Характеристика инновационных
технологий обучения в современном
образовании.
В современную эпоху
стремительных перемен приходится
отказываться от привычных представлений
о том деле, которым ты занимаешься,
постоянно совершенствоваться в
каких-то новых областях. Научный
и социальный прогресс быстро, кардинально
изменяет условия труда и содержание
деятельности человека. Многое изменилось
и в отечественной педагогической
системе последнего десятилетия.
1.1. Понятие инновации
в педагогической науке
В этих условиях
учителю, руководителю (технологу)
учебного процесса необходимо
ориентироваться в широком спектре
инновационных технологий, идей, школ,
направлений, не тратить время
на открытие уже известного. Сегодня
быть педагогически грамотным
специалистом нельзя без изучения
всего обширного арсенала образовательных
технологий.
В настоящее
время много внимания уделяется
инновационным образовательным
технологиям. Что обозначает эта
терминология?
Инновации (от
англ. Innovation – нововведение, новация) –
это изменения внутри системы. В педагогической
интерпретации и в самом общем смысле
инновации подразумевают нововведения
в педагогической системе, улучшающие
течение и результаты учебно-воспитательного
процесса.
Объяснения сущности
педагогических инноваций очень
противоречивы. В «Профессиональной
педагогике», дается следующее
определение: «Инновации – комплексный
процесс создания, распространения и использования
нового практического средства (новшества,
нововведения) в области техники, технологии,
педагогики, научных исследований» [55,
с. 497].
Получается, что
нет нового практического средства
– нет и инновации. Однако
все не так просто: «новых практических
средств» в педагогике не так
уж и много. Значит, инновации
не могут быть сведены к
созданию только средств. Инновации
– это и идеи, и процессы, и
средства, и результаты, взятые в
единстве качественного совершенствования
педагогической системы.
Объектами инновации
являются следующие проблемы: как
повысить мотивацию учебно-воспитательной
деятельности; как увеличить объем
материала, изучаемого на уроке;
как ускорить темпы обучения;
как устранить потери времени
и т.д.
Внедрение более
продуманных методов использования
активных форм учебно-воспитательного
процесса, новых технологий обучения
и воспитания – постоянные
области разработки инновационных
идей.
Анализ большого
количества общих и частных
инновационных проектов по критерию
соответствия уровню разработанности
предлагаемых идей в педагогической
науке (отбор по принципу «известно
- неизвестно»), а также использования
в педагогической практике (отбор по принципу
«было – не было») позволил отнести к общим
педагогическим инновациям:
1. не новую, но
постоянно актуальную и далеко
не исчерпавшую себя общую
идею и практическую технологию
оптимизации учебно-воспитательного
процесса, охватывающую систему
педагогической науки и педагогической
практики;
2. гуманистическую
педагогику во всей совокупности
ее теоретических положений и
практических технологий;
3. основанные на
новых идеях подходы к организации
и управлению педагогическими
процессами;
4. технологии, основанные
на применении новых идей и
средств информатизации, массовой
коммуникации.
В
настоящий момент из числа средств развития
образовательного процесса в первую очередь
следует выделить переход от интуитивной
разработки к научно обоснованному созданию
педагогического проекта, к обоснованности
каждого элемента и этапа, нацеленность
на объективно диагностируемый конечный
результат, а также внедрение его на практике.
Главный вопрос
педагогических технологий заключается
в следующем: как получить гарантированный
результат? Уровень результативности
деятельности напрямую связан
с уровнем профессионализма, наивысшим
проявлением которого является
его технологичность.
Можно выделить
следующие причины, породившие
сегодня пристальный интерес
к педагогическим технологиям.
Во-первых, необходимость
внедрить в педагогику системно-деятельностный
подход.
Во-вторых, потребность
реализовать индивидуализацию образовательного
процесса и индивидуально - развивающее
обучение.
В-третьих, исключить
малоэффективные вербальные способы
передачи знаний.
В-четвертых,
мотивировать проектирование технологической
цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия
учителя и учеников, гарантирующих образовательные
результаты и снижающих негативные последствия
работы низко квалифицированных педагогов.
Понятие «технология»
обладает регулятивным воздействием,
которое состоит в том, что
побуждает ученых и практиков:
1) находить основания
результативной деятельности;
2) строить ее на
интенсивной, т.е. максимально
научной, а не экстенсивной (ведущей
к неоправданным затратам сил,
времен, ресурсов) основе;
3)
мобилизовать лучшие достижения науки
и опыта, обеспечивающие требуемый результат;
4) опираясь на
прогнозирование и проектирование,
обеспечивать достижение планируемых
результатов.
Технологичность
становится сегодня доминирующей
характеристикой деятельности учителя,
означает переход на качественно
новую ступень эффективности,
оптимальности, наукоемкости. «Технологичность
не дань моде, а стиль современного научно-практического
мышления» [79, с.25].
В чем же
состоит отличие методики от
технологии?
Если методика
в большинстве случаев – это
совокупность рекомендаций по
организации и проведению учебного
процесса, то педагогическую технологию
отличает два принципиальных
момента:
1. Технология –
это гарантированность конечного
результата.
2. Технология –
это проект будущего учебного
процесса.
Таким образом,
технология – это иерархизированная
и упорядоченная система технологических
процедур проектирования образовательного
процесса, неукоснительное выполнение
которых гарантирует достижение планируемого
результата [79, с.29]. Любая педагогическая
технология удовлетворяет ряду методологических
требований (критериям технологичности):
• концептуальность
(научные основания);
• системность
(последовательность);
• управляемость
(наличие обратной связи);
• воспроизводимость
(наличие инвента);
• эффективность
(достижение планируемых результатов).
