Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 10:36, курсовая работа
Данная курсовая работа направлена на изучение поэтики и генезиса жанра сонет.
Сонет очень трудный жанр, состоящий из 14 строк (двух катренов и двух терцетов), поэтому к его теории обращались не только филологи, литературоведы и философы, но и поэты.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Поэтика жанра сонет…………………………………………………………....5
1.1 Строфика…………………………………………………………………...5
1.2 Ритмика…………………………………………………………………...10
1.3 Композиция……………………………………………………………….11
1.4 Тематика…………………………………………………………………..12
2 Зарождение и развитие жанра сонет……………………………………….…14
2.1 Поэзия вагантов, трубадуров и труверов……………………………….14
2.2 Сонет в итальянской литературе……………………………………..…18
2.2.1 Итальянский «новый сладостный стиль»…………………………18
2.2.2 Поэзия Данте Алигьери…………………………………………….21
2.2.3 XIV в. итальянской литературы. Франческо Петрарка………………………………………………………………..….23
2.2.4 Поэзия Микеланджело Буонарроти………………………………..26
2.3 Русский сонет XVIII века………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников…………………………………………..34
Как жизнь та ни гнусна, но я об ней жалею,
Я небом был покрыт, а днесь покрыт землею,
Мой
дом был целый
свет, а ныне тесный
гроб [16, с. 31].
И.И.
Дмитриев в своем сонете «Однажды я весь
вечер просидел» с тонким юмором касается
трудности сонета как жанра:
Часов с полдюжины над приступом потел.
Но приступ труден был — и, сколько я не рылся
В архиве головной, его там не нашел.
С
досады я кряхтел,
стучал ногой, сердился
[8, с. 206].
Несмотря
на немного ироническую тему, что
не свойственно классическому
История русского сонета была неравномерна: после краткого расцвета в конце 1750-х он прозябает вплоть до расцвета 1820-е — 1840-е.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был изучен ряд вопросов, касающихся теории жанра сонета, а также его первых опытов и эволюции. При рассмотрении данной темы обратились к некоторым статьям и даже целым монографиям, посвященных сонету: одни из них представляют собой бесценные труды, другие — работы, лишь поверхностно затрагивающие поэтику и генезис сонетного жанра. Также мы рассмотрели поэтические тексты вагантов, трубадуров, труверов, Данте, Петрарки, Микеланджело и таких русских поэтов, как Тредиаковский, Сумароков, Ржевский, Херасков, Дмитриев и многие другие.
В первом разделе была рассмотрена поэтика жанра сонета, где было трудно определить «правильные» и «неправильные» сонеты, т. к. каждый поэт стремился проявить свое мастерство, привнося что-то новое в классическую теорию, однако эти сонеты нельзя считать «неправильными» — они лишь являются жанровым своеобразием сонета. В результате этого появились такие разновидности, как Венок сонетов, «вертикально-горизонтальный», «триолетно-октавный», белый, «опрокинутый», «половинный» сонеты и многие другие. Также можно выделить основные правила классического сонета:
Таким образом, М.М. Бахтин отмечает, что «сонет — очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены» [1, с. 382]. Невероятно точно всю сложность сонета описал Н. Буало, выразив данную мысль всего в одной строке: «Un sonnet sans défaut vaut seul un grand Poеme / Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный» [4, с. 70].
Во втором разделе был рассмотрен генезис жанра сонета и частично его эволюция. В результате чего можно сделать вывод, что он прошел большой и тяжелый путь. Сонет возник, как утверждают многие, из отдельной строфы кансоны, со временем став самостоятельным жанром. С автором первого сонета возникают проблемы, ведь мы говорим об эпохе, которая царила более 600 лет назад. Все мы привыкли считать, что первые сонеты начал писать Петрарка, однако еще до него было написано уже много прекрасных образцов данного жанра. Их мы наблюдаем у Чино, Кавальканти, Данте и других.
В русской литературе сонет появился очень поздно, в XVIII в., благодаря Тредиаковскому, который не побоялся сложности данного жанра и перевел сонет французского поэта Барро. После этого начали появляться сонетные образцы, но они не были многочисленны. И очень жаль, что «золотой век» русского сонета наступил намного позже, чем в других литературах.
В
заключении всего этого можно
сказать, что сонет — это не единственный
трудный жанр поэзии, однако он является
самым гармоничным по своей природе: самым
красивым по своей форме, самым глубоким
по своему содержанию.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6 Голенищев-Кутузов, И.Н. Данте Алигьери / И.Н. Голенищев-Кутузов, Р.И Хладовский // История всемирной литературы: в 9 томах. — М.: Наука, 1983— ... — Т. 3. — С. 51—68.