Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:35, доклад
Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII
в до н.э., первые же письменные памятники русской литературы – к III в
до н.э. падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской
литературы относятся к V в н.э., к этому же времени относится конец и
античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь
византийской литературы. Таким образом, от своего зарождения и до
средневековой литературы античная литература занимает огромный период
времени – около 1200 лет.
Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII
в до н.э., первые же письменные памятники русской литературы – к III в
до н.э. падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской
литературы относятся к V в н.э., к этому же времени относится конец и
античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь
византийской литературы. Таким образом, от своего зарождения и до
средневековой литературы античная литература занимает огромный период
времени – около 1200 лет.
Латинское слово antiguus значит «древний». Но когда говорят об
античной литературе, то обыкновенно имеют не древнюю литературу вообще
(индийскую, персидскую, египетскую), а только древнюю литературу
Европы. А таковыми являются литература древнегреческая и римская.
Периодизация античной литературы.
Первый период, который можно назвать доклассическим, или
архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного
творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до
н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое
представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до
нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в VI
в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, -
это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Второй период античной
греческого классического рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до
н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием
личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также
богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих
философов, историков и ораторов.
Третий период античной литературы, обычно именуемый
эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а
именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств
классического периода, так называемых полисов, возникают огромные
военно-монархические
дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от
простоты, непосредственности и строгости классического периода.
Вследствие этого
деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот
процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира.
Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный
промежуток времени – с III в. до н.э. до V в. н.э. К этому третьему
периоду античной литературы
относится и римская
часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в III в.
до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые
два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом
расцвета римской литературы, а именно I-V вв. н.э., называются
послеклассическим периодом.
В связи
с гибелью рабовладельческой
средневекового феодализма VI в. н.э. можно считать гранью между
античной и средневековой литературой.
Три специфические особенности римской литературы.
а) Первой отличительной чертой литературы в сравнении с греческой
является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо
более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500
лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами
векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и
основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо
более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской
литературы чувствуется сильное греческое влияние.
б) второй особенностью римской литературы является то, что она
возникает и расцветает в тот период истории античности, который для
Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская
литература есть по преимуществу литература эллинистическая.
в) Из этих особенностей литературы – более позднего ее
происхождения и ее эллинистической природы – выступает еще третья
особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно
интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более
драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не
было такого трезвого анализа действительности, как в римском
натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира
свойственны и греческой литературе; но обе эти особенности римской
литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько
здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться
специфическим римским литературным жанром.
Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было
достаточно, только в Риме
могли появиться такие
таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой
беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-
демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и
империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни
Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела,
продуманная дипломатия и юриспруденция, т.е. все то, чего требовали
огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с
миниатюрной и разъединенной классической Грецией, - все это наложило
неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее
национальной спецификой.
Архаическая пора
Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами,
что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены
все обычные жанры устного народного творчества. Здесь, несомненно,
была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким
делом, сос сбором винограда, с лодочной греблей. В Древнем Риме,
несомненно, бытовали также заговоры и заклинания; имеются сведения,
далее, о бытовых песнях: свадебных, застольных, а также о религиозных
гимнах, связанных с практикой жизни. К последним надо отнести гимн
Арвальских братьев, т.е. особого рода жрецов земледелия и салиев-
скакунов, жрецов бога войны Марса. Особенным распространением
пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного,
а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали
большой социальной значимостью, т.к. или ими пользовались не только во
время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во время триумфальных
шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь которого
и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания думать, что
эти фесценнины далеко не всегда обладали невинным и шутейным
характером, но часто доходили до выражения социально-политического
протеста.
Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была
представлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая
фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а
впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения
отчасти тоеж обладали стихотворным размером и потому приближались к
поэзии. Можно отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие
вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события
данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т.д.);
юридические памятники, тоже вначале в виде надписей, как, например,
плохо сохранившиеся законы XII таблиц – (451-450 гг. до н.э.) –
знаменитый памятник первого публичного законодательства; разного рода
пророчества и предсказания как о судьбе всего римского народа, так и о
частных событиях и лицах; государственные договоры (например, между
царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые договоры (например,
между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятники частного характера
(похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворные надписи
в связи с триумфами
полководцев или надписи
до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве.
Наконец, древняя римская словесность была богата разнородными
пословицами и поговорками.
Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем,
что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем
было настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него
немыслимой. Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью,
деловитостью, отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что
в римской литературе все определялось греческим влиянием, что сама
римская литература не обладала ровно никакой оригинальностью. Если
греческое влияние с известного момента возымело здесь огромное
значение, то это только потому, что сам Рим достаточно созрел в
социально-политическом отношении.
Одним из самых важных социальных результатов является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь
страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости,
труда, защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины
теперь развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко
добываемым богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все
плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и
политиков. Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше.
Достаточно указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса
были заимствованы из Греции. Однако это влияние, вероятно, было
поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе.
Другое дело – влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из
первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., т.е. сейчас
же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке.
Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.
а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим
в 272 г., после взятия его родного города. Для учебных целей он
переложил сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической
войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и
одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех. Кроме
того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец»,
«Троянский конь», « Эгисф», «Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино»,
«Терей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поручению
властей гимн в целях предотвращения одного дурного предзнаменования.
Он исполнялся хором девушек в 27 человек.
б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем
Кампании; его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после
первой Пунической войны. Его трагедии были тоже близким
воспроизведением греческих подлинников. Сохранились такие заглавия:
«Троянский конь», «Даная», «Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор»,
«Ифигения», «Андромаха». Невий впервые вводит римскую национальную
драму, претекстату (претекста – римский сенаторский костюм с
пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле» и «Кластидии».
Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он допускал
«контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну) и
внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес).
Известно, например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи
либерально настроенным, он пытался подражать древней аттеической
комедии и нападал на современников, но этот плебейский задор встретил
отпор со стороны правительства и привел к изгнанию его из Рима.
Прославилась и его эпическое произведение «Пуническая война», где
рассказ шел еще об отбытии Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны
в Африке, о внуке Энея Ромуле – основатели Рима. Изложение, очевидно,
было весьма сухое.
В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I
в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие,
историография, мемуарная и эпистолярная литература.
Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское
искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало
влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию
красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы
греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится
предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными
речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы