Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы по теме « Налоговая система Республики Беларусь» является изучение действующей в Республике Беларусь налоговой системы и методики.
Задачами курсовой работы являются:
1.Ознакомление с сущностью, необходимостью и функциями налогов.
2.Охарактеризовать налоговую систему в целом и исследовать налоговую систему Республики Беларусь.
3.Проанализировать налоговые поступления в государственный бюджет.

Файлы: 1 файл

курсовая чист.docx

— 155.07 Кб (Скачать)

Несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За  пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

2. Обязательные платежи  физических и юридических фирм, взимаемые в виде разных налогов  и сборов.

3. Привлеченные ресурсы  в форме государственных займов, доходов от реализации других  ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные банки [17].

В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления. К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

1. Налог на добавленную стоимость;

- Акцизы;

- Налог на прибыль и  доходы;

- Экологический налог;

- Налог на недвижимость;

- Таможенные экспортные  и импортные пошлины;

7. Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС [6, c. 134].

Значительная доля в общем объеме поступлений в бюджет приходится на неналоговые доходы. Неналоговые платежи являются альтернативным источником формирования доходов бюджета и, по существу, отражают место государства в системе экономических отношений, возможность его функционирования наравне с прочими субъектами хозяйствования при реализации объектов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты” [6, c. 135].

Что же касается отдельных доходных статей бюджета 2010-2013, то динамика их изменения хорошо просматривается в удельных весах каждой из них (таблица 1.1). В данной таблице приведены сведения за последние 4 года. На ней также мы видим, как увеличиваются поступления налогов в государственный бюджет с каждым годом [18].

Анализируя итоги I квартала 2014, основная доля консолидированного бюджета  формируется за счет налоговых поступлений. За первый квартал 2014 года в бюджет поступило 39,6 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1 %.

Формирование налоговых доходов за первый квартал 2014 года на 92% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (38,7%), подоходного налога (17,6%), акцизов (11,2%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (10,3 %), налога на прибыль (8,3 %), налогов на собственность (5,9 %) [18].

 

Таблица 1.1 – Структура доходной части государственного бюджета.

ДОХОДЫ

2010, млрд рублей

2011, млрд рублей

2012, млрд рублей

2013, млрд рублей

2014, млрд  
за 1

полугодие

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

44 874,9

73 445,9

138 012,8

189 232,2

82 916,8

Налоги на доходы и прибыль

11 822, 5

18 563,6

39 805,0

164 922,3

22 206,3

Подоходный налог с физических лиц

5 380,8

9 316,4

19 318,5

50 057,9

15 100,0

Налог на прибыль

5 580,4

8 688,8

19 534,6

26 991,8

6 160,1

Налоги на собственность

1 850,1

2 549,2

5 188,0

21 525,2

4 644,0

Налоги на товары, услуги

22 980,8

34 754,6

45 669,0

81 702,0

45 531,1

НДС

16 226,4

26 498,5

32 298,2

56 223,3

31 341,2

Акцизы

4 350,2

5 599,5

11 190,7

17 518,6

9 554,3

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5 776,2

15 146,8

25 474,9

23 327,5

8 715,9

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

3 769,6

12 000,5

19 600,8

24 018,5

12 727,7

Безвозмездные поступления

109,7

161,8

342,4

291,4

516,7

ВСЕГО

48 754,2

85 608,3

157 956,0

189 232,2

96 161,3


Примечание: источник [17].

 

Если сравнивать статистику поступления налогов  с прошлым годом, то изменение структуры налоговых доходов вызвано, главным образом, снижением в 2014 году доли налога на прибыль за счет снижения прибыли  до налогообложения по экономике в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 38,2 % (таблица 1.2).

Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки рыночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

Главным среди прямых налогов, взимаемых с юридических и физических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении.

 

Таблица 1.2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-март 2013-2014 гг.

 
Примечание: источник [17].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев особенности функционирования налоговой системы Республики Беларусь можно отметить следующее.

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главные недостатки налоговой системы Республики Беларусь можно свести к следующим:

1. Практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы.

2.  Налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей.

3.  Доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми.

4.  Регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти.

5. Роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.

Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах / С.И. Адаменкова , О.С. Евменчик  –Минск: Элайда, 2002. –  33 с. 
2. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразование/ С.И. Адаменкова , О.С. Евменчик  – Минск,  2005. – 124 с. 
3. Адаменкова С.И. Налогообложение / С.И. Адаменкова , О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2009. – 72 с. 
4. Бутько Ю.В. Улучшение налогового климата в Республике Беларусь / Ю.В. Бутько // Налоги Беларуси. – 2010 - №41. – 37 с. 
5. Вуколова Т.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие/ Т.И. Вуколова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 140 с. 
6. Гюрджан В.А. Налоги в Республике Беларусь/ В.А. Гюрджан – Минск: Светоч, 2002. – 137 с. 
7. Заяц Н.Е. Налоги и налогообложение/ Н.Е. Заяц – Минск: Вышэйшая школа, 2005. 17 с. 
8. Заяц Н.Е. Теория налогов: учебник/ Н.Е. Заяц – Минск: БГЭУ, 2002. 53 с. 
9. Киреева Е.А. Основные тенденции в развитии налоговой системы Республики Беларусь./ Е.А. Киреева – Минск, 2008. – 65 с. 
10. Киселев С.А. Налоговая политика РБ в условиях формирования национальной модели экономики: автореферат диссертации.  – Минск, 2008. – 62 с. 
11. Муравьева З.А. Налоги и налогообложение/ З.А Муравьева. – Минск, 2003. – 44 с. 
12. Налоги – 2009// Налоговый вестник Республики Беларусь. – 2009. - №2. – 16 с.  
13. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.В. Петров, А.В. Толкушкин – Москва: Юрайт, 2005. – 84 с. 
14. Налоги и налогообложение: учебник /Н.Е. Заяц Н23; под общей редакцией  Н.Е Заяц, Т.Е. Бондарь – 5-е изд., - Минск: Вышейшая школа, 2008. – 46 с. 
15. Налоговое планирование/ Е. Вышкова, М. Романовский, - Питер, 2004. – 79 с. 
16. Нестерова А.А. Макроэкономика./ А.А. Нестерова – Минск, 2013. 113 – с. 
17. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Налоговая политика. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь.  
[ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2013.pdf - Дата доступа: 21.11.2013. 
18. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь 2014. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-kodeks-2013-ru/ - Дата доступа: 
01.07.2014.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 



 



 

 


 

 

 



 

 



 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь