Жанр сонета в литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа направлена на изучение поэтики и генезиса жанра сонет.
Сонет очень трудный жанр, состоящий из 14 строк (двух катренов и двух терцетов), поэтому к его теории обращались не только филологи, литературоведы и философы, но и поэты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Поэтика жанра сонет…………………………………………………………....5
1.1 Строфика…………………………………………………………………...5
1.2 Ритмика…………………………………………………………………...10
1.3 Композиция……………………………………………………………….11
1.4 Тематика…………………………………………………………………..12
2 Зарождение и развитие жанра сонет……………………………………….…14
2.1 Поэзия вагантов, трубадуров и труверов……………………………….14
2.2 Сонет в итальянской литературе……………………………………..…18
2.2.1 Итальянский «новый сладостный стиль»…………………………18
2.2.2 Поэзия Данте Алигьери…………………………………………….21
2.2.3 XIV в. итальянской литературы. Франческо Петрарка………………………………………………………………..….23
2.2.4 Поэзия Микеланджело Буонарроти………………………………..26
2.3 Русский сонет XVIII века………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Жанр сонета.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

      Внимание  к форме, любовь к прекрасному  чувствуется у многих поэтов, Кавальканти  лишь один из целой плеяды средневековой  литературы. Вскоре рядом с именем Гвидо Кавальканти появляется имя  Данте Алигьери, который нисколько не уступал своему другу. 
 

     2.2.2 Поэзия Данте Алигьери 

      

      Данте (1265-1321) начал свою литературную деятельность как лирический поэт, выступивший  продолжателем провансальских трубадуров и их итальянских подражателей. Наиболее значительным произведением молодого поэта стала книга стихов «Новая жизнь» (1295). Здесь описана поэтическая история его юношеской любви к прекрасной Беатриче Портинари, которая умерла в молодом возрасте. Однако любовь к ней наполняла всю жизнь Данте. «Новая жизнь» включает в себя 30 стихотворений связанных между собой прозаическим текстом. Данте, как и провансальские поэты-трубадуры, чрезвычайно идеализирует свою возлюбленную, превращая ее в объект поэтического поклонения. Однако он старается создать реальный образ женщины нежной и ласковой, прекрасной и, в то же время, гневной и насмешливой: «для Данте красота — отмечает Де Санктис — это символическая видимость, прекрасный лик мудрости, за ней — жизнь во всей ее сложности, жизнь умственная и нравственная» [23, с. 329].

      Книга включает в себя ряд биографических фактов из жизни Данте: от встречи  и появившейся в один миг любви  к прекрасной Беатриче до момента  ее смерти. Данте повествует о своих мечтаниях, радостях встреч и горечи разлук, затем о скорби, вызванной потерей любимой. Он рассказывает о ней, как об ангеле с чистой душой, о человеке, вызывавшем трепет у всех вокруг, в «Новой жизни» Данте пишет: «Благороднейшая дама…снискала такое благоволение у всех, что, когда она проходила по улицам, люди бежали отовсюду, чтобы увидеть ее…» [19, с. 191]. О чем говорит и сонет: 
 

            Приветствие владычицы благой

            Столь величаво, что никто  не смеет

            Поднять очей. Язык людской  немеет

            Дрожа, и все покорно ей одной.

            Сопровождаемая  похвалой,

            Она идет; смиренья ветер веет.

            Узрев небесное, благоговеет.

            Как перед чудом, этот мир земной. 

            Для всех взирающих —  виденье рая

            И сладости источник несравненный.

            Той не поймет, кто сам не испытал.

            И с уст ее, мне виделось, слетал

            Любвеобильный дух благословенный

            И говорил душе: «Живи, вздыхая!» [19, с. 191]. 
 

      В  стихах  «Новой Жизни»  усовершенствовался  «сладостный новый  стиль» итальянской  поэзии середины  XIII  в. Одной  из главных  особенностей этого стиля  была гармония  стиха,  органически  связанная  с  глубоко  пережитыми чувствами. 

     Смерть  Беатриче потрясла сознание всех, отчаяние поэта не знает границ. Он пишет  стихи, наполненные глубоким и искренним  чувством, которые выражает посредством  риторических фигур: «Сердечной скорби тайные рыданья / Глаза омыли», «Покинуло прекрасное светило / Наш мир, исчезла радость первых дней», «Та, что глубоко сердце поразила»[19, с 192].

