Античная литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:35, доклад

Краткое описание

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII
в до н.э., первые же письменные памятники русской литературы – к III в
до н.э. падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской
литературы относятся к V в н.э., к этому же времени относится конец и
античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь
византийской литературы. Таким образом, от своего зарождения и до
средневековой литературы античная литература занимает огромный период
времени – около 1200 лет.

Файлы: 1 файл

античная литература (доклад).docx

— 36.20 Кб (Скачать)

    Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII

в до н.э., первые же письменные памятники русской  литературы – к III в

до н.э. падение Западной Римской империи  и вместе с тем конец  римской

литературы  относятся к V в н.э., к этому  же времени относится конец  и

античной  греческой  литературы,  переходящей  в  дальнейшем  на  путь

византийской  литературы. Таким образом,  от  своего  зарождения  и  до

средневековой литературы античная литература занимает огромный  период

времени – около 1200 лет.

    Латинское слово antiguus  значит «древний». Но когда говорят об

античной  литературе, то обыкновенно имеют  не древнюю литературу вообще

(индийскую,  персидскую,  египетскую),  а   только  древнюю  литературу

Европы. А  таковыми являются литература древнегреческая  и римская.

Периодизация  античной литературы.

    Первый  период,  который  можно   назвать   доклассическим,   или

архаическим, охватывает собой  длинные  ряд веков устного народного

творчества  и заканчивается в течение  первой  трети  1  тысячелетия  до

н.э. Это  творчество до нас не  дошло,  и  мы  имеем  о  нем  некоторое

представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком  до

нас дошли  только два памятника греческой  литературы, записанные  в  VI

в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий,  -

это героические  поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

    Второй период античной литературы  –  это  становление  и   расцвет

греческого классического  рабовладения, занимающего собой VII-IV вв. до

н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи  с  развитием

личности появляются многочисленные  формы  лирики  и  драмы,  а  также

богатая прозаическая литература, состоящая из  произведений  греческих

философов, историков и  ораторов.

    Третий   период    античной    литературы,    обычно    именуемый

эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения,  а

именно крупного  рабовладения.  Вместо  небольших  городов  государств

классического периода,  так  называемых  полисов,  возникают  огромные

военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и  большая

дифференциация  субъективной  жизни  человека,   резко   отличная   от

простоты,  непосредственности  и  строгости   классического   периода.

Вследствие этого эллинистический  период часто  трактуется  как  период

деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что  этот

процесс  длился  весьма  долго,  вплоть  до  конца   античного   мира.

Следовательно,  этот  послеклассический   период   занимает   огромный

промежуток времени –  с III в. до н.э. до V в. н.э.  К  этому  третьему

периоду античной литературы относится и римская литература, почему его

часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в III  в.

до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые

два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается  периодом

расцвета  римской  литературы,  а  именно  I-V  вв.  н.э.,  называются

послеклассическим периодом.

    В связи   с  гибелью  рабовладельческой   формации  и  наступлением

средневекового феодализма  VI  в.  н.э.  можно  считать  гранью  между

античной и средневековой  литературой.

 

 

 

                                    Рим.

              Три специфические особенности  римской литературы.

    а) Первой отличительной  чертой литературы в сравнении  с греческой

является то, что это  литература гораздо более поздняя  и потому гораздо

более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500

лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами

векового развития греческой  литературы, усвоить их достаточно быстро и

основательно, и создавать  на этой основе уже свою собственную, гораздо

более зрелую и развитую литературу. С самого начала  развития  римской

литературы чувствуется  сильное греческое влияние.

