Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».

Оглавление

Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НОВАЯ 222.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

- миротворчество через  патриотизм. Молодежь в ходе патриотического воспитания приходит к неизбежному выводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что патриотическое воспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи.

- единство патриотизма  и интернационализма. Истинный  патриот, пекущийся о процветании  своего Отечества, не может не признавать такого же права за патриотами иных государств. В этих противоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодежи Республики Беларусь неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное.

Гражданско-патриотическое воспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:

- Культурно-исторический;

-Героико-исторический;

-Социально-политический;

-Духовный;

-Военно-технический.

Физический. Данные компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско-патриотического воспитания личности. Из них формируются различные направления.

В соответствии с настоящей Концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.

В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности

 

Залогом стабильного развития государства, как указывает Национальная доктрина образования, является активная гражданская позиция, патриотизм его подданных. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание – одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики.

Гражданское воспитание –  это сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте.

Начинать такую деятельность необходимо с ознакомления с теми основными понятиями, которые помогут осознать сущность гражданского образования, так как совершенствование структуры понятий способствует разработке целостной системы, является механизмом развития и науки, и практики. Остановимся на определении следующих ключевых понятий.

Гражданин – член общества или народа, состоящего под одним  общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданский – относящийся к гражданам, государственному или народному управлению, к подданству. Гражданство – состояние гражданина, звание, права и обязанности. Демократия (греческое – народовластие, т.е. народ и власть) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах власти и свободы.

Следовательно, воспитание гражданина государства является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, который, по определению А.С. Гаязова, «обладает гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности» [33].

Следует отметить, что  качеств, которые определяют уровень  приближения личности к идеалу гражданина много, поэтому целесообразно классифицировать их в соответствии с тремя основными признаками, такими как нравственный, правовой и социально-политический.

К первому относятся: гражданское  самосознание, гражданский долг, гражданская  ответственность. Ко второму – правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему – гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Вышеуказанные признаки гражданственности  следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает сущность понятия «гражданственности» как: умение реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; способность к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями; ответственность за свои поступки и свой выбор, юридические и моральные обязательства перед обществом и государством; критическое отношение к социальной действительности, стремление ее преобразовать.

Подводя итог вышесказанному, делаем вывод, что воспитание гражданина осуществляется в процессе гражданского образования, которое рассматривается как: комплексная часть социальных наук; комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.

В качестве основных направлений  гражданского образования, на наш взгляд, можно выделить: формирование гражданских  качеств через освоение политической и правовой культуры; воспитание уважения к правам человека, ответственности перед обществом, усвоение его ценностей; экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.

Итак, гражданское воспитание – это интеграция этико-политико-правовового образования в едином образовательном пространстве, под которым мы понимаем обогащенную социальную среду, способствующую формированию гражданственности как интегрированного качества личности, которое дает человеку возможность ощущать себя морально, социально, политически и юридически дееспособным и защищенным в данном государстве. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение учебного учреждения любого уровня аккредитации (предприятия, памятники истории и культуры, театры, музеи, консерватории, спортивные комплексы, оздоровительные учреждения) должно «работать» на воспитание гражданственности, что является подтверждением: гражданина воспитывает все.

Для воспитания не подданного, а подлинно свободного гражданина, требуется создание такой образовательной  системы, которая бы, по определению Н. Воскресенской и И. Фрумина, развивала четыре формы гражданского образования: предметно-тематическую; межпредметную; институциональную; воспитательную [34].

Остановимся более подробно на каждой из них.

Предметно-тематическая форма гражданского образования является наиболее разработанной и реализуется в большинстве школ. Главный акцент здесь делается на изучение и усвоение информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программам, курсам, входящим в цикл общественных дисциплин. Как показывает практика, для успешного воспитания гражданских качеств, средствами общественных дисциплин необходимо: увеличение практикумов, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения. Такие занятия активизируют ученика, вовлекают его в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, способствуют решению вопросов проблемного характера; усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; увеличение социологических и диагностических методов в работе учителя.