      В конце книги песен Данте пишет: «…я узрел то что заставило  меня принять решение не говорить больше о благословенной, пока я не буду в силах повествовать о ней более достойно» [19, с. 196]. Образ возлюбленной остается для Данте «факелом», который освещал весь его жизненный путь.

      «Новая  жизнь» — это первая в западноевропейской литературе автобиографическая повесть, которая раскрыла нам самые сокровенные тайны поэта. П.Б. Шелли отмечает, что «Данте еще лучше Петрарки  понимал таинства любви. Его «Новая жизнь» представляет собой неисчерпаемый источник чистых чувств и чистого языка; это — опоэтизированная повесть тех лет его жизни, которые посвящены были любви» [10, с. 277].

      Стихотворения, которые не вошли в «Новую жизнь», складывают т. н. цикл «Стихотворения флорентийского периода». Здесь имеет ценность «спор» Данте с Форезе. «Перебрасываясь» сонетами, они «изощрялись в вульгарных двусмысленностях» [6, с. 55]. Создателем итальянской комической поэзии принято считать флорентийца Рустико ди Филиппо (ок. 1230 — ок. 1300). Примечательно, что в его канцоньере внутрисистемная оппозиция двух средневековых стилей выявлена подчеркнуто ясно. Все канцоньеры Рустико делятся на две равные части: 39 сонетов в них написаны языком и стилем высокой, трагической поэзии и 39 — стилем поэзии низкой, комической. Овладение формами и приемами комического стиля способствовало разработке собственного поэтического языка и собственного, индивидуального литературного стиля.

      Следующим этапом на этом пути стали так называемые «Стихи о Каменной Даме», созданные  около 1296—1298 гг. и адресованные даме, именуемой поэтом Пьетра, т. е. Камень. В чувственных, порой конкретных образах и метафорах стихотворений «каменного» цикла ощущается влияние комического стиля, но еще больше в них заметно стремление к овладению опытом провансальской поэзии.

      Вся поэзия Данте — это, по словам П.Б. Шелли, «мост, переброшенный через поток времени и соединяющий современный мир с античным» [10, с. 278]. 
 

     2.2.3 XIV в. итальянской литературы. Франческо Петрарка  
 

      Ф. Петрарка (1304-1374) — первый гуманист эпохи Возрождения, родоначальник  новой европейской поэзии. Он, по словам Л. Тика, «осуществляет роль посредника между провансальцами и миннезингерами», но в то же время делает сонет и кансону законченным целым [10, с. 82].

      Первый  сборник стихотворений на итальянском  языке «Канцоньере» («Книга песен») принес огромную славу своему автору. Он посвящен Лауре, знатной даме, которую он, как и Данте, встретил у церкви и которую любил всю свою жизнь, даже после ее смерти. Сборник состоит из 317 сонетов, 29 кансон, 9 секстин, 7 баллад, 4 мадригалов, которые соединены в два раздела — «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры». Здесь Петрарка соединил опыт провансальских трубадуров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля», Данте.

      Основная  тема «Книги песен» — юношеская  любовь — рисуется как чувство, которое  может поднять человека, открыть перед ним прекрасные таинства, дать почувствовать в себе творческие способности: «любовь у Петрарки — считает С.С. Мокульский — властная сила, берущая себе в союзницы возлюбленную поэта, и они обращают поэта в вечнозеленый лавр» [14, с. 62]. Однако любовь не всегда ясное и радостное чувство: оно приносит боль и душевные муки, которые вызваны отсутствием взаимности. В отличие от Беатриче Данте, которая предстает перед нами как божественное существо, Лаура Петрарки рисуется как реальная, «земная» женщина.

      Новое ренессансное начало еще четче проявляется в изображении лирического героя, где раскрывается «глубина» его души. «Книга песен» — книга воспоминаний и в то же время своеобразная «поэтическая исповедь» (А.Н. Веселовский) поэта: передаются переживания, терзающие его сомнения, что носит исключительно психологический характер. Петрарка как будто проживает жизнь, благодаря чему мы видим каждое движение его души: 
 

        Мне мира нет, - и брани не подъемлю,

                    Восторг и страх  в груди, пожар и лед.

