Политическая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:52, реферат

Краткое описание

Одним из первых теорию систем к анализу общественных процессов применил Т. Парсонс (1902 – 1979), представивший общество как взаимодействие четырех подсистем (экономической, политической, социальной и духовной), находящихся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена. Назначение политической подсистемы он видел в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.32 Кб (Скачать)

1 Глава.  Политическая система Республики  Беларусь  
 
       1.1 Становление белорусского общества  
 
       Одним из первых теорию систем к анализу  общественных процессов применил Т. Парсонс (1902 – 1979), представивший общество как взаимодействие четырех подсистем (экономической, политической, социальной и духовной), находящихся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена. Назначение политической подсистемы он видел в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей . 
       Использование категории «система» при анализе  политики связано с усложнением  политического пространства, процессами демократизации политических отношений. В политологию это понятие было введено в 50-х-60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений использовали понятие «тип правления», а чуть позже «система правления». Их употребление сводило политику к деятельности государства, выделяло его в качестве основного субъекта властных отношений. До определенного момента это отражало политическую реальность. Осознание сложности и многомерности политических отношений привело к необходимости пересмотра господствовавшего в тот период институционального подхода к объяснению политики. Введение системного подхода в политическую науку связано с поиском универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих обществу устойчивость и выживаемость в различных условиях . 
       Весьма  важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий - национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный  лексикон все прочней стало входить слово "национальный": Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом сдвиге в понимании терминов "нация", "национальный". В понимании нации, закрепленном ООН, "национальный" означает "государственный", причем государство в данном контексте - это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство.  
       Когда речь идет о национальном государстве, то оно не сводится к доминированию  одной этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень  развития, "эмансипации" государства к гражданско-правовому состоянию. Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным духом. Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь. 
       Становление белорусского государства в значительной степени было связано с гражданско-правовыми  и политическими отношениями, а  не только с этническими. В  государстве  самоидентификация происходит по единству культурно-исторической судьбы. 
       Право на политическое единство дается не прошлым (древним традиционным), а будущим, понимаемым как определенный план совместной деятельности. Итак, объединительным принципом суверенных государств является единство культурно-исторической судьбы, объединяющая общегражданская идея (единые социально-культурные ценности для достижения гражданского согласия) и осознание элитами национально-государственных интересов.  
 
1.2 Виды  и характеристика административно-территориальных  единиц Республики Беларусь.  
         
Характерными признаками административно-территориальных единиц являются:  
• единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;  
• сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;  
• гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства;  
• максимальное приближение государственного аппарата к населению;  
• равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц;  
• четко определенные границы, наименование административно-территориальной единицы, административный центр, в котором располагаются органы власти; примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;  
• осуществление местными Советами депутатов, исполнительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц и др.  
       Территория  Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория области делится на территории районов (всего 118) и городов областного подчинения (37) как административно-территориальных единиц. Территория района делится на сельские советы, сельские населенные пункты и поселки, являющиеся территориальными единицами.  
В Республике Беларусь установлены 3 категории городов:  
• город Минск – столица Республики Беларусь;  
• города областного подчинения;  
• города районного подчинения.  
Особым статусом обладает город Минск – столица Республики Беларусь, который определяется специальным Законом «О столице Республики Беларусь».   
Города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее чем 50 тыс. человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.  
Города районного подчинения – это населенные пункты с населением свыше 6 тыс. человек. Они имеют промышленные предприятия, учреждения социально-культурного и бытового назначения, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.  Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.    
К категории поселков городского типа относятся:  
• городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек. Они имеют промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;  
• рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее чем 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах;  
• курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее чем 2 тыс. человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты и другие учреждения.  
Все остальные населенные пункты можно отнести к категории сельских населенных пунктов. В Республике Беларусь насчитывается 1469 сельсоветов, которые объединяют сельские поселки, деревни, хутора, сельские объединенные пункты, в которых должно быть не менее чем 30 постоянно проживающих человек.  
  
 
       1.3 Форма правления   
 
       В политическом смысле Республику Беларусь, бесспорно, следует рассматривать  как президентскую республику. Рассматривая закрепленные Конституцией правовой статус и компетенцию Президента Республики Беларусь, можно однозначно прийти к этому выводу. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними. 
       Не  входя ни в одну из ветвей власти, Президент наделен весьма широким кругом полномочий в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни один другой государственный орган в нашей стране не обладает полномочиями, сопоставимыми по своей значимости с полномочиями Главы государства. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что глава Конституции, посвященная Президенту, располагается ранее глав, посвященных другим органам государственной власти. 
       Все это позволяет говорить о том, что Конституция Республики Беларусь определяет Главу государства как наиболее значимого субъекта государственно-властных отношений, и на этом основании делать вывод о президентской форме правления. 
       При этом форму правления в политическом смысле не следует смешивать с  государственным режимом, хотя эти  понятия достаточно близки. Под государственным режимом обычно понимается реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти, который определяется значительным количеством политических факторов и далеко не всегда совпадает с юридически закрепленными механизмами осуществления властных полномочий. Государственный режим показывает, кто из властных субъектов фактически доминирует в политическом процессе. В отличие от этого, форма правления в ее политическом аспекте демонстрирует, какой из государственных органов юридически является ведущим в проведении внутренней и внешней политики, наделен наиболее значимыми функциями. В этом контексте определяющим является объем конституционных полномочий главы государства.  
  