    б) второй особенностью  римской литературы является  то,  что  она

возникает и расцветает в  тот период истории  античности,  который  для

Греции был уже временем упадка.  Это  был  период  эллинизма.  Римская

литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

    в)  Из  этих  особенностей  литературы  –   более   позднего   ее

происхождения и ее эллинистической  природы  –  выступает  еще  третья

особенность. Римская литература  воспроизводила  эллинизм  чрезвычайно

интенсивно,  в  крупных  и  широких  масштабах  и  в   гораздо   более

драматических, горячих и  острых формах. Нигде в античной литературе не

было  такого  трезвого  анализа  действительности,   как   в   римском

натурализме или у римских сатириков,  хотя  и натурализм  и сатира

свойственны и греческой  литературе; но  обе  эти  особенности  римской

литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни  –  настолько

здесь велики, что натуралистическая сатира  вполне  может считаться

специфическим римским литературным жанром.

    Наконец, хотя  талантливых и  глубоких  историков   в  Греции  было

достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с

таким острым и проницательным анализом  исторической  жизни,  с  такой

беспощадной  критикой  императорской  эпохи  и   с   таким   свободно-

демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и

империи, небывалый размах  и  драматизм  социально-политической  жизни

Рима,  бесчисленные  войны,  тончайшая  организация   военного   дела,

продуманная дипломатия и  юриспруденция, т.е. все  то,  чего  требовали

огромные  размеры  Римской  республики  и  империи   в   сравнении   с

миниатюрной и разъединенной  классической Грецией, - все  это  наложило

неизгладимый отпечаток  на римскую литературу  и  все  это  явилось  ее

национальной спецификой.

                  Архаическая пора доклассического  периода.

    Фольклор. Фольклорный  период отличался в Риме  теми  же  чертами,

что и во всех других странах. Здесь,  по-видимому,  были  представлены

все обычные жанры устного  народного  творчества.  Здесь,  несомненно,

была трудовая песня,  связанная,  например,  с  прядильным  и ткацким

делом, сос сбором винограда,  с лодочной  греблей.  В Древнем Риме,

несомненно, бытовали также  заговоры и  заклинания;  имеются  сведения,

далее, о бытовых песнях: свадебных, застольных, а также о  религиозных

гимнах, связанных с практикой жизни. К  последним надо  отнести гимн

Арвальских братьев, т.е. особого рода  жрецов  земледелия  и салиев-

скакунов,  жрецов  бога  войны   Марса.   Особенным   распространением

пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного,  пародийного,

а иной раз и непристойного  характера, которые,  по-видимому,  обладали

большой социальной значимостью, т.к. или ими пользовались не только во

время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во время  триумфальных

шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь  которого

и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания  думать,  что

эти  фесценнины  далеко  не  всегда  обладали  невинным   и   шутейным

характером, но часто  доходили  до  выражения  социально-политического

протеста.

Кроме всей этой художественной словесности,  с  давних  пор  была

представлена  проза,  считавшаяся  привелегией  знати   и   получавшая

фиксацию  сначала  в  виде  надписей  на  памятниках  и  колоннах,   а

впоследствии составляющая целые книги. Эти  прозаические  произведения

отчасти тоеж обладали стихотворным размером и потому  приближались  к

поэзии. Можно отметить: книги  главных жрецов и прочих жрецов,  имевшие

вначале форму летописи,  куда  кратко  заносились  выдающиеся  события

данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и  т.д.);

юридические памятники, тоже вначале в виде  надписей,  как,  например,

плохо сохранившиеся законы XII  таблиц  –  (451-450  гг.  до  н.э.)  –

знаменитый памятник первого  публичного законодательства; разного  рода

пророчества и предсказания как о судьбе всего римского народа, так и о

частных событиях и лицах; государственные  договоры  (например,  между

царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые  договоры  (например,

между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятники частного  характера

(похоронные речи или  надписи в домах покойников); стихотворные  надписи

в связи с триумфами  полководцев или надписи надгробные. Все это  дошло

до нас в разрушенном  виде и  в ничтожном количестве.

    Наконец, древняя  римская  словесность  была  богата  разнородными

пословицами и поговорками.