                    Заоблачный стремлю  в мечтах полет  -

                    И падаю, низверженный, на землю. 

                    Сжимая мир в  объятьях, - сон объемлю.

                    Мне бог любви  коварный плен  кует:

                    Ни узник я, ни вольный. Жду - убьет;

                    Но медлит он, - и вновь надежде  внемлю. 

                    Я зряч - без глаз; без языка - кричу.

                    Зову конец - и  вновь молю: "Пощада!"

                    Кляну себя - и  все же дни влачу. 

                    Мой плач - мой  смех. Ни жизни  мне не надо,

                    Ни гибели. Я мук  своих - хочу...

                    И вот за пыл  сердечный мой  награда! [15, с. 92]. 
 

Никогда еще до Петрарки духовная жизнь человека не была передана в поэзии с такой точностью и яркостью. Петрарка старается соединить свои стихотворения в хронологической последовательности, но ни сама Лаура, ни любовь к ней не даны в развитии. Здесь нет, по мнению Р.И. Хладовского, каких-либо определяющих событий, фабулы: «Книга песен» состоит из множества отдельных воспоминаний о любви к Лауре, равновеликих и равнозначных в своем жизненном содержании, почти тождественных по своему характеру» [26, с. 157].

      Петрарка  в своей поэзии широко использует аллегории, олицетворения, параллелизм и многие другие фигуры, что не мешает ему говорить о своем чувстве без всяких абстракций. Во всем этом наблюдается влияние поэзии провансальцев, школы «нового сладостного стиля и Данте. 

      «Книга  песен» содержит сонеты не только любовной тематики, но и политические (CXXXVI-CXXXVIII), в которых раскрываются гражданские чувства поэта-гуманиста. Он разоблачает церковников, погрязших в пороках, обращает внимание феодальных князей, которые были виновны в «гражданских распрях», на разрозненность страны.

      Вторая  часть книги посвящена умершей  Лауре — муки, страдания от безответной  любви сменяются скорбью об ее утрате. Здесь поэт, подобно Данте, превращает свою возлюбленную в святую: она приобретает черты трогательного существа, сбрасывает с себя «обличие суровой мадонны». Умершая Лаура изображена не менее прекрасно и не менее жива, чем в первой части книги, и не менее любима: 
 

           Я мыслию лелею  непрестанной

                    Ее, чью тень отнять  бессильна Лета,

                    И вижу вновь ее в красе расцвета,

                    Родной звезды  восходом осиянной. 

                    Как в первый  день, душою обаянной

                    Ловлю в чертах  застенчивость привета.

                    "Она жива, - кричу, - как в оны лета!"

                    И дара слов молю из уст желанной. 

                    Порой молчит, порою... Сердцу дорог

                    Такой восторг!.. А  после, как от  хмеля

                    Очнувшийся, скажу: "Знай, обманула 

                    Тебя мечта! В  тысяча триста сорок

                    Осьмом году, в  час первый, в день  апреля

                    Шестый - меж нас  блаженная уснула" [15, с. 221]. 
 

      Воспоминания  возрождали в «Книге песен» угасшую  любовь и стирали границы между  реальным и идеальным.

      Таким образом, каждый сонет сборника отражает внутреннее состояние поэта, рассказывает историю его жизни, историю его  высокой любви к Лауре, передает философские размышления. Новому содержанию поэзии Петрарки в полной мере соответствуют совершенство и изящество ее художественной формы: необычайная мелодичность, яркость образов, богатство лирического языка. Сонет, получивший в «Книге песен» классическую завершенность и выразительность, надолго стал одним из ведущих жанров европейской лирики.

      С.С. Мокульский отмечает, что «историческое значение лирики Петрарки сводится к освобождению им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности» [14, с. 65]. Впервые у Петрарки  любовная лирика стала служить прославлению реальной «земной» страсти. Что касается технической стороны, то здесь Петрарка тоже внес свой вклад: итальянский язык, стиль, стих, до него находившиеся в стадии формирования, обрели устойчивую, окончательную форму, служившую образцом для последующих столетий.

      Еще одним выдающимся гуманистом был Джованни Боккаччо (1313-1375) — ученый-филолог, зачинатель европейской прозы Нового времени. однако известны его не только прозаические произведения, но и лирические.

Информация о работе Жанр сонета в литературе