Литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:02, реферат

Краткое описание

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.78 Кб (Скачать)

Характеристика инновационных  технологий обучения в современном  образовании.

В современную эпоху  стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений  о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в  каких-то новых областях. Научный  и социальный прогресс быстро, кардинально  изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.

1.1. Понятие инновации  в педагогической науке 

 В этих условиях  учителю, руководителю (технологу)  учебного процесса необходимо  ориентироваться в широком спектре  инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время  на открытие уже известного. Сегодня  быть педагогически грамотным  специалистом нельзя без изучения  всего обширного арсенала образовательных  технологий.

 В настоящее  время много внимания уделяется  инновационным образовательным  технологиям. Что обозначает эта  терминология?

 Инновации (от  англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

 Объяснения сущности  педагогических инноваций очень  противоречивы. В «Профессиональной  педагогике», дается следующее  определение: «Инновации – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований» [55, с. 497].

 Получается, что  нет нового практического средства  – нет и инновации. Однако  все не так просто: «новых практических  средств» в педагогике не так  уж и много. Значит, инновации  не могут быть сведены к  созданию только средств. Инновации  – это и идеи, и процессы, и  средства, и результаты, взятые в  единстве качественного совершенствования  педагогической системы. 

 Объектами инновации  являются следующие проблемы: как  повысить мотивацию учебно-воспитательной  деятельности; как увеличить объем  материала, изучаемого на уроке;  как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени  и т.д. 

 Внедрение более  продуманных методов использования  активных форм учебно-воспитательного  процесса, новых технологий обучения  и воспитания – постоянные  области разработки инновационных  идей.

 Анализ большого  количества общих и частных  инновационных проектов по критерию  соответствия уровню разработанности  предлагаемых идей в педагогической  науке (отбор по принципу «известно - неизвестно»), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу «было – не было») позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

1. не новую, но  постоянно актуальную и далеко  не исчерпавшую себя общую  идею и практическую технологию  оптимизации учебно-воспитательного  процесса, охватывающую систему  педагогической науки и педагогической  практики;

2. гуманистическую  педагогику во всей совокупности  ее теоретических положений и  практических технологий;

3. основанные на  новых идеях подходы к организации  и управлению педагогическими  процессами;

4. технологии, основанные  на применении новых идей и  средств информатизации, массовой  коммуникации.

 В настоящий момент из числа средств развития образовательного процесса в первую очередь следует выделить переход от интуитивной разработки к научно обоснованному созданию педагогического проекта, к обоснованности каждого элемента и этапа, нацеленность на объективно диагностируемый конечный результат, а также внедрение его на практике.

 Главный вопрос  педагогических технологий заключается  в следующем: как получить гарантированный  результат? Уровень результативности  деятельности напрямую связан  с уровнем профессионализма, наивысшим  проявлением которого является  его технологичность. 

 Можно выделить  следующие причины, породившие  сегодня пристальный интерес  к педагогическим технологиям. 

 Во-первых, необходимость  внедрить в педагогику системно-деятельностный подход.

 Во-вторых, потребность  реализовать индивидуализацию образовательного  процесса и индивидуально - развивающее  обучение.

 В-третьих, исключить  малоэффективные вербальные способы  передачи знаний.

 В-четвертых, мотивировать проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов.

 Понятие «технология»  обладает регулятивным воздействием, которое состоит в том, что  побуждает ученых и практиков: 

1) находить основания  результативной деятельности;

2) строить ее на  интенсивной, т.е. максимально  научной, а не экстенсивной (ведущей  к неоправданным затратам сил,  времен, ресурсов) основе;

 3) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, обеспечивающие требуемый результат;

4) опираясь на  прогнозирование и проектирование, обеспечивать достижение планируемых  результатов. 

 Технологичность  становится сегодня доминирующей  характеристикой деятельности учителя,  означает переход на качественно  новую ступень эффективности,  оптимальности, наукоемкости. «Технологичность не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления» [79, с.25].

 В чем же  состоит отличие методики от  технологии?

 Если методика  в большинстве случаев – это  совокупность рекомендаций по  организации и проведению учебного  процесса, то педагогическую технологию  отличает два принципиальных  момента: 

1. Технология –  это гарантированность конечного  результата.

2. Технология –  это проект будущего учебного  процесса.

 Таким образом,  технология – это иерархизированная и упорядоченная система технологических процедур проектирования образовательного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата [79, с.29]. Любая педагогическая технология удовлетворяет ряду методологических требований (критериям технологичности):

 • концептуальность (научные основания);

 • системность  (последовательность);

 • управляемость  (наличие обратной связи);

 • воспроизводимость (наличие инвента);

 • эффективность  (достижение планируемых результатов).

 Педагогическая  технология должна иметь научную  базу, опираться на определенную  научную концепцию, научно обосновать  образовательные цели. У педагогической  технологии должны быть все  признаки системы: ломка процесса, взаимосвязь всех частей, целостность.  