Педагогическая
технология должна иметь научную
базу, опираться на определенную
научную концепцию, научно обосновать
образовательные цели. У педагогической
технологии должны быть все
признаки системы: ломка процесса,
взаимосвязь всех частей, целостность.
В.П. Беспалько
в своей работе «Слагаемые
педагогической технологии» пишет:
«Хорошая, научно обоснованная технология
обучения и воспитания – это
и есть педагогическое мастерство».
[7, с.52]
Что значит
научно обоснованная технология
обучения? Это значит, что она
построена на научном анализе
деятельности ученика, отборе
тех качеств, знаний, умений и
навыков, которые будут ему
необходимы в дальнейшей учебной
деятельности: анализе и четком
отборе учебной информации, т.е.
содержания учебного материал, предназначенного
для обучения и контроля его
усвоения; анализе средств педагогической
коммуникации (учебник, пособие, ТСО и
методические указания к ним и т.п.; выборе
форм и методов обучения, воспитания и
развития учащихся); конкретизации деятельности
учителя и учащихся. После научного анализа
всего указанного выше следует этап разработки
самой технологии обучения на основе педагогической
системы, где все компоненты связаны между
собой и работают как единое целое. Далее
следует проверка разработанной технологии
в опытном обучении, ее коррекция, дополнение
и изменение, если в этом есть необходимость,
и только потом – этап ее реализации в
естественных условиях обучения. Необходимо
отметить, что педагогическая технология
– не есть нечто застывшее и данное на
все времена. Она может совершенствоваться
или изменяться в зависимости от меняющихся
условий обучения.
Обучение –
процесс по своему характеру
целенаправленный, постоянно контролируемый,
диагностика результатов обучения
часто выражается в критериально
измеряемых характеристиках.
Структура образовательного
процесса в технологическом плане
может быть представлена как
единство следующих этапов: целеполагание
- проектирование содержания и логической
структуры - собственно обучение (реализация
проекта) - контроль – коррекция.
В современном
учебном процессе наиболее освоенным
звеном является «собственно
обучение», и усилия педагогов
направлены именно на его совершенствовании.
Однако этот подход содержит
издержки, так как без четко
поставленной цели и продуманных
вариантов моделей обучения и
объективного контроля степени
достижения цели никакие вмешательства
в сложившийся традиционно учебный
процесс не дадут результатов.
По мнению Л.В.
Шмельковой [79, с.34], модернизацию педагогической
деятельности надо начинать с тех операций,
которые, во-первых, менее устойчивы или
менее представлены в структуре деятельности
преподавателя и, во-вторых, скорее всего
дадут результаты, позволяющие преподавателю
реально оценить свою работу и отдельно
ее элементы. Такими операциями в приведенной
выше структуре образовательного процесса
являются «целеполагание» и «контроль».
Важно акцентировать
внимание на особенностях перевода
замысла учителя на язык предварительного
проектирования образовательного
процесса, на главном в проекте:
на структуре и содержании
учебно-познавательной деятельности
учащегося, а не на педагогических
воздействиях учителя; на методологии
технологического целеобразования
(целеполагания), как центральной проблеме
технологизации.
Цель – основа
функционирования любой технологии
и основа управления учебным
процессом. Основное в педагогической
технологии – достигается цель
или не достигается, отсюда
и критерии ее эффективности.
Таким образом,
первым шагом стратегии совершенствования
образовательного процесса должна
стать объективизация цели и
способов оценки ее достижения.
Диагностическая
постановка целей в обучении
– это одновременно и качество
содержания, и качество его усвоения
учащимися, выраженные столь определенно,
что они становятся общепонятными
и управляемыми стандартами.
Цель задана
диагностично, если:
1. она определена
настолько четко, что можно
сделать вполне определенный
вывод о ее достижении (т.е.
задана через конечный результат:
знает…, умеет…, выполняет… и т.д.);
2. поддается измерению
(знает, умеет на «3», «4»,
«5»);
3. существует инструмент
для измерения уровня достижения
цели (уровневые диагностические
работы).
В результате
такой постановки цели можно
оптимизировать содержание образования,
отработать оптимальные учебные
программы и планы обучения, освоить
методики объективного контроля
знаний учащихся и обеспечивать
условия для осуществления второго
этапа совершенствования образовательного
процесса – предварительного
поэтапного проектирования логически
завершенного отрезка учебного
процесса.
Таким образом,
следующий этап – это разработка
модели учебного процесса на
основе диагностичной цели и объективных
методов контроля.
Итак, для технологичного
проектирования, т.е. осуществление
данного этапа, необходимо учитывать:
1) образовательная
технология – это целостная
модель образовательного процесса,
системно определяющая структуру
и содержание деятельности обеих
сторон этого процесса (учителя
и ученика), имеющая целью достижение
планируемых результатов с поправкой
на индивидуальные особенности
его участников.
Далеко не любая
педагогическая новация может
быть классифицирована как образовательная
технология. В качестве критериев
технологичности деятельности учителя
могут быть выделены следующие:
- диагностично заданная
цель;
- представление
образовательного процесса в
форме предварительно спроектированной
модели;
- четкая и научно
обоснованная логика этапов проектирования;
- адекватная предыдущим
параметрам система способов
взаимодействия на каждом этапе;
- личностно-мотивированное
обеспечение деятельности учителя
и ученика.
2) Существенные черты
образовательной технологии
- диагностическое
целеобразование и гарантированное достижение
планируемых результатов (минимальных,
обязательных) всеми обучаемыми; - предварительное
поэтапное проектирование логически завершенного
отрезка образовательного процесса в
соответствии с законами дидактики с предметной
среды;