Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 00:30, лекция
Целью предмета является целостный анализ музыкальных произведений, т. е. раскрытие содержания в единстве с формой.
Специфика искусства. Искусство - это форма общественного сознания. Существует много различных видов искусства: живопись, литература, театр, кино, хореография, архитектура, музыка и др. Каждый вид искусства обладает своими специфическими чертами и средствами выразительности. Так, в литературе главным средством выразительности является слово, в хореографии – танец, в живописи – краски, в музыке – звуки. Но, несмотря на то, что виды искусства отличаются неповторимым своеобразием и индивидуальностью, всех их объединяет одно основное явление – художественный образ.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ музыкальных произведений – это наука о строении музыкальных произведений и связях этого строения с содержанием.
Целью предмета является целостный анализ музыкальных произведений, т. е. раскрытие содержания в единстве с формой.
Специфика искусства. Искусство - это форма общественного сознания. Существует много различных видов искусства: живопись, литература, театр, кино, хореография, архитектура, музыка и др. Каждый вид искусства обладает своими специфическими чертами и средствами выразительности. Так, в литературе главным средством выразительности является слово, в хореографии – танец, в живописи – краски, в музыке – звуки. Но, несмотря на то, что виды искусства отличаются неповторимым своеобразием и индивидуальностью, всех их объединяет одно основное явление – художественный образ. Именно художественный образ определяет специфику искусства, отличающую его от других форм общественного сознания (философии, науки).
В художественном образе происходит обобщение типических явлений жизни. Это обобщение осуществляется через индивидуальные явления.
В художественном образе наблюдается единство:
а) объективного и субъективного;
б) эмоционального и рационального.
Искусство возникло с той же необходимостью, что и другие формы общественного сознания, и может быть понято только в связи с общественно- историческим процессом.
Предметом искусства служит все, но главное – человек с его чувствами, мыслями, отношением к окружающей действительности.
Специфика музыкального искусства. Музыка – это искусство звуковое и временное. Она не может, как живопись или скульптура, отражать предметную сторону действительности или описывать действительность так, как это делает литература. Но зато музыка способна более непосредственно и разнообразно передавать переживания человека, его чувства, психологические состояния. Отличие музыки от других видов искусства заключается в отличие самих ощущений. Если сравнить музыку и живопись, то в живописи – зрительные ощущения, а в музыке – слуховые. Зрительные ощущения - шире, богаче, слуховые – уже, беднее, но динамичнее, т. к. услышать можно только то, что находится в движении. Но главное отличие музыки от живописи заключается в том, что живопись – изобразительный вид искусства, а музыка – выразительный. В музыке тоже есть элемент изобразительности, но без выразительности он не существует.
Предпосылкой создания музыки явилась речь. Не было бы речи, не было бы пения. Не было бы пения, не было бы мелодии, а значит музыки.
Большую роль в речи играют интонации. Большую, но не главную. Главным же является логика слов и связь этих слов в предложения. В музыке интонации являются основой.
Музыкальный стиль. Стиль – это система музыкального мышления, т. е. система музыкальных образов и средств их воплощения. Стиль можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Можно говорить о стиле эпохи, стиле отдельного композитора, отдельного произведения и даже отдельной темы.
Музыкальные жанры. Жанры – это исторически сложившиеся типы музыкальных произведений в связи с их определенным назначением. Одни жанры имеют прикладное назначение – это песня, танец, марш. Другие не являются прикладными, например, симфония, опера, соната и пр. Но в них, так или иначе, преломляются прикладные.
Жанры имеют
национальную принадлежность, но
некоторые получили
Каждый жанр выработал свои специфические средства выразительности: ритмические особенности, формы аккомпанемента, мелодические интонации.
Жанры имеют свои разновидности. Например, марши бывают спортивными, траурными, торжественными.
Некоторые жанры
со временем устарели и
Музыкальная форма. Музыкальную форму можно рассматривать в широком и узком смысле слова.
В широком – целостная организованная система средств, служащая для выражения содержания данного произведения (форма-процесс).
В узком – общий композиционный план, расположение частей ( форма-схема).
Д/З: сделать сравнительный анализ следующих произведений:
1 вариант: - П. Чайковский – «Детский альбом» - «Похороны куклы»;
- Л. Бетховен – 12 соната – «Траурный марш»;
- Ф. Шопен – 2 соната - III часть.
2 вариант: - Ф. Шопен – Ноктюрн Es-dur;
- Ф. Шуберт – Экспромт Ges-dur;
- Г. Пахульский – «В мечтах».
План разбора:
1. Характер, настроение, содержание, жанр.
2. Связь со стилем композитора, эпохи.
3. Средства выразительности:
лад, тональность, темп, размер, ритм, динамика,
МЕЛОДИЯ
Само слово «мелодия» происходит от древнегреческого - «мелос», что означает «песня». Это слово имеет несколько значений:
1) мелодия как элемент музыкальной фактуры – представляет собой одноголосную последовательность звуков, имеющую художественную осмысленность. В этом значении мелодия может находиться в любом голосе – верхнем, среднем, нижнем.
2) мелодия как элемент музыкальной речи подобно ритму, тембру. В этом смысле она представляет собой только звуковысотные соотношения и может быть рассмотрена только теоретически, т. к. ее нельзя исполнить вне ритма и тембра.
