Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2015 в 00:30, лекция
Целью предмета является целостный анализ музыкальных произведений, т. е. раскрытие содержания в единстве с формой.
Специфика искусства. Искусство - это форма общественного сознания. Существует много различных видов искусства: живопись, литература, театр, кино, хореография, архитектура, музыка и др. Каждый вид искусства обладает своими специфическими чертами и средствами выразительности. Так, в литературе главным средством выразительности является слово, в хореографии – танец, в живописи – краски, в музыке – звуки. Но, несмотря на то, что виды искусства отличаются неповторимым своеобразием и индивидуальностью, всех их объединяет одно основное явление – художественный образ.
2) сами части были невелики
по размеру и просты по форме,
рефрен излагался в форме
3) контраст между частями был выражен слабо. Эпизоды носили развивающий характер, рефрен при повторении излагался точно, без изменений;
4) коды и связки отсутствовали;
5) тональные соотношения между рефреном и эпизодами были близкие, не превышали первой степени родства.
В форме рондо писались
II. Рондо венских классиков или классическое рондо.
Этот тип возник на рубеже XVIII – XIX вв. и существенно отличался от рондо французских клависинистов. Для этого типа характерно:
1) количество частей минимально – пять;
2) сами части стали крупнее, значительнее, рефрен излагался в простой двухчастной или трехчастной форме;
3) контраст между рефреном и
эпизодами стал ярче, особенно
между рефреном и вторым
4) имеются связки и кода;
5) типичные тональные
А В А С А
1) T D T S T ;
2) T D T t T ;
3) T VI T t T;
4) T D T VI T.
III. Рондо послебетховенского периода или свободное рондо.
Этот тип возник в эпоху
романтизма и допускает
1) количество частей может быть различно, даже их четное число, т.к. произведение может начинаться не с рефрена, а с эпизода;
2) рефрен при повторении может варьироваться, даже допускается его неполное проведение. В многочастных рондо одно из средних проведений рефрена может быть пропущено, и тогда два эпизода оказываются рядом. Эпизоды по музыкальному материалу могут близкими между собой.
3) контраст между рефреном и
эпизодами значительно
4) связки или сильно
5) тональные соотношения между рефреном и эпизодами – самые различные.
СЛОЖНАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА
Сложной двухчастной
Эта форма встречается
В вокальной музыке вывод
Сложная двухчастная форма, так же как простая двухчастная форма, может быть репризной и безрепризной.
ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА
Вариационной называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ее видоизмененных повторений.
В вариационной форме
Вариационная форма сочетает изменчивость с постоянством. Она может начинаться вступлением и завершаться кодой.
Тема в вариациях может быть
самой различной и по
Произведения, написанные в вариационной
форме называются «тема с
Вариации, как правило, обозначаются номером, а тема – «темой».
Вариации бывают строгие и свободные.
Строгие подразделяются на три вида:
1) основной или орнаментальный, фигурационный;
2) вариации на бассо-остинато (выдержанный бас);
3) вариации на сопрано-остинато (выдержанную мелодию).
СТРОГИЕ ВАРИАЦИИ (ОСНОВНОЙ ВИД)
Этот тип вариаций сформировался во 2-ой половине XVIII – начале XIX века в творчестве венских классиков. Строгие вариации возникли в инструментальной музыке и являются гомофонными.
Тема в строгих вариациях – скромна, идет в среднем темпе, среднем регистре, основана на устойчивых интонациях, диатонична, звучность умеренная, фактура прозрачная. Форма, чаще всего, - простая двухчастная, реже простая трехчастная, еще реже – простой период.
В вариациях сохраняются основные особенности темы: лад, тональность, темп, размер, динамика, протяженность, форма.
Изменяются мелодика, ритмика, фактура.
В строгих вариациях сложились некоторые исключения, которые стали закономерностью:
1) одна из средних вариаций ( или несколько вариаций) излагается в одноименной тональности;
2) предпоследняя вариация обычно звучит в более медленном темпе, а последняя – в более быстром, т. к. выполняет функцию финала;
3) может изменяться тип изложения: гомофонный на полифонический.
ВАРИАЦИИ НА БАССО-ОСТИНАТО
Этот тип вариаций сложился в полифоническую эпоху. Тема излагается в басовом голосе и сохраняется неизменной на протяжении всех вариаций, варьирование происходит в верхних голосах. Тема излагается крупными длительностями и определяет гармоническое развитие вариаций. Вариации строятся по принципу постепенного дробления длительностей.
Форма вариаций
на бассо-остинато характерна
для таких жанров как
ВАРИАЦИИ НА СОПРАНО-ОСТИНАТО
Вариации на сопрано-остинато называют «глинкинскими вариациями», т. к. они возникли в творчестве М. И. Глинки. Они сформировались в вокальных жанрах. Вокальная партия в них не изменяется, варьируется только сопровождение. Источником «глинкинских вариаций» послужила русская народная куплетная форма.
