].

С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике возникли новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу трудно было выявить как  подходы, так и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины получаемого дохода [1, c. 29].

Целью исследования курсовой работы по теме « Налоговая система Республики Беларусь» является изучение действующей в Республике Беларусь налоговой системы и методики.

Задачами курсовой работы являются:

1.Ознакомление с сущностью, необходимостью и функциями налогов.

2.Охарактеризовать налоговую систему в целом и исследовать налоговую систему Республики Беларусь.

3.Проанализировать налоговые поступления в государственный бюджет.

В первой главе « Экономическая сущность налогообложения » рассматриваются: возникновение, сущность, необходимость и виды налогов; формирование налоговой системы; функции и классификация налогов; налоги, действующие на территории Беларусь.

Во второй главе « Особенности функционирования налоговой системы » рассматриваются: характеристика налоговой системы Республики Беларусь; субъекты и объекты налоговой системы; налоговые поступления в государственный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1  
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

 

1.1 Сущность налогов, функции и их виды

 

Как мы знаем, государство основывается  на многочисленных   рычагах формирования своих доходов, но основополагающими являются налоги. Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без которых невозможно вообразить реализацию задач и функций института государства. Государство объективно не может выполнять различные  внутренние и внешние функции без изъятия и распределения определенной части национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и группами населения.

Налоги - установленная законно сформированным представительным органом форма ограничения права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ, принадлежащих частным лицам, в пользу публичных образований, в денежной форме, в безвозвратном, безвозмездном и обязательном порядке, обусловленная необходимостью решения общественных задач, основанная на принципах всеобщности, равенства, соразмерности [12, c.15].

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности финансовых отношений. Процесс распределения и перераспределения национального дохода, опосредуемый движением денежных средств и формирующий обратные связи в экономике, представляет собой совокупность финансовых отношений. Но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и особенностями проявления. Именно это обусловливает их общественное содержание, отличное от общественного содержания других финансовых категорий. Анализ общественного содержания налогов  позволяет проникнуть в их сущность и особенности, их взаимосвязь с другими экономическими отношениями и категориями. Нельзя недооценивать, но и не следует преувеличивать значение налогов в распределительных и перераспределительных отношениях. Последние производны от экономической и социальной политики государства, которое использует налоги в целях, определяемых приоритетами стратегического и тактического характера. Этот вывод важен  как в теоретическом плане, так и для практики применения налогообложения. Развитие форм государственного устройства сопровождается преобразованием налоговой системы. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс [1, c. 30].

Сама необходимость налогов вытекает их функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность ( экономическую, оборонную, социальную, политическую, внешнеэкономическую и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства , по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы (кредиты), но они требуют возврата и уплаты процентов, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых ситуациях государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это может привести к сложному для экономики страны последствию – инфляции. То есть для государства существует лишь один главный доход – налоги. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах [7, c. 17].

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Философский смысл налогов – это потребность каждого жертвовать часть своих богатств для обеспечения всеобщего благополучия. Следовательно, философский смысл налогообложения опирается на этнических поступках и принципах формирования обязательного согласования финансовых интересов казны и плательщиков. «Философская» налоговая система - это некоторого рода мая, к которому должны устремиться все усилия налоговых реформаторов. Также в работах основоположников экономической науки А. Смита и Д.Рикардо рассматриваются как добровольное подаяние на благо развития нации, да и русское слова «подать», использовавшееся для обозначения государственных  с боров в России до середины XVIII в., произошло от того же корня, что и слово «подаяние». Термин «подать» как обозначение государственных налогов и сборов в Беларуси сохранился до наших дней [12, c.14].

Вместе с тем после уплаты налогов, выполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность. Именно это хотел донести до нас А.Смит, утверждая, что налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.

Если говорить о налогах как о финансово-перераспределительной категории, то можно сказать следующее. Налоги – это важнейший элементы перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, и в этом и есть их важнейший отличительный признак. Кроме того, участвуя в перераспределения, налоги оказывают решающее влияние на другие фазы движения общественного продукта: производство, обмен и потребление.

Если также говорить о налогах как о правовой категории, то можно выделить то, что данное свойство налогов выражается через правовую формализацию системы отношений «государство – налогоплательщик», установление определенных видов налогов и методов управления ими. Но эти отношения не считаются равноправными.  Главенствующая роль в этих  отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков [7, c. 16].

В развитии механизма взимания налогов выделяются 3 крупных этапа.

Начальный этап становления налогообложения  (от древних времен до начала средних веков). Охватывает собою Древний мир (Рим, Афины, Спарта), когда понятие  «налог» еще не существовало и в Средние века. Данный этап характеризуется  отсутствием финансового аппарата для установления и сбора налогов. Вначале это были бессистемные обязательные сборы в виде податей, рентных платежей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства: для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва» (это заметно даже в названиях налогов). Например, название наиболее распространенного в Средневековье налога означает в переводе с немецкого «просьба». Во Франции понятие «налог» соответствует понятию  «помощь», в Германии  - «поддержка», «опора». Отличительной чертой вжимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиков своих возможностей  по внесению необходимой суммы в казну государства.

На втором этапе (16-19 вв.) возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых. Характеризуется отнесением налогов к основным источникам доходной части бюджета. Государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за сбором налогов. Роль откупщиков налогов в этот период времени была очень велика.

Третий период развития налогообложения начинается в 19 в. И характеризуется уменьшением числа налогов  и усилением роли государства при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Вместе с тем как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки оказались налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны  и полностью обоснованные научными принципами налогообложения [12, c. 16].

Отдельно можно выделить современный период. Современный период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим  обоснованием его проблем. В 80-90-е гг. промышленные страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирования деловой активности.

И хотя с течением времени в налогообложении происходили не только количественные, но и качественные изменения, многие подходы в системе налогов, как показывают исследования, дошли до наших дней. Изучение теории налогов помогает понять суть  и необходимость уплаты  налогов, мощь их регулирующего воздействия на жизнь общества. Это особенно важно потому, что на сегодняшний день налоги выступают доминирующим источником государственных доходов и важным инструментом регулирования национальной экономики [4, c. 36].

Содержание каждой экономической категории невозможно раскрыть кратким определением. Необходимо иметь представление о роли каждой категории в системе отношений, особенностях и процессах, отражающихся в ней. Содержание экономических категорий  наиболее полно раскрывается  в тех функциях, которые они выполняют в экономической жизнедеятельности государства. Именно функции служат формой проявления сущности категории, где конкретизируются ее особенности.

Следует отметить, что в экономической и зарубежной литературе единое мнение по поводу различных трактовок «функций»  налога как экономической категории отсутствует. Рассматривая современную систему налогообложения, выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относят:

1. Фискальная.

2. Регулирующая.

3. Распределительная (социальная).

4. Контрольная.

5. Поощрительная.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus – корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э. – единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы. Данная функция является основной функцией налогообложения. Благодаря этой функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ [8, c. 52].

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь