Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».

Оглавление

Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НОВАЯ 222.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Учреждение образования 

«Белорусский Государственный  университет им. М. Танка»

 

 

 

 

Курсовая  работа

на тему

 

«Гражданское  и патриотическое воспитание младших  школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.

факультета « »

Журавская З.

Научный руководитель:

кандидат педагогических  наук   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2011

 

Введение                                                                                                 3

Глава I                                                                                                     6

1.1. Значение и основы гражданско-патриотического  воспитания личности                                                                                                                 6

1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности                                                                  13

1.3. Методика  гражданско-патриотического   воспитания  в начальной школе                                                                                                       19                                                                                 

Выводы по первой главе                                                                   22                                                                                          

Глава II                                                                                                  23

2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь              23                                                                                                                                                                                                             

2.2. Особенности  гражданско-патриотического   воспитания  младших школьников                                                                                           29

2.3.Формы гражданско-патриотического  воспитания младших школьников                                                                                                             32                                 

Заключение                                                                                        36

Приложение                                                                                        37

Список Использованная литература                                                47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества»

А. Г. Лукашенко 

 

 Гражданско-патриотическое   воспитание  в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию  и  взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав  и  обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный  и  правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.  Гражданское и патриотическое   воспитание  способствует становлению  и  развитию личности, обладающей качествами гражданина  и  патриота своей страны.

Раскрытие сущности  гражданско-патриотического   воспитания  должно осуществляться в парадигме интересов личности  и  стратегии  гражданско-патриотического   воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом  и  государством.

Гражданско-патриотическое   воспитание  детей в воспитательно-образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей, школьников   и  родителей  и  направлено на накопление опыта деятельности  и  сотрудничества, достижение прогнозируемого результата, ориентировано на конструктивное  и  результативное взаимодействие субъектов образовательного процесса. С точки зрения содержания реализация основных направлений  гражданско-патриотического   воспитания  направлена на развитие прямых (педагогов, обучающихся)  и  косвенных (родителей) участников образования. С точки зрения формы учитываются потребности субъектов в самораскрытии  и  саморазвитии  и  предоставляются различные организационные формы образовательного процесса. [7]

Как известно,  гражданско-патриотическое   воспитание  неразрывно связано с другими видами  воспитания  - нравственным, демократическим, правовым, экологическим. Школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила  гражданско-патриотическое   воспитание.

Становление  гражданского  общества  и  правового государства  в нашей стране во многом зависит  от уровня  гражданского  образования  и   патриотического   воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Республики Беларусь с государством  и  обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни,  и  в то же время возросла ответственность за свою судьбу  и  судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но  и  духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический  и  другие аспекты.

 В условиях становления   гражданского  общества  и   правового государства необходимо осуществлять  воспитание  принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью  и  деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой  гражданской  личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую  и  политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы  гражданско-патриотического   воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов  и  жизненных идеалов[8].

Но реализация  гражданско-патриотического   воспитания  только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования содержания, форм  и  методов  гражданско-патриотического   воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте  гражданско-патриотического   воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность  и  сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

 В современных условиях  проблема патриотизма особо актуальна  в связи с расширением  и   углублением процессов интернационализации межгосударственной, региональной  и  планетарной интеграции, а также в связи с усилением тенденций государственного суверенитета.

 Гражданско-патриотическое   воспитание  направлено на формирование уважительного отношения к своей нации, ее культуре, языку, традициям, а также к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, на развитие культуры межнационального общения.

 Патриотическое   воспитание  - специально организованный, целенаправленный  и  управляемый процесс развития  патриотических  чувств, формирования  патриотического  сознания  и  поведения детей  и  учащейся молодежи.

Эффективность  патриотического   воспитания  в значительной мере предопределяется степенью взаимодействия воспитателей  и  воспитуемых.

Актуальность  патриотического   воспитания  исходит из того, что  в современных социально-политических  и  экономических условиях  патриотическое   воспитание  наполняется новым содержанием.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты  и  выбирает для себя наиболее приемлемые виды  воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области  гражданско-патриотического   воспитания, является преодоление последствий «безличной», «бездетной» педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности [9].

Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.

Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:

-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;

-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;                                                                  

- рассмотреть методику  гражданско-патриотического   воспитания  в начальной школе;                                                                                                                                                                                                                                                                              

- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;                                                                                                                                                                                                                           

- выявить особенности  гражданско-патриотического   воспитания  младших школьников;                                                                                         

- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников                                                                                                  

-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».

Объект исследования - гражданское и патриотическое воспитание.

Предмет исследования - гражданское и патриотическое воспитание младших школьников.

База исследования – 4«Б» класс средней общеобразовательной школы № 28 г.Гомеля.

В процессе исследования применялись такие методы, как  библиографический поиск, теоретический анализ и систематизация данных научной психолого-педагогической методической и литературы в свете изучаемой проблемы, использование передового педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

 

1.1. Значение  и основы гражданско-патриотического  воспитания личности

 

Сегодня мир пришел к  пониманию того, что основой решения  глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

Патриотизм и гражданственность  имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания , усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Информация о работе Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»