Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы по теме « Налоговая система Республики Беларусь» является изучение действующей в Республике Беларусь налоговой системы и методики.
Задачами курсовой работы являются:
1.Ознакомление с сущностью, необходимостью и функциями налогов.
2.Охарактеризовать налоговую систему в целом и исследовать налоговую систему Республики Беларусь.
3.Проанализировать налоговые поступления в государственный бюджет.

Файлы: 1 файл

курсовая чист.docx

— 155.07 Кб (Скачать)

1. Объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога.

2. Субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.

3. Источник налога — доход, из которого выплачивается налог.

4. Ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

5. Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

6. Срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени с учетом просроченного срока.

7. Правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога [13, c. 83].

Субъекты налоговых отношений - один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый Кодекс Республики Беларусь обозначает под этим термином, во-первых, непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин), а во-вторых, иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения: налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами [10, c. 60].

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Под физическими лицами-налогоплательщиками понимаются граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства). Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году [10, c. 61].

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2 
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ  
СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

2.1 Общая  характеристика налоговой системы  Республики 
Беларусь

 

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Налоги – основная форма доходов государства. Налог взимается для покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного налогоплательщика [12, c. 16].

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости. В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

1. Уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь [6, c. 135].

Отдельно можно выделить стабильность и предсказуемость налоговой системы, что означает неизменность основных налогов и правил взимания налогов в течение продолжительного времени; гибкость - оперативное изменение налогов, способов начисления, системы льгот в зависимости от изменения ситуации; удобство - удобно для обеих сторон; экономичность - соотношение расходов по сбору налогов (содержание налогового аппарата) и доходов должно быть соразмерно; равномерность - рациональное выделение в качестве объектов налогообложения различных элементов стоимости или вида деятельности, а не сосредоточение всех налогов на какой-то одной части; процесс взыскания налогов должен исходить из минимального вмешательства в дела плательщика; четкая бюджетная направленность, то есть применение новых норм должно быть обосновано необходимостью покрытия новых расходов [10, c. 55].

Что касается налогов, применяемых на территории Республики Беларуси.

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень, В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» [18].

В некоторых случаях суммы отдельных республиканских налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей.

К республиканским налогам относятся: налог на донную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; Оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [18].

К местным налогам и сборам относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм соответствующих платежей. 
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях [10, c. 58].

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

Согласно Закону о бюджете Республики Беларусь, областные, Минский городской Советы депутатов. Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1. Налог с продаж товаров в розничной торговле.

2. Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса.

3. Целевые сборы транспортный сбор на обновление и восстановление

транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском, пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

4. Сборы с пользователей [18].

Плательщиками сборов с пользователей являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц или применяющих упрошенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

По сборам с пользователей объектами налогообложения ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Парковка (стоянка) в специально оборудованных местах;

2. Осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;

3. Владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности;

4. Размещение наружной рекламы на иностранных языках, a также регистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) иностранных языках;

5. Осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно - территориальных единиц [6, c. 135] .

Рассмотрим виды налогов и сборов, взимаемых в РБ подробнее.

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года: физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами; физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ. Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом [6, c, 135].

С 1 января 2009 года подоходный налог с доходов физических лиц (кроме доходов, указанных ниже) взимается по единой ставке 12 процентов. В отношении дивидендов и доходов, полученных плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. Доходы от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений физическим лицам в размере, не превышающем пятисот базовых величин в год, облагаются налогом в фиксированных суммах. При получении указанных доходов в размере, превышающем пятьсот базовых величин, такие доходы подлежат декларированию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Доходы индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов подлежат налогообложению по ставке 15 процентов. Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными, имущественными и профессиональными налоговыми вычетами. При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

1. В размере 250 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 500 000 белорусских рублей в месяц;

2. В размере 70 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца. Родителям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 140 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц;

3. В размере 350 000 белорусских рублей в месяц следующие категории плательщиков: лица, заболевшие и страдающие лучевой болезнью в результате Чернобыльской аварии, и лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии; ветераны различных войн; инвалиды I и II групп всех видов инвалидности [18].

Плательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

1. В сумме, уплаченной в течение налогового периода за свое обучение или обучение близких родственников в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним), фактически израсходованных на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

2. В сумме, не превышающей двух базовых величин за каждый месяц налогового периода и уплаченной плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов [10, c. 62].

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества. Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению. Валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и не-материальных активов, ценных бумаг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств и нематериальных активов, ценных бумаг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) [10, c. 62].

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь