Детская литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис, поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких от российского менталитета. Большая часть детских книг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то есть на тот возраст, когда детям читают родители.

Оглавление

Введение
Особенности жанра Детская литература
Анализ трёх произведений: сказка, рассказ, стихотворение
Исполнительский анализ текста (Задача и сверхзадача чтения)
Выбор произведения для разных дошкольных возрастов.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ДЛ.docx

— 39.06 Кб (Скачать)

Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, исстари свойственным русскому народу и отразившемся в  его устном художественном творчестве.

Произведение делится  на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим  читателей на предстоящие события.

Первая часть, как и  положено, начинается с присказки  «жили - были», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.

Вторая и третья части  начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что  это присказка, а сказка будет  впереди.

Присказки Ершов перенял  у народа; в сказке они несут  определенную нагрузку:

Муж - то примется за шутки,

А жена за прибаутки.

И пойдёт у них тут пир,

Что на весь крещёный мир.

Эта присказка ведётся,

Сказка вскоре же начнётся.

Как у наших у ворот

Муха песенки поёт.

Что дадите мне за вестку,

Бьёт свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,

Привязала за шнурок,

Ручки к ножкам притянула.

Ножку правую разула,

Не ходи ты по зорям,

Не кажися молодцам.

Эта присказка велась,

Вот и сказка началась…

Эта присказка - не просто украшение  сказки. В ней изображён народный быт. Вместе с тем присказка мастерски  использована как композиционный элемент. Включённая в текст, она служит как  бы для передышки читателю:

Едут близко ли, далёко,

Едут низко ли, высоко,

И увидели ль кого,

Я не знаю ничего.

Скоро сказка говорится,

Дело мешкотно творится.

Только, братцы, я узнал,

Что конёк туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с землёю,

Где крестьянки лён прядут,

Прялки на небо кладут.

Изумительные народные образы - «небо сходится с землёю», «прялки  на небо кладут» - чаруют воображение  автора своей чудесностью и вместе с тем ощутимой реальностью, одновременно эти образы заставляют приостановиться, задуматься, отдохнуть от стремительного сюжета и сосредоточиться в созерцательном раздумье.

Сказка отличается высокими поэтическими достоинствами. Быстро развивающийся  сюжет, состоящий из ярких сказочных  событий, то смешных и забавных, то страшных, так и влечёт читателя за собой. Каждый стих представляет собой  самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые. Почти  в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что создаёт  динамичность. Иногда встречается целый  каскад глаголов. В тексте много  глагольных рифм, почти всегда они  звонкие. Рифмующиеся слова несут  наибольшую смысловую нагрузку. Это  помогает прочнее запоминать содержание.

Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее  из быстро протекающих событий. Время  в них уплотнено до предела, а  пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры  героев и предопределяет дальнейшие события.

В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть  завершается кратким рассказом  о дальнейших событиях вплоть до заключительного  эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.

Поэт умеет сказать  многое небольшим количеством слов: выразить сложную мысль, нарисовать картину. Передать чувства, вызвать  улыбку:

Кобылица та была

Вся как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

Во второй части в центре два события: Иван с помощью Конька - Горбунка ловит Жар - Птицу и  доставляет во дворец Царь - Девицу. Как  и во многих волшебных сказках, Иван выполняет третье, кажется, непосильное  задание - добывает перстень Царь - Девицы и встречается с Китом, заодно побывал на небе, где беседовал  с матерью Царь - Девицы Месяцем  Месяцовичем, освободил Кита от мучений, за что тот и достал Ивану перстень.

Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так  же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку  действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.

Как и Пушкин, Ершов не злоупотребляет метафорами, эпитетами, украшающими слова. Исключения составляют обрядовые сказочные выражения: «очи яхонтом горели», «хвост струился золотой», «кони буйны», «кони буры, сивы». Зато выпуклому, чисто народному образу он умеет дать большую смысловую нагрузку. Как герой Иван представлен в двух планах, так и каждое его слово, фраза двусмысленны. В его описаниях нередко звучит ирония, издёвка.

Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий  характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют  своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре  возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра - сказка в сказке.

Каждое новое задание  Ивана начинается с повтора:

Тут посыльные дворяне

Вновь пустились звать  Ивана.

Вот к царю Иван явился,

Поклонился, подбодрился,

Крякнул дважды и спросил:

«А почто ж меня будил?»

Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность.

Завершается сказка характерной  для фольклора концовкой: победой  главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и  рассказчик.