 В.П. Беспалько  в своей работе «Слагаемые  педагогической технологии» пишет:  «Хорошая, научно обоснованная технология  обучения и воспитания – это  и есть педагогическое мастерство». [7, с.52]

 Что значит  научно обоснованная технология  обучения? Это значит, что она  построена на научном анализе  деятельности ученика, отборе  тех качеств, знаний, умений и  навыков, которые будут ему  необходимы в дальнейшей учебной  деятельности: анализе и четком  отборе учебной информации, т.е.  содержания учебного материал, предназначенного  для обучения и контроля его  усвоения; анализе средств педагогической коммуникации (учебник, пособие, ТСО и методические указания к ним и т.п.; выборе форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся); конкретизации деятельности учителя и учащихся. После научного анализа всего указанного выше следует этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть необходимость, и только потом – этап ее реализации в естественных условиях обучения. Необходимо отметить, что педагогическая технология – не есть нечто застывшее и данное на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от меняющихся условий обучения.

 Обучение –  процесс по своему характеру  целенаправленный, постоянно контролируемый, диагностика результатов обучения  часто выражается в критериально измеряемых характеристиках.

 Структура образовательного  процесса в технологическом плане  может быть представлена как  единство следующих этапов: целеполагание - проектирование содержания и логической структуры - собственно обучение (реализация проекта) - контроль – коррекция.

 В современном  учебном процессе наиболее освоенным  звеном является «собственно  обучение», и усилия педагогов  направлены именно на его совершенствовании.  Однако этот подход содержит  издержки, так как без четко  поставленной цели и продуманных  вариантов моделей обучения и  объективного контроля степени  достижения цели никакие вмешательства  в сложившийся традиционно учебный  процесс не дадут результатов. 

 По мнению Л.В.  Шмельковой [79, с.34], модернизацию педагогической деятельности надо начинать с тех операций, которые, во-первых, менее устойчивы или менее представлены в структуре деятельности преподавателя и, во-вторых, скорее всего дадут результаты, позволяющие преподавателю реально оценить свою работу и отдельно ее элементы. Такими операциями в приведенной выше структуре образовательного процесса являются «целеполагание» и «контроль».

 Важно акцентировать  внимание на особенностях перевода  замысла учителя на язык предварительного  проектирования образовательного  процесса, на главном в проекте:  на структуре и содержании  учебно-познавательной деятельности  учащегося, а не на педагогических  воздействиях учителя; на методологии  технологического целеобразования (целеполагания), как центральной проблеме технологизации.

 Цель – основа  функционирования любой технологии  и основа управления учебным  процессом. Основное в педагогической  технологии – достигается цель  или не достигается, отсюда  и критерии ее эффективности. 

 Таким образом,  первым шагом стратегии совершенствования  образовательного процесса должна  стать объективизация цели и  способов оценки ее достижения.

 Диагностическая  постановка целей в обучении  – это одновременно и качество  содержания, и качество его усвоения  учащимися, выраженные столь определенно,  что они становятся общепонятными  и управляемыми стандартами. 

 Цель задана  диагностично, если:

1. она определена  настолько четко, что можно  сделать вполне определенный  вывод о ее достижении (т.е.  задана через конечный результат:  знает…, умеет…, выполняет… и т.д.);

2. поддается измерению  (знает, умеет на «3», «4»,  «5»);

3. существует инструмент  для измерения уровня достижения  цели (уровневые диагностические  работы).

 В результате  такой постановки цели можно  оптимизировать содержание образования,  отработать оптимальные учебные  программы и планы обучения, освоить  методики объективного контроля  знаний учащихся и обеспечивать  условия для осуществления второго  этапа совершенствования образовательного  процесса – предварительного  поэтапного проектирования логически  завершенного отрезка учебного  процесса.

 Таким образом,  следующий этап – это разработка  модели учебного процесса на  основе диагностичной цели и объективных методов контроля.

 Итак, для технологичного  проектирования, т.е. осуществление  данного этапа, необходимо учитывать: 

1) образовательная  технология – это целостная  модель образовательного процесса, системно определяющая структуру  и содержание деятельности обеих  сторон этого процесса (учителя  и ученика), имеющая целью достижение  планируемых результатов с поправкой  на индивидуальные особенности  его участников.

 Далеко не любая  педагогическая новация может  быть классифицирована как образовательная  технология. В качестве критериев  технологичности деятельности учителя  могут быть выделены следующие: 

- диагностично заданная цель;

- представление  образовательного процесса в  форме предварительно спроектированной  модели;

- четкая и научно  обоснованная логика этапов проектирования;

- адекватная предыдущим  параметрам система способов  взаимодействия на каждом этапе; 

- личностно-мотивированное  обеспечение деятельности учителя  и ученика. 

2) Существенные черты  образовательной технологии 

- диагностическое  целеобразование и гарантированное достижение планируемых результатов (минимальных, обязательных) всеми обучаемыми; - предварительное поэтапное проектирование логически завершенного отрезка образовательного процесса в соответствии с законами дидактики с предметной среды;

Информация о работе Литература