В формировании гражданских  взглядов и убеждений учащихся, большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно- математических предметов. Естественные науки вместе с общественными, создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира – природе, обществе, мышлении.

Предметно-тематическая форма  в целом базируется на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний, что является ее несомненным достоинством, как быстрый способ распространения информации из сферы гражданского образования, что позволяет учащимся и их педагогам в сравнительно короткие сроки познакомиться с общей терминологией.

Использование данной формы  может быть продуктивным при следующих условиях: наполнения содержания отдельных тем для изучения личностным и общественным звучанием; использование имитационных и неимитационных методов активного обучения; сочетание учебной и внеклассной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем через самоуправление, создание социальных проектов, а также проведение дебатов, дискуссий, диспутов в виде «ток-шоу». Следовательно, в процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего.

Межпредметная форма гражданского образования включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет об умении учителя говорить на языке ценностей, т.е. воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе демократические.

Приобщение юного поколения  к культуре своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких  культурных и духовных ценностях  – одно из главных направлений  воспитания гражданина в данной форме. Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Вот почему становление человека как гражданина должно быть культуросообразным.

Нужно отметить, что среди  трудностей внедрения данной формы  – отсутствие у многих преподавателей практических навыков воодушевленной, безоценочной позитивно окрашенной речи. Обычно педагог проецирует на ребенка свои индивидуальные надежды, чаяния, политические и этические установки, неудовлетворенные интересы, моральные предпочтения, причем часто это происходит непреднамеренно (вместо того, чтобы преподавать учащимся общественно значимые моральные установки, он передает систему собственных моральных ценностей. Данный подход называется морализаторским).

Он часто служит источником моральных конфликтов учителя с  учениками или их родителями. Чтобы избежать морализаторства, учитель должен встать на любую из позиций, разработанных для этой цели в практике международного преподавательского сообщества: информатора, катализатора, фасилитатора, советника, лидера или члена группы, эксперта, консультанта, тьютора. Он должен стремиться к обсуждению с детьми значимых для них общественных проблем, предоставив для этого максимум информации. Педагог должен помочь своим воспитанникам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой.

Существенная трудность  реализации межпредметного гражданского образования – это отсутствие институциональной поддержки педагогов, работающих в данной сфере. Школа зачастую остается один на один со своими проблемами, точно так же, как и педагогический коллектив. Некоторые образовательные учреждения сами начинают организовывать себе такого рода поддержку, создавая различные научно-методические центры, лаборатории, объединения, изменяя организацию в них жизни и отношение с социумом, тем самым приближая себя к элитному образованию.

Институциональная форма  гражданского образования подразумевает наличие четырех сценариев существования гражданского образования в рамках жизни и социума.

Сценарий N 1. В образовательном  учреждении моделируются элементы взрослой жизни (например, детское самоуправление, которое подразумевает самостоятельность учащихся в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Оно реализуется благодаря самоанализу, самооценки, самокритики и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Девиз такого самоуправления: «От управления самим собою к управлению коллективом!»).

Сценарий N 2. Основные элементы детской жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации и дифференциации обучения, образовательная политика учреждения) приводятся в соответствии с демократическими ценностями (пример: школы самоопределения, которые обеспечивают гармонию человека с самим собой, с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Они предполагают самоценность человеческой жизни, индивидуальности, самобытности, смысла деятельности и всегда опираются на освоение таких ценностей, как Отечество, благосостояние, демократия, правовое общество, семья, трудовая деятельность, гражданская ответственность. Это, как отмечают Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.В. Иванов, В.А. Караковский, гуманистический взгляд на воспитание).

Сценарий N 3. Уклад жизни  детей, структура образовательного пространства (учебное, игровое, художественного творчества, правовое, пространство труда и социальной практики) выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев.

Информация о работе Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»