3) мелодия как эстетическое качество. Подразумевает собой напевность, певучесть. Именно этим смыслом наделяли это слово композиторы, когда озаглавливали им свои произведения («Мелодия» Рубинштейна, Рахманинова, Чайковского).
Мелодия – элемент музыкальной речи.
Звуковысотные отношения имеют две стороны:
1) мелодическую линию;
2) ладовую сторону.
Мелодическая линия, в свою очередь, имеет две закономерности:
1) волнообразность, которая возникает за счет различных видов мелодического движения ( поступенное движение, повторность, вращательное движение и др.);
2) сочетание скачков и плавного движения. Если скачок восходящий, он обычно компенсируется нисходящим поступенным движением и наоборот (скачок с заполнением).
Ладовая сторона. Лад – это главенство одного звука и подчинение ему других.
Лад играет очень важную роль в мелодии. Во-первых, с ним связан национальный характер мелодии; во-вторых, он влияет на напряженность мелодической линии.
Каждая мелодия имеет кульминац
Д/З: - Бетховен, соната №5, ч. III, первые 8 тактов;
- Шуберт, экспромт Соль-бемоль мажор;
- Шуман, «Любовь поэта», «Я не сержусь».
МЕТРО-РИТМ
Метро-ритм определяет
временную сторону
Ритм – понятие более широкое и вбирает в себя метр. Ритм в переводе с греческого означает «течение» и определяется как организованная последовательность звуков музыкального произведения. Метр – в переводе означает «мера», имеет широкое и узкое значение. В широком – это закономерно упорядоченная система ритмических отношений, в узком – чередование сильных и слабых долей.
К ритму относят все, что касается протяженности ( длительности нот и пауз), к метру – все, что касается акцентности и неакцентности. Существует равномерно-акцентная и неравномерно-акцентная метрика. В первом случае акценты распределяются равномерно, через одинаковое количество слабых долей, во втором случае – неравномерно, через разное количество слабых долей (смешанные размеры, переменные). Графическим выражением метра являются размер и тактовые черточки. Но встречаются произведения, в которых нет размера и тактовых черт. В этом случае главная роль отводится равнодлительности. За единицу измерения принимается четверть, а остальные длительности строго соотносятся с ней по времени.
Важнейшее значение имеют два вида метра: двухдольный и трехдольный. Двухдольный – четкий, активный, энергичный, связан с такими жанрами как полька, марш. Трехдольный – мягкий, плавный, закругленный, примером может служить вальс.
Мельчайшим мелодико-ритмическим оборотом является мотив. Он имеет одну сильную долю, но границы мотива не всегда совпадают с границами такта. Для определения размера требуется услышать как минимум две сильные доли, поэтому метрической единицей является не мотив, а фраза, объединяющая два, три, иногда четыре мотива. Есть фразы, которые хорошо делятся на мотивы, а есть такие, которые или совсем не делятся на мотивы, или делятся условно. Их принято называть фразо-мотивами.
В двухдольном
метре существуют следующие
1) ямбический (слабая – сильная доли);
2) хореический (сильная – слабая доли).
В трехдольном метре:
1) дактиль (сильная – слабая – слабая);
2) амфибрахий (слабая – сильная – слабая);
3) анапест (слабая – слабая – сильная).
Д/З: - Бетховен, соната №3, часть I, первые 8 тактов;
- Чайковский, 4 симфония, ч. II, первая тема;
- Моцарт, «Свадьба Фигаро», ария Фигаро «Мальчик резвый».
СРЕДСТВА РАСЧЛЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
МЕЛОДИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ.
Средства расчленения. Каждое музыкальное произведение представляет собой нечто целое и в то же время делится на части. Момент раздела между частями называется цезурой. Цезуры могут быть более или менее глубокими, более или менее заметными. Часть произведения, отграниченная цезурами, называется построением.
Средств расчленения существует много: пауза, ритмическая остановка, смена регистра, фактуры, тональности, завершение мелодической волны и др. Но они не всегда служат достоверными признаками цезуры. Более важными средствами являются: 1) повторение только что изложенного материала (а –а или а – а1);
2) появление нового материала (а – в);
3) повторение старого материала после нового (а – в – а).
Самыми же
главными средствами
1) мелодико-ритмическая
2) гармонический каданс.
Мелодико-тематические структуры. В основу классификации мелодико-тематических структур положена мотивная повторность и неповторность, сходство и несходство. Буквальная повторность встречается редко, большую роль играет варьированная, видоизменения повторность.
Варьирование можно разделить на два вида:
1) вариационность;
2) вариантность.
Вариационность – это фигурационная расцветка мелодии, она не меняет длительности построения. Вариантность – более существенное изменение мелодии, она допускает смещение акцентов, расширение или сужение построения.
Существуют следующие мелодико-тематические структуры:
1) структура суммирования, при которой за двумя мелодически сходными построениями следует третье, приблизительно равное по масштабам первым двум, но внутренне слитное, неделящееся (1 + 1 + 2; 2 + 2 + 4);
2) структура дробления, при которой за цельной и неделимой фразой следуют короткие мотивы, обычно выделенные из этой фразы (2 + 1 + 1; 4 + 2 + 2);