СВОБОДНЫЕ ВАРИАЦИИ
Все ограничения строгих вариаций здесь оказываются не обязательными. Все, что сохранялось в строгих вариациях, в свободных может изменяться. Иногда вариации настолько отдаляются от темы, что воспринимаются как самостоятельные темы.
Варьироваться может не вся тема целиком, а только ее часть.
В свободных
вариациях более ярко
ДВОЙНЫЕ ВАРИАЦИИ
Это вариации на две темы. Возможны два типа строения двойных вариаций.
Первый тип, при котором обе темы излагаются в начале произведения, а затем поочередно варьируются: А В А1 В1 А2 В2 А3 В3 и т. д.
Второй тип, при котором произведение распадается на две части, где в первой части излагается одна тема со своими вариациями, во второй части – другая тема и ряд вариаций на нее: А А1 А2 А3…В В1 В2 В3…
ТЕМБРОВЫЕ ВАРИАЦИИ
Это оркестровые вариации, в которых тема не изменяется, а в каждой вариации звучит в новых оркестровых красках. Этот тип близок «глинкинским вариациям».
СОНАТНАЯ ФОРМА
Сонатная форма – это высшая из одночастных форм. Она в наибольшей степени приспособлена для раскрытия драматического состояния.
Сонатная форма состоит из трех основных разделов – экспозиции, разработки и репризы, реже имеет вступление и чаще коду.
Вступление. Существуют два типа вступлений: 1) вступление к сонатной форме; 2) вступление в сонатной форме.
Вступление к сонатной форме, как правило, контрастно. Оно излагается в более медленном темпе, в нем может меняться лад, тональность, размер.
Вступление в сонатной форме сохраняет темп, лад, тональность, размер главной партии, поэтому его еще называют вступление к главной партии.
Экспозиция. Она содержит последовательность четырех партий: главной, побочной, связующей, заключительной.
Главная партия. Она так называется потому, что пишется в главной тональности и содержит главный образ.
Главная партия может быть контрастной и неконтрастной. Контрастная главная партия, как правило, содержит два контрастирующих элемента: первый элемент – активный, энергичный, действенный; второй – более мягкий, лиричный.
Контраст внутри главной партии является прообразом контраста между главной и побочной партиями. Главная партия может быть написана в любой из простых форм, реже в сложной трехчастной.
Главная партия может быть
замкнутой или разомкнутой, т. е.
не иметь заключительной
Связующая партия. Ее роль – тонально и тематически подготавливать побочную партию. Связующая партия обычно состоит из трех разделов:
1) дополнение к главной партии;
2) собственно самостоятельный
3) доминантовый предыкт.
Возможно другое строение
Связующая партия не имеет самостоятельной формы. Она может включать новую тему, которая называется промежуточной.
Встречаются связующие партии, которые целиком строятся на новой теме.
В связующей партии происходит модуляционный переход от тональности главной партии к тональности побочной партии.
Доминантовый предыкт – раздел связующей партии, в котором устанавливается Д тональности побочной партии.
Побочная партия. Она содержит новый образ, часто контрастный главному. Побочная партия всегда пишется в другой тональности. Если главная партия мажорная, побочная партия излагается в доминантовой тональности, если главная партия минорная, побочная – в параллельном мажоре.
Форма побочной партии, как правило, - расширенный период. Побочная партия может состоять из нескольких тем. Для нее типичен сдвиг или перелом, т. е., в спокойное течение побочной партии неожиданно вторгаются чуждые ей элементы, а затем все возвращается в прежнее эмоциональное русло.
- 2-
Заключительная партия. Она завершает экспозицию. Заключительная партия, как правило, соединяет главную и побочную партии, т.к. строится на материале главной, а закрепляет тональность побочной. Т. о. экспозиция всегда заканчивается в другой тональности, чем начиналась.
Заключительная партия формы
не имеет. Она представляет цепь
дробящихся дополнений или
Некоторые заключительные
Разработка. Это раздел сонатной формы, посвященный сплошному развитию. Устойчивый материал экспозиции в разработке приходит в движение.
Разработка обычно состоит из трех разделов:
1) вступительный, в котором содержится материал, которым начиналась или заканчивалась экспозиция;
2) центральный или модуляционный. Это собственно разработка. Существуют различные средства развития: вычленение и развитие, секвенции, полифонические приемы (имитация, каноническое проведение темы, фугато);
3) предыктовый, где устанавливается Д тональности репризы.
В разработке преобладает субдоминантовая функция. Она может включать новую тему, которая называется эпизод в разработке.
Существуют сонатные формы без разработки или с эпизодом вместо разработки.