Жанр сонета в литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа направлена на изучение поэтики и генезиса жанра сонет.
Сонет очень трудный жанр, состоящий из 14 строк (двух катренов и двух терцетов), поэтому к его теории обращались не только филологи, литературоведы и философы, но и поэты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Поэтика жанра сонет…………………………………………………………....5
1.1 Строфика…………………………………………………………………...5
1.2 Ритмика…………………………………………………………………...10
1.3 Композиция……………………………………………………………….11
1.4 Тематика…………………………………………………………………..12
2 Зарождение и развитие жанра сонет……………………………………….…14
2.1 Поэзия вагантов, трубадуров и труверов……………………………….14
2.2 Сонет в итальянской литературе……………………………………..…18
2.2.1 Итальянский «новый сладостный стиль»…………………………18
2.2.2 Поэзия Данте Алигьери…………………………………………….21
2.2.3 XIV в. итальянской литературы. Франческо Петрарка………………………………………………………………..….23
2.2.4 Поэзия Микеланджело Буонарроти………………………………..26
2.3 Русский сонет XVIII века………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Жанр сонета.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

            Как жизнь та ни гнусна, но я об ней жалею,

         Я небом был покрыт, а днесь покрыт землею,

         Мой дом был целый  свет, а ныне тесный гроб [16, с. 31]. 
     

     И.И. Дмитриев в своем сонете «Однажды я весь вечер просидел» с тонким юмором касается трудности сонета как жанра: 
 

           Часов с полдюжины над  приступом потел.

           Но  приступ труден был  — и, сколько я не рылся

           В архиве головной, его  там не нашел.

           С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился [8, с. 206]. 
 

     Несмотря  на немного ироническую тему, что  не свойственно классическому сонету, Дмитриев не нарушил ни одного из основных правил, что показывает на большое  мастерство.

     История русского сонета была неравномерна: после краткого расцвета в конце 1750-х он прозябает вплоть до расцвета 1820-е — 1840-е.

 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      В данной работе был изучен ряд вопросов, касающихся теории жанра сонета, а также его первых опытов и эволюции. При рассмотрении данной темы обратились к некоторым статьям и даже целым монографиям, посвященных сонету: одни из них представляют собой бесценные труды, другие — работы, лишь поверхностно затрагивающие поэтику и генезис сонетного жанра. Также мы рассмотрели поэтические тексты вагантов, трубадуров, труверов, Данте, Петрарки, Микеланджело и таких русских поэтов, как Тредиаковский, Сумароков, Ржевский, Херасков, Дмитриев и многие другие.

      В первом разделе была рассмотрена поэтика жанра сонета, где было трудно определить «правильные» и «неправильные» сонеты, т. к. каждый поэт стремился проявить свое мастерство, привнося что-то новое в классическую теорию, однако эти сонеты нельзя считать «неправильными» — они лишь являются жанровым своеобразием сонета. В результате этого появились такие разновидности, как Венок сонетов, «вертикально-горизонтальный», «триолетно-октавный», белый, «опрокинутый», «половинный» сонеты и многие другие. Также можно выделить основные правила классического сонета:

  • он должен состоять из 14 стихов с рифмами итальянского типа (abab abab (abba abba) cdc dcd (cde cde));
  • ни одно слово не должно повторяться (кроме сонетов с анафорой);
  • каждая строфа должна быть синтаксически завершена;
  • сонет должен иметь внутреннее строение (тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез);
  • тематика сонета должна быть возвышена.

     Таким образом, М.М. Бахтин отмечает, что «сонет — очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены» [1, с. 382]. Невероятно точно всю сложность сонета описал Н. Буало, выразив данную мысль всего в одной строке: «Un sonnet sans défaut vaut seul un grand Poеme / Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный» [4, с. 70].

     Во  втором разделе был рассмотрен генезис жанра сонета и частично его эволюция. В результате чего можно сделать вывод, что он прошел большой и тяжелый путь. Сонет возник, как утверждают многие, из отдельной строфы кансоны, со временем став самостоятельным жанром. С автором первого сонета возникают проблемы, ведь мы говорим об эпохе, которая царила более 600 лет назад. Все мы привыкли считать, что первые сонеты начал писать Петрарка, однако еще до него было написано уже много прекрасных образцов данного жанра. Их мы наблюдаем у Чино, Кавальканти, Данте и других.

     В русской литературе сонет появился очень поздно, в XVIII в., благодаря Тредиаковскому, который не побоялся сложности данного жанра и перевел сонет французского поэта Барро. После этого начали появляться сонетные образцы, но они не были многочисленны. И очень жаль, что «золотой век» русского сонета наступил намного позже, чем в других литературах.