 
       1.4 Особенности законодательной системы  
 
       Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики. 
       Национальное  собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года. 
       Состав  Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей: 
       рассматривает и принимает проекты законов;  
       назначает выборы Президента;  
       даёт  согласие Президенту на назначение премьер-министра;  
       выражает  вотум недоверия правительству;  
       выдвигает обвинения против Президента.  
       Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики: 
       одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;  
       избирает  шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских  референдумов;  
       дает  согласие на назначение Президентом  Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;  
       контролирует  работы местных советов депутатов, может отменять их решение или  распустить в случае нарушения законодательства;  
       рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного  и военного положения;  
       принимает решение об отрешении Президента от должности.   
  
 
       1.5  Особенности избирательной системы 
                                                                                                                                
       Правовую  основу избирательной системы в  Республике Беларусь составляет Конституция. Конституция Республики Беларусь содержит специальную главу, посвященную избирательной системе. 
       Порядок проведения выборов урегулирован вступившим в силу 26 марта 2000 года Избирательным  кодексом Республики Беларусь. 
       В Республике Беларусь избираются Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов.  
              Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства. 
                     В Республике Беларусь на основе  прямых выборов избираются Президент  Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Путем косвенных выборов на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики. 
       Одной из процедур, позволяющих избирателям  осуществить свободное волеизъявление, является тайное голосование. В Республике Беларусь принцип тайного голосования  закреплен в статье 68 Конституции, в статье 9 Избирательного кодекса, запрещающей контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования. 
       Выборы  депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. 
       Избирательный кодекс предусматривает, что проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания и местных Советов осуществляется на основе традиционно сложившейся в нашем обществе мажоритарной избирательной системы. 
       Так, Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Кодексом предусмотрено, что если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок Центральной комиссией проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати в трехдневный срок. 
       Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 
       Если  в связи со снятием кандидатур остается один кандидат, второй тур  голосования проводится по его кандидатуре. В этом случае за его избрание должны проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании. 
                     Выборы считаются состоявшимися,  если в них приняли участие  более половины избирателей, внесенных  в списки граждан, имеющих право  участвовать в выборах. 
       Если  на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, а также в случае признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе. 
       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в Республике Беларусь используется мажоритарная избирательная  система, которая является исторически  первой избирательной системой и  наиболее распространена в мире. Ее основная задача – формирование абсолютного парламентского большинства какой-либо политической или социальной силы, что на практике благоприятствует победе на выборах крупных политических партий и отсекает мелкие. Указанное является основным поводом для критики данной избирательной системы.  
  
 
       1.6 Партии и движения Республики  Беларусь  
 
       Основные  политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Белорусская политическая партия "Зеленых", Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин "Надежда", Партия "Беларуская сацыял-дэмак-ратычная Грамада", Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ.  
  
 
       1.7 Особенно политической культуры  
 
       Политическая  культура создает нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы. В основе политической культуры лежат:  
       1) понимание справедливости, связанное  с пониманием свободы и равенства;  
       2) форма организации согласия;  
       3) основные принципы конституционализма. Попытаемся проанализировать вышеперечисленные  факторы окружения политической системы Беларуси.  
       Справедливость - представление о должном, правильном общественном устройстве. Сама справедливость может выступать в обществе генератором  добра, трудолюбия, стимулом общественной деятельности. Справедливость можно  сравнить с весами, на которых уравновешиваются вклад и воздаяние, труд и вознаграждение, преступление и наказание. Либерально-демократическое понимание справедливости основано на приоритете индивидуальной свободы; справедливость в рамках социалистической идеологии тесно связана с социальным равенством. 
       Основная  цель социальной политики и обязанность  государства -достижение гражданского равенства, понимаемого как равенство  перед законом, независимо от национальности, партийности, общественного и имущественного статуса. Осознание необходимости наличия в обществе гражданского равенства - важное достижение демократического развития. "Выравнивать" нужно не по низшему, а по высшему критерию, стандарту. Этот вывод актуален и для оценки политической культуры граждан Беларуси. Стереотипы уравнительного равенства все еще сильны. Цель социальной политики должна состоять в осознанном регулировании процессов стратификации, а не в формировании мифологической однородности. 
       Оформление  согласия в обществе - следующий  составной элемент окружения политической системы. Согласие означает, что государство может существовать и управлять только с согласия управляемых. При всем разнообразии интересов в обществе должен быть достигнут консенсус по поводу базовых целей и ценностей. Консенсус обеспечивает легитимность политической системы, сбалансированность п  
и т.д.................


Информация о работе Политическая система Республики Беларусь