Детская литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис, поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких от российского менталитета. Большая часть детских книг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то есть на тот возраст, когда детям читают родители.

Оглавление

Введение
Особенности жанра Детская литература
Анализ трёх произведений: сказка, рассказ, стихотворение
Исполнительский анализ текста (Задача и сверхзадача чтения)
Выбор произведения для разных дошкольных возрастов.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ДЛ.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Особенности жанра Детская литература
  2. Анализ трёх произведений: сказка, рассказ, стихотворение
  3. Исполнительский анализ текста (Задача и сверхзадача чтения)
  4. Выбор произведения для разных дошкольных возрастов.

Заключение

Список литературы.

 

Введение

Есть две противоположные  точки зрения на то, в каком состоянии  сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много  талантливых авторов, способных  написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская  книга переживает глубочайший кризис, поскольку подрастающее поколение  страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких  от российского менталитета. Большая  часть детских книг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то есть на тот возраст, когда детям читают родители. Родители же предпочитают читать своим детям проверенную классику. По-прежнему предпочтительными остаются самые «авторитетные» детские авторы:          А. Милн в пересказе Б. Заходера,   С. Прокофьева,  К. Чуковский, Н. Носов, Э. Успенский, Г. Остер и другие «маститые» и общепризнанные писатели. Несмотря на обилие на полках книжных  магазинов книг современных российских и зарубежных авторов, а также наличие весомой альтернативы традиционному чтению в виде Интернета, телевидения, кино и мультипликационной индустрии, родители по-прежнему ориентируются на проверенные временем книги, ставшие классикой детской художественной литературы. Устойчивая популярность всем известных авторов объясняется, прежде всего, консервативностью представлений о воспитании, а также желанием предложить детям «проверенные» книги, поделиться с ними частичкой своего собственного детства.

По-прежнему осталась неизменной и ориентация родителей на «западную крутизну». В детской литературе это - детектив, «страшилки», псевдоэнциклопедии (вроде правил хорошего тона для мальчиков и девочек), фэнтези. Не случайно, самые успешные книги, ориентированные на универсальные возрастные группы, написаны в жанре фэнтези, в этом жанре национально-культурные особенности и традиции не играют особой роли.

  1. Особенности жанра Детская литература

        Детская литература  возникла на пересечении художественного  творчества и учебно-воспитательной  деятельности и является областью  искусства, функции которого –  доставлять ребенку эстетическое  наслаждение и способствовать  формированию его личности [Арзамасцева, 1997].

        Важную роль  в создании книги для детей  имеет ее оформление. Ведь для  ребёнка важно ощущение книги  – хорошая бумага, красочные рисунки,  красивый шрифт.

Характерными  чертами детской литературы являются [Карайченцева, 2000]:

  • Отведение детям главной роли
  • Соответствие детскому возрасту по тематике
  • Относительно небольшой объём, множество рисунков (особенно в книгах для маленьких детей)
  • Простой язык
  • Большое количество диалогов и действий, мало описаний
  • Множество приключений
  • Счастливый конец (победа добра над злом)
  • Часто имеет своей целью воспитание

Специфика детской литературы обусловлена  в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее  в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно  угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют»  и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений. Существует несколько классификаций детской  литературы.

Классификация детской литературы по возрасту:

  • Старшего дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
  • Младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет)
  • Среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет)
  • Старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет [Карайченцева, 2000].

Классификация детской литературы по видам и типам:

  • Первая категория
      • Литературно-художественные
      • Научно-популярные
      • Учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения)
  • Вторая категория
    • Справочные (словари, энциклопедии)
    • Для досуга (альбомы с наклейками, кроссворды и т.д.)