     В заключении всего этого можно  сказать, что сонет — это не единственный трудный жанр поэзии, однако он является самым гармоничным по своей природе: самым красивым по своей форме, самым глубоким по своему содержанию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М., 1986. — 445 с.
  2. Бехер, И. Философия сонета / И. Бехер // Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве / И. Бехер. — М.: Худож. лит., 1965. — С. 436-462.
  3. Боккаччо, Д. Малые произведения. Сборник / Д. Боккаччо. — Л.: Худож. лит., 1975. — 608 с. 
  4. Буало, Н. Поэтическое искусство / Н. Буало. — М.: Худож. лит., 1957. — 232 с.
  5. Гаспаров, М.Л. Сонет / М.Л. Гаспаров // Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В.М. Кожевникова. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — С. 563-564

    6   Голенищев-Кутузов, И.Н. Данте Алигьери / И.Н. Голенищев-Кутузов,  Р.И Хладовский // История всемирной литературы: в 9 томах. — М.: Наука, 1983— ... — Т. 3. — С. 51—68.

  1. Дейч, А. Поэтический мир Генриха Гейне / А. Дейч. — М.: Худож. лит., 1963. — 448 с.
  2. Дмитриев, И.И. Сочинения / И.И. Дмитриев. — М.: Правда, 1986. — 592 с.
  3. Жирмунский, В. Теория стиха / В. Жирмунский. — Л., 1975. — 664 с.
  4. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия историко-литературных материалов: учеб. пособие / А.С. Дмитриев [и др.]. — М.: Высш. шк., 1990. — 367 с.
  5. Квятковский, А.П. Венок сонетов / А.П. Квятковский // Поэтический словарь / А.П. Квятковский. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 72-74.
  6. Ковалева, Т.В. Литература средних веков и Возрождения: учеб. пособие для вузов / Т.В. Ковалева,  И.Л. Лапин; под ред. Я.Н. Засурского.  — Мн.: Университетское,  1988. — 238 с.
  7. Лотман, Ю.И. Анализ поэтического текста. Анализ стиха  / Ю.И. Лотман. — Л.: Просвещение, 1972. — 164 с.
  8. Мокульский, С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение / С.С. Мокульский. — М., 1966. — 252 с.
  9. Петрарка, Ф. Лирика / Ф. Петрарка. — М.: Худож. лит., 1980. — 381с.
  10. Полная хрестоматия русской поэзии для школьников и студентов: в 2 т. / сост. И. Мизинина. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — Т. 1. — 959 с.
  11. Пронин, В.А. Сонет — мир в миниатюре / В.А. Пронин // Теория литературных жанров: учеб. пособие / В.А. Пронин. — М.: МГУП, 1999. — С. 153-165.
  12. Пуришев, Б.И. Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., скандинав., прованс., франц. литературы. Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Б.И. Пуришев. — М.: Просвещение, 1974. — 399 с.   
  13. Пуришев, Б.И. Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чеш., польск, серб., болг. литературы. Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Б.И. Пуришев. — М.: Просвещение, 1974. — 399 с.   
  14. Пушкин, А.С. Полное собр. соч.: в 10 т. / А.С. Пушкин. — М.: Правда, 1981. — Т. 2: Лирика. — 416 с.
  15. Пушкин, А.С. О поэзии классической и романтической / А.С. Пушкин // Полное собр. соч.: в 10 т. — М., 1964. — Т. 7. — С. 26-38.
  16. Рукавишников, И. Сонет / И. Рукавишников // Литературная энциклопедия: словарь лит. терминов: в 2 т. [Электронный ресурс]. — 1925. — Режим доступа: http://www.feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-8421.htm. ― Дата доступа: 20.02.2009.
  17. Санктис, Д. История итальянской литературы: в 2 т. / Д. Санктис. — М., 1963. — Т.1: XII-XV вв. —  675 с.
  18. Семенов, В.Б. Сонет / В.Б. Семенов // Школьный словарь литературоведческих терминов: иносказательность в художественной речи. Тропы. Стиховедение / под общей ред. Л.В. Чернец. — М.: Просвещение, 2002. — С. 155-162.
  19. Тредиаковский, В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов / В.К. Тредиаковский // Избранные произведения / В.К. Тредиаковский. — М.-Л., 1963. — С. 25-117.
  20. Хладовский, Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма / Р.И. Хлодовский. —  М.: Наука, 1974 — 176 с.

      

Информация о работе Жанр сонета в литературе