Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы по теме « Налоговая система Республики Беларусь» является изучение действующей в Республике Беларусь налоговой системы и методики.
Задачами курсовой работы являются:
1.Ознакомление с сущностью, необходимостью и функциями налогов.
2.Охарактеризовать налоговую систему в целом и исследовать налоговую систему Республики Беларусь.
3.Проанализировать налоговые поступления в государственный бюджет.

Файлы: 1 файл

курсовая чист.docx

— 155.07 Кб (Скачать)

Распределительная функция.

Распределительная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населениями. Смысл в данной функции состоит в том, что происходит передача средств в пользу более слабых  и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли и предприятий  и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Также распределительная функция носит социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частного освобождения от налогов граждан, нуждающихся  в социальной защите [8, c. 52].

Регулирующая функция – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов; суть которой сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы , направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

1. Стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усилия или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений.

2. Сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов.

3. Воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция - своевременное отслеживание  государством по-ступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики и государства. [13, c. 82].

Поощрительная функция.

Данная функция позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза).

Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности [3, c. 70].

В  ПРИЛОЖЕНИИ представлена упрощенная классификация налогов. Дадим некоторые пояснения к ней.

По способу изъятия и признаку переложимости различают:

1. Прямые налоги взимаются  непосредственно с имущества  или доходов, окончательным плательщиком  которых является их владелец, т.е. юридический и фактический  плательщики совпадают. Эти налоги  подразделяются на реальные и личные.

 Реальные уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, т.е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала [11, c. 40].

2. Косвенные налоги - это  налоги на товары и услуг, устанавливаемые  в виде надбавок к цене или  тарифу и взимаемые в бюджет  в процессе потребле-ния (реализации) товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на индивидуальные, универсальные, таможенные пошлины.

Индивидуальные  - обложение строго определенной группы товаров ( сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудования), например, акцизы.

Универсальные – обложение всех товаров. Их также называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: однократные (налог на продажу, налог на услуги), многократные ( налог на добавленную стоимость).

Таможенные пошлины – обложение всех товаров при совершении экс-портно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам:

1. По происхождению – внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

2. По целям  - фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статические.

3. По характеру взимания ( по ставкам) – специфические, адвалорные ( взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные ( смешанные) таможенные пошлины.

4. По характеру отношений – конвенционные и автономные. Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки [11, c. 41].

Выделяют также возвратные и дифференциальные  таможенные пошли-ны. Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной  в результате переработки ввезенного товара; она применяется как способ повышения конкурентоспособности. Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

По принадлежности органа, выделяют республиканские и местные налоги. В единых государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: республиканские налоги, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система существует в нашей стране - в федеративных  государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. К примеру, для России также характерно трехзвенное бюджетное устройство: федеральных бюджет, региональный (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги [8, c. 53].

Классификация налогов по классификационному признаку, который де-монстрирует полноту прав использования налоговых сумм. ( Или иными словами, по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж):

1. Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе  поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

2. Регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году.

Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстракт-ные и целевые. Абстрактные (общие) налоги, поступая  в бюджет  любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов [9, c. 60].

Еще можно описать одну классификацию – классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических  и смешанные, является также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации заметно снизилась в последнее время. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц – индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе,  за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц [9, c. 61].

 

 

1.2 Принципы формирования  эффективной налоговой 
системы

 

Налоговая система в узком смысле представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законодательством порядке на территории государства

В широком смысле – достаточно большая гамма элементов, среди которых наряду с совокупностью налогов и сборов порядок их установления и ввода в действие, налоговые органы, права и обязанности плательщиков и должностных лиц налоговых органов, ответственность, налоговое законодательство. Таким образом, налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.

Цель функционирования налоговой системы:

1. Оптимизация объема налоговых поступлений;

2. Рационализация доходной части бюджета;

3. Определения потенциала  белорусской экономики с точки  зрения перераспределеных возможностей [10, c. 50].

Экономическая и юридическая науки выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

1. Порядок установления и ввода в действие налогов.

2. Виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией.

3. Порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы.

4. Налоговые органы.

5. Права и обязанности налогоплательщиков.

6. Права и обязанности налоговых органов.

7. Ответственность участников налоговых отношений.

8. Защита прав интересов налогоплательщиков.

9. Налоговое законодательство [10, c. 51].

Существует огромное количество принципов  формирования налоговой системы. Основные из них:

1. Принцип справедливости. 2 аспекта данного принципа: горизонтальный - равные по доходам лица должны платить равные налоги; если равные по экономическому и социальному положению плательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.

2. Принцип всеобщности  и равенства: налог - необходимое  условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех плательщиков в качестве безусловного требования государства; охват налогами всех субъектов хозяйствования.

3. Принцип обязательности, учета плательщиков и неотвратимости  ответственности: субъекты должны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата налогов означает одинаковую для всех фискальную ответственность.

4. Принцип равной напряженности: взимание налогов по единым  ставкам независимо от субъекта.

5. Принцип однократности  налогообложения: недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более 1 раза.

6. Принцип равенства: плательщики  определенного налога по общему  правилу должны платить налоги  на равных основаниях. Исключение - особые виды таможенных пошлин.

7. Принцип установления  налогов законом: впервые в Великобритании. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе  как законом. К примеру, статья 30 Конституции Японии говорит: население  подлежит обложению налогами в соответствии с законом.

8. Принцип определенности  налоговой обязанности: налог должен  соответствовать требованиям предельной конкретности и понятности (должны быть элементы налогообложения).

9. Принцип презумпции  толкования в пользу плательщика  всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства [15, c. 71].

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь