Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:04, контрольная работа
Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис, поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких от российского менталитета. Большая часть детских книг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то есть на тот возраст, когда детям читают родители.
Введение
Особенности жанра Детская литература
Анализ трёх произведений: сказка, рассказ, стихотворение
Исполнительский анализ текста (Задача и сверхзадача чтения)
Выбор произведения для разных дошкольных возрастов.
Заключение
Список литературы.
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы.
Введение
Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис, поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких от российского менталитета. Большая часть детских книг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то есть на тот возраст, когда детям читают родители. Родители же предпочитают читать своим детям проверенную классику. По-прежнему предпочтительными остаются самые «авторитетные» детские авторы: А. Милн в пересказе Б. Заходера, С. Прокофьева, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Успенский, Г. Остер и другие «маститые» и общепризнанные писатели. Несмотря на обилие на полках книжных магазинов книг современных российских и зарубежных авторов, а также наличие весомой альтернативы традиционному чтению в виде Интернета, телевидения, кино и мультипликационной индустрии, родители по-прежнему ориентируются на проверенные временем книги, ставшие классикой детской художественной литературы. Устойчивая популярность всем известных авторов объясняется, прежде всего, консервативностью представлений о воспитании, а также желанием предложить детям «проверенные» книги, поделиться с ними частичкой своего собственного детства.
По-прежнему осталась неизменной и ориентация родителей на «западную крутизну». В детской литературе это - детектив, «страшилки», псевдоэнциклопедии (вроде правил хорошего тона для мальчиков и девочек), фэнтези. Не случайно, самые успешные книги, ориентированные на универсальные возрастные группы, написаны в жанре фэнтези, в этом жанре национально-культурные особенности и традиции не играют особой роли.
Детская литература
возникла на пересечении
Важную роль в создании книги для детей имеет ее оформление. Ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт.
Специфика детской литературы обусловлена
в первую очередь возрастом читателя.
Чем меньше возраст, тем сильнее
в произведении проявлены своеобразные
черты, по которым можно безошибочно
угадать, что оно адресовано ребенку.
Вместе с растущим читателем «взрослеют»
и его книжки, постепенно меняется
вся система предпочтений. Существует
несколько классификаций
Классификация детской литературы по возрасту:
Классификация детской литературы по видам и типам:
Рейтинг специализированных издательств детской литературы
Является признанным лидером в книгоиздании для детей. Работает во всех жанровых и возрастных сегментах детской литературы. Издательский портфель включает следующие категории детской литературы:
Выходят 80 серий, такие как: «Детская библиотека РОСМЭН», «Моя большая книга».
В настоящее время выпустили серии раскрасок для ребят разных возрастов. Их тематика интересна и разнообразна: "джунгли", "птицы", "кто живет в лесу", "морские жители", "овощи", "фрукты", "насекомые", "ягоды" и т. д. Выпускает 4 серии: «посмотри и раскрась», «подрастайте чемпионы».
Рассказы для детей Л. Толстого (младшие дошкольники)
Самые знаменитые рассказы для детей, которые считаются в России и в странах постсоветского пространства классикой детской литературы (помимо народных сказок) следующие: забавные и смешные рассказы для детей Михаила Зощенко ("Лёля и Минька", "Великие путешественники", "Елка", "Бабушкин подарок", "Не надо врать" и др.), приключенческие "Денискины рассказы" для детей Виктора Драгунского, милые и добрые рассказы для детей Николая Носова ("Живая шляпа", "Дружок", "Мишкина каша", "Телефон" и др.), "Лесные рассказы" для детей Виталия Бианки ("Купание медвежат", "По следам", "Первая охота", "Приключения муравьишки"), поучительные рассказы для детей Валентины Осеевой ("Волшебное слово", "Кто хозяин?", "Хорошее", "Печенье", "На катке" и др.), рассказы для детей о природе Михаила Пришвина ("Ребята и утята", "Журка", "Лисичкин хлеб", "Дедушкин валенок" и др.), поучительные рассказы для детей Льва Толстого ("Лев и собачка", "Зайцы", "Птичка", "О муравьях", "Как волки учат своих детей" и др.)
К тому времени, как для детей начал писать Лев Толстой, уже существовали сказки Пушкина, Ершова, Жуковского и других. Наряду с Толстым во второй половине XIX в. литературу для детей создают Чехов, Куприн, Гаршин. Но рассказы Толстого для детей занимают особое место в общем ряду, поскольку Лев Николаевич и здесь произвел много новаторского.
Говоря о рассказах Толстого для детей, имеют в виду сборники «Азбука» (1872) и «Новая азбука» (1875). Это собрания небольших рассказов, композиционно и стилистически адаптированных для восприятия их ребенком. Толстой избегает отступлений и описаний, отдавая предпочтение динамике и ярким эмоциям. Решая стилистические проблемы, неизменно возникающие перед писателем, если он хочет, чтобы дети с интересом восприняли его произведение, Лев Николаевич отказывает от любых подделок и стилизаций. Он использует фольклорные конструкции.
Рассказы Толстого для детей имеют педагогическую, воспитательную цель. Но преследуя ее, Толстой не прямолинеен; его мораль постигается ребенком не из прямого поучения, а исподволь; она скрыта в художественном образе. Иными словами, мораль не формируется автором; ее, исходя из прочитанного, формирует сам маленький читатель, что в смысле воспитания является наиболее оптимальным вариантом.
Объемы рассказов Толстого для детей порой не превышают пяти-шести строк, однако это всегда законченное, динамичное, драматичное произведение, заключающее идею, образы и характеры. Часто в финале Толстой использует поговорки или пословицы, консолидирующие смысл сказки.
Герои этих произведений – безымянные мужик, баба, мать, отец, мальчик, девочка. Это сознательное обобщение автора: у маленьких детей абстрактное мышление еще не достаточно развито, и им сложно проецировать прочитанное на свою жизнь, если персонажи с именами.
Рассказы Толстого для детей, наряду с воспитательной задачей, призваны решать задачу эстетическую: он старался создавать произведения, которые помогут выработать у ребенка литературный вкус.
Сам Толстой считал рассказы для детей чуть ли не лучшим своим литературным произведением. «Рассказы, басни, написанные в книжках, - писал он в дневнике, - есть просеянное из в двадцать раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по десять раз и стоит мне большего труда, чем какое бы ни было место из всех моих писаний».
Сказка П.П. Ершова «Конек – горбунок» (Средний дошкольный возраст)
Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявление народных традиций в литературной сказке.
Своеобразен жанр этой сказки. В сказке можно найти и черты романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфы к частям, лиро-эпический характер повествования, напряжённость сюжета, незаурядность событий и главных героев, экспрессивность стиля.
В «Коньке - Горбунке» присутствуют и признаки романа: значительная протяжённость истории жизни Иванушки Петровича, эволюция его характера, смена функций действующих лиц, развёрнутость портретов, пейзажи, описательность, диалоги, переплетение «сказочной обрядности» с обилием реалистических сцен и подробностей, будто выхваченных из жизни, широта социального фона. Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния народа. Он перенёс в текст и литературную манеру народного творчества.