    Общая характеристика  литературы. Весь этот период  отличается тем,

что здесь еще нет никакого греческого влияния,  которое  в  дальнейшем

было настолько велико, что литература Рима уже  оказывается  без  него

немыслимой. Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью,

деловитостью, отсутствием  всякой фантастики. Но не следует думать, что

в римской литературе все  определялось  греческим  влиянием,  что  сама

римская литература не обладала  ровно  никакой  оригинальностью.  Если

греческое  влияние  с  известного  момента  возымело  здесь   огромное

значение, то это только  потому,  что  сам  Рим  достаточно  созрел  в

социально-политическом отношении.

Одним из самых важных социальных результатов является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную  жизнь

страны и народа.  Вместо  старых  аскетических  идеалов  бережливости,

труда, защиты родины и жизни  в  пределах  небольшой  городской  общины

теперь развивается стремление к роскоши, утонченной культуре  и  легко

добываемым богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили  с собой все

плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и

политиков. Несомненно, некоторое  влияние Греции было в Риме и  раньше.

Достаточно указать на то, что римский алфавит и римские  меры  и  веса

были заимствованы  из  Греции.  Однако  это  влияние,  вероятно,  было

поверхностным и, главное,  совершенно  не  отразилось  на  литературе.

Другое дело – влияние  Греции  после  1-й  Пунической  войны.  Один  из

первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г.,  т.е.  сейчас

же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке.

Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.

    а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим

в 272 г., после взятия  его  родного  города.  Для  учебных  целей  он

переложил  сатурнийский  стихон  «Одиссею».  После первой  Пунической

войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну  трагедию  и

одну комедию, переделки  с греческого, имевшие огромный  успех.  Кроме

того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Алекс –  биченосец»,

«Троянский конь», « Эгисф», «Гермиона», «Андромеда»,  «Даная»,  «Ино»,

«Терей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник  сочинил по  поручению

властей гимн в целях предотвращения одного  дурного  предзнаменования.

Он исполнялся хором девушек  в 27 человек.

    б) Гней Невий (около 270-201)  был свободнорожденным уроженцем

Кампании; его поэтическая  деятельность  протекала  в  Риме  уже  после

первой   Пунической   войны.   Его   трагедии   были   тоже    близким

воспроизведением греческих  подлинников.  Сохранились  такие  заглавия:

«Троянский конь», «Даная», «Гесиона», «Ликург», «Выступающий  Гектор»,

«Ифигения», «Андромаха». Невий  впервые вводит  римскую национальную

драму,  претекстату  (претекста  – римский   сенаторский   костюм   с

пурпуровой каймой). Имеются  известия о драмах «Ромуле» и  «Кластидии».

Гораздо более популярен  был Невий в комедии,  в которой он  допускал

«контаминацию» (объединение  и переработку 2 греческих пьес в  одну)  и

внесение  черт  из  римской  жизни  (сохранились  названия  33  пьес).

Известно, например, «Тарентиночка»  с  ярким  образом  гетеры.  Будучи

либерально  настроенным,  он  пытался подражать древней аттеической

комедии и нападал на современников, но этот плебейский задор  встретил

отпор со стороны правительства  и  привел  к  изгнанию  его  из  Рима.

Прославилась и его  эпическое  произведение  «Пуническая  война»,  где

рассказ шел еще об отбытии  Энея из пылающей Трои, посещении им  Дидоны

в Африке, о внуке Энея Ромуле – основатели Рима. Изложение,  очевидно,

было весьма сухое.

В обстановке социальной и  политической борьбы конца II – начала I

в.  до  н.э.  значительное  развитие  получила   проза:   красноречие,

историография, мемуарная  и эпистолярная литература.

    Ораторское  искусство.  Особенного  успеха  достигло   ораторское

искусство. Благодаря разнообразно  разработанному  стилю  оно  оказало

влияние на все виды литературы, и  прежде  всего  на  прозу.  Развитию

красноречия  в  Риме  во  многом  способствовали   блестящие   образцы

греческого ораторского  искусства, которое со II в. до н.э.  становится

предметом тщательного изучения в  специальных  школах.  Со  страстными

речами выступали  политические  деятели,  как,  например,  реформаторы

Информация о работе Античная литература