Рейтинг специализированных издательств  детской литературы

  1. «Махаон» - известно российским читателям с 1993 года. Тематический спектр книг "Махаона" очень разнообразен: от первых стихов и сказок для малышей до фэнтези и детективов для подростков, от доступных справочных и образовательных изданий до уникальных подарочных книжных проектов, от учебных пособий до красочных атласов и богатейших энциклопедий. Выпускает 106 серий, например «умный кубик» и «смышленый ребенок».
  2. «Росмэн» - входит в пятерку крупнейших издательств России.

Является признанным лидером  в книгоиздании для детей. Работает во всех жанровых и возрастных сегментах  детской литературы. Издательский портфель включает следующие категории детской  литературы:

  • Научно-познавательная литература (214 наименований)
  • Книги на картоне и книжки-игрушки (300 наименований)
  • Книги для досуга и хобби (260 наименований)
  • Обучающая литература для дошкольников (290 наименований)
  • Детская художественная иллюстрированная литература (250 наименований)
  • Детская художественная текстовая литература (130 наименований)

Выходят 80 серий, такие как: «Детская библиотека РОСМЭН», «Моя большая книга».

  1. «Антураж» - специализацией издательства является производство оригинальной детской литературы, причем большинство книжек разрабатываются непосредственно творческим коллективом издательства, в состав которого входят опытные инженеры-конструкторы, технологи и дизайнеры. Их целью являются разработка и создание красивых, полезных и травмобезопасных для ребенка книг, причем качеству и травмобезопасности продукции уделяется особое внимание. Выпускает 36 серий: "Чудесный театр", "Сказка в окошке", "Ушки-потягушки", "Книжки-игрушки".
  2. «Самовар» - издательство организовано в 1990 году. Имеет хорошую устойчивую репутацию на книжном рынке России и специализируется на выпуске книг для детей от 3 до 10 лет. «Самовар» выпускает 25 серий, например "Школьная библиотека", "Новые сказочные повести".
  3. «Детиздат» - выпускает красочные издания детской, развивающей, прикладной и художественной литературы, обучающие наглядные пособия на картоне, плакаты, разрезные азбуки, лото, ростомеры. Выходит 19 серий, например «поющие книжки-панорамки», «окружающий мир для малышей».
  4. «Самокат» - ищет по всему миру и привозит в Россию лучшие детские книги, открывает для читателя новых российских авторов и художников, настаивает на гармонии текста и иллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. Издаёт 10 серий: «сказки "Самоката"», «витамин роста».
  5. «Стрекоза» - издательство успешно работает на книжном рынке уже более 15 лет, специализируясь на книгах для детей. Красочно оформленные издания не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей. Издаётся 9 серий: «росомаха», «СамСам».
  6. «Детская литература» — это первое и старейшее в нашей стране специализированное издательство, выпускающее книги для детей и юношества. Оно было создано 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы. Рождаются новые книги, осуществляются различные проекты, направленные на пропаганду чтения среди школьников. Выпускает 7 серий: «книга за книгой», «мои первые книжки».
  7. «Лунный аист» - деятельность направлена на издание качественной, красочной и содержательной детской литературы.

В настоящее время выпустили  серии раскрасок для ребят  разных возрастов. Их тематика интересна и разнообразна: "джунгли", "птицы", "кто живет в лесу", "морские жители", "овощи", "фрукты", "насекомые", "ягоды" и т. д. Выпускает 4 серии: «посмотри и раскрась», «подрастайте чемпионы».

  1. «Розовый слон» - выпускает книги, раскраски, развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выпускает 2 серии: «веселое обучение», «водные раскраски».

 

 

 

 

  1. Анализ трёх произведений: рассказ, сказка, стихотворение

Рассказы для детей Л. Толстого (младшие дошкольники)

