Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:04, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы по теме « Налоговая система Республики Беларусь» является изучение действующей в Республике Беларусь налоговой системы и методики.
Задачами курсовой работы являются:
1.Ознакомление с сущностью, необходимостью и функциями налогов.
2.Охарактеризовать налоговую систему в целом и исследовать налоговую систему Республики Беларусь.
3.Проанализировать налоговые поступления в государственный бюджет.
Несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет:
1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
2. Обязательные платежи 
физических и юридических фирм, 
взимаемые в виде разных 
3. Привлеченные ресурсы 
в форме государственных 
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления. К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
1. Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Налог на прибыль и доходы;
- Экологический налог;
- Налог на недвижимость;
- Таможенные экспортные и импортные пошлины;
7. Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС [6, c. 134].
Значительная доля в общем объеме поступлений в бюджет приходится на неналоговые доходы. Неналоговые платежи являются альтернативным источником формирования доходов бюджета и, по существу, отражают место государства в системе экономических отношений, возможность его функционирования наравне с прочими субъектами хозяйствования при реализации объектов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты” [6, c. 135].
Что же касается отдельных доходных статей бюджета 2010-2013, то динамика их изменения хорошо просматривается в удельных весах каждой из них (таблица 1.1). В данной таблице приведены сведения за последние 4 года. На ней также мы видим, как увеличиваются поступления налогов в государственный бюджет с каждым годом [18].
Анализируя итоги I квартала 2014, основная доля консолидированного бюджета формируется за счет налоговых поступлений. За первый квартал 2014 года в бюджет поступило 39,6 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1 %.
Формирование налоговых доходов за первый квартал 2014 года на 92% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (38,7%), подоходного налога (17,6%), акцизов (11,2%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (10,3 %), налога на прибыль (8,3 %), налогов на собственность (5,9 %) [18].
Таблица 1.1 – Структура доходной части государственного бюджета.
ДОХОДЫ  | 
  2010, млрд рублей  | 
  2011, млрд рублей  | 
  2012, млрд рублей  | 
  2013, млрд рублей  | 
  2014, млрд   полугодие  | 
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  | 
  44 874,9  | 
  73 445,9  | 
  138 012,8  | 
  189 232,2  | 
  82 916,8  | 
Налоги на доходы и прибыль  | 
  11 822, 5  | 
  18 563,6  | 
  39 805,0  | 
  164 922,3  | 
  22 206,3  | 
Подоходный налог с физических лиц  | 
  5 380,8  | 
  9 316,4  | 
  19 318,5  | 
  50 057,9  | 
  15 100,0  | 
Налог на прибыль  | 
  5 580,4  | 
  8 688,8  | 
  19 534,6  | 
  26 991,8  | 
  6 160,1  | 
Налоги на собственность  | 
  1 850,1  | 
  2 549,2  | 
  5 188,0  | 
  21 525,2  | 
  4 644,0  | 
Налоги на товары, услуги  | 
  22 980,8  | 
  34 754,6  | 
  45 669,0  | 
  81 702,0  | 
  45 531,1  | 
НДС  | 
  16 226,4  | 
  26 498,5  | 
  32 298,2  | 
  56 223,3  | 
  31 341,2  | 
Акцизы  | 
  4 350,2  | 
  5 599,5  | 
  11 190,7  | 
  17 518,6  | 
  9 554,3  | 
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  | 
  5 776,2  | 
  15 146,8  | 
  25 474,9  | 
  23 327,5  | 
  8 715,9  | 
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  | 
  3 769,6  | 
  12 000,5  | 
  19 600,8  | 
  24 018,5  | 
  12 727,7  | 
Безвозмездные поступления  | 
  109,7  | 
  161,8  | 
  342,4  | 
  291,4  | 
  516,7  | 
ВСЕГО  | 
  48 754,2  | 
  85 608,3  | 
  157 956,0  | 
  189 232,2  | 
  96 161,3  | 
Примечание: источник [17].
Если сравнивать статистику поступления налогов с прошлым годом, то изменение структуры налоговых доходов вызвано, главным образом, снижением в 2014 году доли налога на прибыль за счет снижения прибыли до налогообложения по экономике в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 38,2 % (таблица 1.2).
Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки рыночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.
Главным среди прямых налогов, взимаемых с юридических и физических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении.
Таблица 1.2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-март 2013-2014 гг.
 
Примечание: источник [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев особенности функционирования налоговой системы Республики Беларусь можно отметить следующее.
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы Республики Беларусь можно свести к следующим:
1. Практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы.
2. Налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей.
3. Доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми.
4. Регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти.
5. Роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаменкова С.И. Налоги и их 
применение в финансово-экономических 
расчетах / С.И. Адаменкова , О.С. Евменчик  
–Минск: Элайда, 2002. –  33 с. 
2. Адаменкова С.И. Налоги и их применение 
в финансово-экономических расчетах, ценообразование/ 
С.И. Адаменкова , О.С. Евменчик  – Минск,  
2005. – 124 с. 
3. Адаменкова С.И. Налогообложение / С.И. 
Адаменкова , О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 
2009. – 72 с. 
4. Бутько Ю.В. Улучшение налогового климата 
в Республике Беларусь / Ю.В. Бутько // Налоги 
Беларуси. – 2010 - №41. – 37 с. 
5. Вуколова Т.И. Налоги и налогообложение. 
Учебное пособие/ Т.И. Вуколова. – Минск: 
БГЭУ, 2007. – 140 с. 
6. Гюрджан В.А. Налоги в Республике Беларусь/ 
В.А. Гюрджан – Минск: Светоч, 2002. – 137 с. 
7. Заяц Н.Е. Налоги и налогообложение/ Н.Е. 
Заяц – Минск: Вышэйшая школа, 2005. 17 с. 
8. Заяц Н.Е. Теория налогов: учебник/ Н.Е. 
Заяц – Минск: БГЭУ, 2002. 53 с. 
9. Киреева Е.А. Основные тенденции в развитии 
налоговой системы Республики Беларусь./ 
Е.А. Киреева – Минск, 2008. – 65 с. 
10. Киселев С.А. Налоговая политика РБ в 
условиях формирования национальной модели 
экономики: автореферат диссертации.  
– Минск, 2008. – 62 с. 
11. Муравьева З.А. Налоги и налогообложение/ 
З.А Муравьева. – Минск, 2003. – 44 с. 
12. Налоги – 2009// Налоговый вестник Республики 
Беларусь. – 2009. - №2. – 16 с.  
13. Налоги и налогообложение. Учебное пособие 
/ А.В. Петров, А.В. Толкушкин – Москва: Юрайт, 
2005. – 84 с. 
14. Налоги и налогообложение: учебник /Н.Е. 
Заяц Н23; под общей редакцией  Н.Е Заяц, 
Т.Е. Бондарь – 5-е изд., - Минск: Вышейшая 
школа, 2008. – 46 с. 
15. Налоговое планирование/ Е. Вышкова, 
М. Романовский, - Питер, 2004. – 79 с. 
16. Нестерова А.А. Макроэкономика./ А.А. 
Нестерова – Минск, 2013. 113 – с. 
17. Официальный сайт Министерства финансов 
Республики Беларусь. Налоговая политика. 
О состоянии государственных финансов 
Республики Беларусь.  
[ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/
18. Официальный сайт Министерства по налогам 
и сборам Республики Беларусь. Налоговый 
кодекс Республики Беларусь 2014. [Электронный 
ресурс] – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/
01.07.2014.
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