Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа
Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».
Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47
Учреждение образования
«Белорусский Государственный университет им. М. Танка»
Курсовая работа
на тему
«Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»»
Выполнила:
студентка гр.
факультета « »
Журавская З.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
Гомель, 2011
Введение
Глава I
1.1. Значение и основы гражданско-
1.2. Формирование гражданственности младших
школьников как интегративного качества
личности
1.3. Методика гражданско-патриотического
воспитания в начальной школе
Выводы по первой главе
Глава II
2.1.Организация воспитательной работы по
формированию гражданско-патриотической
культуры личности в Республике Беларусь
23
2.2. Особенности гражданско-
2.3.Формы гражданско-
Заключение
Приложение
Список Использованная литература
Введение
«Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества»
А. Г. Лукашенко
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданское и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Гражданско-патриотическое
воспитание детей в воспитательно-
Как известно, гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, демократическим, правовым, экологическим. Школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Республики Беларусь с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов[8].
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
В современных условиях
проблема патриотизма особо
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование уважительного отношения к своей нации, ее культуре, языку, традициям, а также к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, на развитие культуры межнационального общения.
Патриотическое воспитание - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс развития патриотических чувств, формирования патриотического сознания и поведения детей и учащейся молодежи.
Эффективность патриотического воспитания в значительной мере предопределяется степенью взаимодействия воспитателей и воспитуемых.
Актуальность патриотического воспитания исходит из того, что в современных социально-политических и экономических условиях патриотическое воспитание наполняется новым содержанием.
Каждое образовательное
Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности
младших школьников как интегративного
качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического
воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по
формированию гражданско-патриотической
культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического
воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания
младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».
Объект исследования - гражданское и патриотическое воспитание.
Предмет исследования - гражданское и патриотическое воспитание младших школьников.
База исследования – 4«Б» класс средней общеобразовательной школы № 28 г.Гомеля.
В процессе исследования применялись такие методы, как библиографический поиск, теоретический анализ и систематизация данных научной психолого-педагогической методической и литературы в свете изучаемой проблемы, использование передового педагогического опыта.
Глава I
1.1. Значение
и основы гражданско-
Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.
Патриотизм и
Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания , усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.