Самые знаменитые рассказы для детей, которые считаются в России и  в странах постсоветского пространства классикой детской литературы (помимо народных сказок) следующие: забавные и смешные рассказы для детей  Михаила Зощенко ("Лёля и Минька", "Великие путешественники", "Елка", "Бабушкин подарок", "Не надо врать" и др.), приключенческие "Денискины рассказы" для детей Виктора Драгунского, милые и добрые рассказы для детей Николая Носова ("Живая шляпа", "Дружок", "Мишкина каша", "Телефон" и др.), "Лесные рассказы" для детей Виталия Бианки ("Купание медвежат", "По следам", "Первая охота", "Приключения муравьишки"), поучительные рассказы для детей Валентины Осеевой ("Волшебное слово", "Кто хозяин?", "Хорошее", "Печенье", "На катке" и др.), рассказы для детей о природе Михаила Пришвина ("Ребята и утята", "Журка", "Лисичкин хлеб", "Дедушкин валенок" и др.), поучительные рассказы для детей Льва Толстого ("Лев и собачка", "Зайцы", "Птичка", "О муравьях", "Как волки учат своих детей" и др.)

К тому времени, как для детей  начал писать Лев Толстой, уже  существовали сказки Пушкина, Ершова, Жуковского и других. Наряду с Толстым  во второй половине XIX в. литературу для  детей создают Чехов, Куприн, Гаршин. Но рассказы Толстого для детей занимают особое место в общем ряду, поскольку  Лев Николаевич и здесь произвел много новаторского.

Говоря о рассказах Толстого для детей, имеют в виду сборники «Азбука» (1872) и «Новая азбука» (1875). Это собрания небольших рассказов, композиционно и стилистически  адаптированных для восприятия их ребенком. Толстой избегает отступлений и  описаний, отдавая предпочтение динамике и ярким эмоциям. Решая стилистические проблемы, неизменно возникающие  перед писателем, если он хочет, чтобы  дети с интересом восприняли его  произведение, Лев Николаевич отказывает от любых подделок и стилизаций. Он использует фольклорные конструкции.

Рассказы Толстого для детей  имеют педагогическую, воспитательную цель. Но преследуя ее, Толстой не прямолинеен; его мораль постигается  ребенком не из прямого поучения, а  исподволь; она скрыта в художественном образе. Иными словами, мораль не формируется  автором; ее, исходя из прочитанного, формирует  сам маленький читатель, что в  смысле воспитания является наиболее оптимальным вариантом.

Объемы рассказов Толстого для  детей порой не превышают пяти-шести  строк, однако это всегда законченное, динамичное, драматичное произведение, заключающее идею, образы и характеры. Часто в финале Толстой использует поговорки или пословицы, консолидирующие смысл сказки.

Герои этих произведений – безымянные мужик, баба, мать, отец, мальчик, девочка. Это сознательное обобщение автора: у маленьких детей абстрактное  мышление еще не достаточно развито, и им сложно проецировать прочитанное  на свою жизнь, если персонажи с именами.

Рассказы Толстого для детей, наряду с воспитательной задачей, призваны решать задачу эстетическую: он старался создавать произведения, которые  помогут выработать у ребенка  литературный вкус.

Сам Толстой считал рассказы для  детей чуть ли не лучшим своим литературным произведением. «Рассказы, басни, написанные в книжках, - писал он в дневнике, - есть просеянное из в двадцать раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по десять раз и стоит мне большего труда, чем какое бы ни было место из всех моих писаний».

Сказка П.П. Ершова «Конек – горбунок» (Средний дошкольный возраст)

Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков  позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный  творческий процесс. В каждую эпоху  происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно  проследить проявление народных традиций в литературной сказке.

Своеобразен жанр этой сказки. В сказке можно найти и черты романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфы к частям, лиро-эпический характер повествования, напряжённость сюжета, незаурядность событий и главных героев, экспрессивность стиля.

В «Коньке - Горбунке» присутствуют и признаки романа: значительная протяжённость  истории жизни Иванушки Петровича, эволюция его характера, смена функций  действующих лиц, развёрнутость  портретов, пейзажи, описательность, диалоги, переплетение «сказочной обрядности»  с обилием реалистических сцен и  подробностей, будто выхваченных  из жизни, широта социального фона. Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния народа. Он перенёс в текст и литературную манеру народного творчества.

Информация о работе Детская литература