Литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:02, реферат

Краткое описание

В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека. Многое изменилось и в отечественной педагогической системе последнего десятилетия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.78 Кб (Скачать)

- воспроизводимость процедур проектирования любым проектирования любым педагогом.

 Переход на  технологический уровень проектирования  учебного процесса и последующая  реализация этого проекта помогает  учителю стать профессионалом, раскрепощает  его личность, выступает альтернативой  формальному образованию, учитывает  значительное усиление роли обучаемого  и открывает новые горизонты  для развития творчества учителя  – автора проекта. 

 Отсюда следует,  что учителю, руководителю (технологу)  учебного процесса необходимо  ориентироваться в широком спектре  инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время  на открытие уже известно. Сегодня  быть педагогически грамотным  специалистом нельзя без изучения  всего обширного арсенала образовательных  технологий.

 У истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Тальциной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.С. Якиманской, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся: Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Нейс, В. Каскарелли, Дж. Стил, К. Мередит, И. Темпл.

 Современные педагогические  технологии существуют в конкурентных  условиях и должны гарантировать  достижение определенного уровня  обучения, быть эффективными по  результатам и оптимальным затратам  времени, сил, средств.  

 К настоящему  времени сложилось значительное  количество разнообразных инновационных  образовательных технологий. В основе  всех технологий лежит идея  создания адаптивных условий  для каждого ученика, т.е. адаптация  к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и  максимальная ориентация на самостоятельную  личность.

 Рассмотрим далее некоторые не предметные, а общие технологии обучения, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения: проблемное, программированное, адаптированное, адаптированное, модульное, личностно-ориентированное, существенное обучение, деловые игры и др. Однако, это не методы обучения, а именно технологии обучения, основанные на научном подходе, диагностичной конкретной цели, исследовании и проектировании познавательной деятельности учащихся и прочих особенностях, присущих педагогическим технологиям.

 Эти технологии  обучения основаны на том или  ином дидактическом методе. Могут  использоваться и все общедидактические методы.

 Педагогические  технологии используют общеизвестные  педагогические принципы. Однако  они имеют и свои, присущие  именно им принципы. Таковыми  являются:

1. Целостность, т.е. единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой. При этом системность понимается как в плане преподнесения самой дисциплины, так и в широком смысле, в плане целостной системы образования со всеми ее частями.

2. Фундаментальность,  т.е. сущностный подход. Каждая  дисциплина содержит с себе базовую сущностную информацию, на основе которой можно расширять знания в данной области, пополнять их самостоятельно, может быть, в течение всей жизни. В каждой дисциплине есть те знания, которые образуют ее фундамент, без этого фундамента невозможно построить все здание. Сущностный подход является основной фундаментализации. Он предполагает синергитический подход на основе синтеза на основе синтеза естественных, гуманитарных и технических наук.

3. Культуросообразность. Этот принцип, выдвинутый в XX веке немецким педагогом Дистервегом, не утратил своей роли и до наших дней. Он означает, что обучать следует соответственно современному уровню развития культуры. В средние века обучение велось с помощью лектора, стоящего за кафедрой. В наши дни этого для обучения далеко не достаточно. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры, в том числе и экономической. От нас требуется подготовка такой личности, которой придётся работать в условиях рыночной экономики с её экономической формулой: знать, уметь, хотеть, успевать.

4. Гуманитаризация и гуманизация обучения. Эти термины имеют в своей основе общий корень (от лат. Humanus - человечный, humanitas-человечество, человечность [66, с. 196]), но каждый из них несёт в себе несколько специфическую смысловую нагрузку. Гуманитаризация - это описание всего, что связано с человеком и обществом, а гуманизация означает: всё для человека, ради человека, во имя человека.

 При проектировании  педагогической технологии каждый  преподаватель может и должен  осуществлять этот принцип, ибо,  рассматривая ту или иную проблему в области своей науки с точки зрения полезности её для общества, раскрывая её историческое значение и т. п., он вносит элементы гуманитаризации в технологию обучения. Рассматривая проблемы экологичности и одновременно учитывая возможности и способности учащихся, используя не авторитарную педагогику, а педагогику сотрудничества, он делает свою педагогическую технологию более гуманной, человечной, т. е. осуществляет принцип гуманизации обучения, что в свою очередь способствует формированию высоконравственного человека.

5. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются.

 Таковы основные  принципы педагогических технологий, т. е. исходные положения, реализация  которых ведёт преподавателя  к овладению педагогическим мастерством,  а студентов - своей профессиональной  деятельностью. 

6. Непрерывность  образования, т.е. подготовка учащихся  к необходимости продолжать свою  учёбу и совершенствовать приобретенные  знания, умения и навыки в течение  всей жизни. Научить на всю  жизнь нельзя, т.к. информация  меняется и дополняется каждые 5-10 лет. Следовательно, этот принцип  предусматривает, что преподаватель  в своей технологии уделит  достаточно внимания самостоятельной  работе учащихся, выполняя наказ  К.Д. Ушинского «учить учиться», строя свою технологию с учётом  дидактического принципа перехода  от обучения к самообучению.

 Предполагаемые  результаты или целевые установки  заданы нам предметными программами  и Государственными стандартами,  условия протекания также примерно  одинаковы - в рамках классно-урочной  системы. Остается модель обучения. В модели обучения можно выделить  два яруса: верхний – методы  и формы, нижний – педагогическая  техника (средства и приемы). При  этом все это определенным  способом организовано благодаря  алгоритмизации.

 Таким образом,  разница технологий заключается  в используемых методах, алгоритме,  формах работы, т.е. процессуальных  компонентах. Так, в проблемном  обучении основным методом познания  является проблемный, суть которого в создании состояния интеллектуального затруднения, побуждающего познавательную деятельность. В программированном обучении – поэтапный метод при жесткой алгоритмизации; деловые игры – метод моделирования учебных ситуаций и т.д.  

 Инновационная  педагогика требует переосмысления  всего педагогического процесса как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности.

 Необходимость  в переосмыслении возникает в  связи с переходом к новым  типам мышления и новым способам  преобразования действительности.

 По мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя. Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей теории и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.

 К настоящему  времени разработаны и используются  в образовательной практике технологии  трансформирования знаний, умений  и навыков, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного, модульного обучения и др.

 Знакомство с  технологиями обучения позволяет  понять, что их специфические  особенности обусловлены тем,  какие психолого-педагогические  теории и подходы использовались  при их разработке. Однако различил  технологии обучения прежде всего объясняются уровнем развития теории обучения (дидактики) и задачами образования, обусловленными его социокультурным контекстом. Наблюдаемая тенденция роста интереса к личностному развитию актуализирует потребность в разработке личностно развивающих технологий обучения.

Информация о работе Литература