Поэтика сказки дышит народной стихией. Ершов был подхвачен  народной стихией. Кажется, что он написал  сказку быстро, на одном дыхании. И  не всегда беспокоился о более  тщательном отборе слов, об отделке  стиха. Поэтому в тексте сказки много  просторечных слов, не вошедших в литературный язык, таких элементов не было в  сказках Пушкина.

В целом сказка написана звонким четырёхстопным хореем, отличается музыкальностью стиха.

 

Анализ стихотворения  С. Я. Маршака «Ландыш»

             (старший дошкольный возраст) 
Чернеет лес, теплом разбуженный, 
Весенней сыростью объят. 
А уж на ниточках жемчужины 
От ветра каждого дрожат. 
 
Бутонов круглые бубенчики 
Еще закрыты и плотны, 
Но солнце раскрывает венчики 
У колокольчиков весны. 
 
Природой бережно спеленатый, 
Завернутый в широкий лист, 
Растет цветок в глуши нетронутой, 
Прохладен, хрупок и душист. 
 
Томится лес весною раннею, 
И всю счастливую тоску, 
И все свое благоухание 
Он отдал горькому цветку. 

     Стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака — «это изображение природы,    но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения…изменений, взаимодействий» (Е. Эткинд). Природа находится в движении и действии:  
Чернеет лес, жемчужины дрожат. Солнце раскрывает венчики. 
Природа бережно спеленала, завернула цветок в зеленый лист. 
Растет цветок. Томится лес. Он отдал горькому цветку тоску, благоухание. 
 
По этим словам легко сделать вывод, что лес живой. 
 
Еще одним подтверждением этой мысли является то, что, читая стихотворение, мы словно слышим звуки, которые всегда можно услышать в весеннем лесу. (Музыка Вивальди поможет нам «услышать» весенний лес). 
 
Можно просить детей ответить на вопросы: 
Где растет ландыш? 
В какое время года он появляется в лесу? 
Что за время — весна? (Время увядания/ пробуждения, сна/ расцвета природы?) 
От чего могут дрожать веточки ландыша? 
Почему «горький цветок»? (Его ядовитый сок используют в медицине, горький вкус.) 
Почувствуйте, чем «пахнет» лес? (землей, корой, листвой). 
Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)

 

  1. Выбор произведения для разных дошкольных возрастов.

Выбор произведений (Рассказы Л.Толстого – для младшего, сказка «Конёк-горбунок» - для среднего, и стихотворение  Маршака «Ландыш» - для старшего дошкольного возраста) был сделан на основании особенностей восприятия детьми разного возраста художественных особенностей детской литературы. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении должны быть проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку: простота языка, яркость образов, динамика и наличие приключений, счастливый конец. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.

 

Заключение

В заключение скажем, чтобы  заинтересовать ребенка книгой, родителям  и педагогам нужно постараться  дать ребёнку такую книгу, которая  будет хороша во всех аспектах: хорошо оформлена, интересна, полезна, познавательна. Книга действительно должна быть хорошей.

Вряд ли она станет бестселлером, если она будет плохо написана, герой будет неинтересный и бледный  или все будет сделано «на  скорую руку». «Детские книги должны быть по возможности недорогими, но очень качественными. Тексты – добрые и не примитивные, такие, которые будят собственную фантазию», - В.Мещеряков, директор «Издательского Дома Мещерякова» [Преображенский; Ищенко; Мещеряков].

 

 

Список литературы.

  1. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
  2. Карайченцева С.А. современное литературно-художественное книгоиздание российской федерации: Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 021600 "Книговедение и организация книжной торговли". - М.: Изд-во МГУП, 2000
  3. Калянина Л. Детская литература в тупике // Эксперт. – 2001. - №30
  4. Ищенко М. Потребительские предпочтения на рынке детской литературы // Книжный бизнес Online. - 05.04.10 / <http://pro-books.ru/sitearticles/4105>
  5. Преображенский А. Рынок детской литературы: проблемы и надежды // Молоко. – 2005. – 22.04
  6. Пантос Р. «Детская книга вытесняется с рынка» // Книжный бизнес Online. – 01.04.10/ <http://pro-books.ru/sitearticles/4082>
  7. Мещеряков В.: «Чтение – мощнейший рычаг воспитания» // Книжный бизнес Online. – 23.03.09/ <http://pro-books.ru/sitearticles/1700>

 

 


Информация о работе Детская литература