Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».

Оглавление

Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НОВАЯ 222.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

- Гаспадынька, а нешта ж я не бачу на стале самага галоỳнага…

- Чаго? – падхапiлася  гаспадыня.

- Паглядзi, сама  ỳбачыш…

Жанчына акiнула ỳважлiвым вокам стол i пляснула далонямиi:

- Гэта ж  трэба – хлеб не падала! Так  круцiлася, што пра самае галоỳнае  забылася.

Людзi за сталом заỳсмiхалiся, павесялелi, а гаспадыня прынесла вялiкi бохан свежага духмянага хлеба i падала дзеду. Той узяỳ нож i пачаỳ лусту за лустай кроiць яго, рук гасцей самi сабой пацягнулiся да хлеба.

Усе стравы сцiхлi.

Хлеб! Ён нiколi не прыядаецца i нiколi не лiшнi. Ён i ёсць усяму галава.

- Хлеб трэба  абавязкова даядаць; старыя людзi кажуць, што калi пакiнеш кавалачак  хлеба, то пакiнеш своё здароỳе.  Хлеб нельга кiдаць на зямлю,  на падлогу; калi хлеб раптоỳна падаỳ з рук, яго адразу паднiмалi i прасiлi прабачэння.

Але ỳ беларусаỳ  ёсць яшчэ адзiн з найгалоỳнейшых прадуктаỳ харчавання. Якi, як вы думаеце, што гэта? (бульба)

- Так, здаỳна  бульба з’яỳлялася любiмай ежай  беларусаỳ. Яе называюць на  Беларусi «другiм хлебам». Бульба i хлеб – два самыя важныя  прадукты харчавання. З бульбы можна прыгатаваць больш за 700 розных страỳ. А якiя вы ведаеце стравы, прыгатаваныя з бульбы?

-Пералiчыце, калi ласка.

 

Конкурс «Стравы  з бульбы»

Дзецi могуць зрабiць спiсы страỳ з бульбы. У  гэтым конкурсе выйграе той, у  каго спiс большы.

- Бульбу славяць  таксама i ỳ беларускiх песнях. Давайце паслухаем песню-танец «Бульба».

 

Гучыць песня.

- Так, хлеб i бульба – самыя галоỳныя  стравы беларусаỳ. Без iх нельга ỳявiць сабе святочны i будзённы абед альбо вячэру.

 

Гiсторыка  – культурная спадчына Беларусi

- Калi ỳзяць  у рукi цыркуль i на геаграфiчнай  карце абвесцi кругам Еỳропу, то  яе цэнтр будзе на тэрыторыi Беларусi, недзе памiж Мнскам i Гродна, дакладней, цэнтр акружнасцi трапляе на гарадок пад назвай Мiр. Кажуць, што славутая геаграфiчная кропка знаходзiцца пад сценамi Мiрскага замка.

Мiрскi замак - жамчужына беларускага каменнага  дойлiдства. Згодна з легендай, ён пабудаваны таямнiчымi асiлкамi i iснуе са спрадвечных часоỳ. Адзiнай думкi пра дату ỳзнiкнення замка няма, афiцыйная версiя- пачатак 16 стагоддзя.

Iснуе выраз:  «Легенды для замка, што сэрца  для чалавека». Ёсць легенды,  звязаныя з Мiрскiм замкам. Кажуць, што ỳ адну з яго сцен ỳмуравана каменная галава барана. Яшчэ кажуць, што, калi яе дастаць з кладкi, то замак у той жа час разбурыцца. Праỳда, зрабiць гэта немагчыма: не дазваляе якасць старой кладкi. У сценах замка i зараз можна сустрэць цэглу з адбiткам ножкi дзiцяцi, лап сабак i кошак.

Мiрскi замак  – яшчэ адзiн сiмвал Беларусi.

 

Конкурс «Гарады  Беларусi»

- Цяпер мы  праверым, як добра вы ведаеце гарады нашай краiны.

Вучнi па чарзе  называюць па адным горадзе РБ. Перамагае той, хто апошнiм назаве горад.

 

Блакiтныя каралi Беларусi.

Ваду называюць  блакiтным багаццем. Без яе не можа жыць чалавек. 2\3 паверхнi Зямлi складаюць  акiяны, моры, рэкi, азёры. Але гэтым багаццем валодаюць не ỳсе краiны.

Беларусь  невыпадкова называюць сiнявокай. Яна адносiцца да краiн, багатых воднымi рэсурсамi. А самае галоỳнае – Беларусь уваходзiць у дзесятку краiн, што валодаюць самай смачнай прэснай вадой i вялiкiмi яе запасамi.

 

Вiктарына  «Вадаёмы i iх жыхары»

- Якое возера  самае вялiкае?

- Якiя азёры  вам вядомы яшчэ?

- Якiя рэкi  Беларусi самыя вялiкiя?

- Якiя яшчэ  рэкi Беларусi вы ведаеце?

- Хто з’яỳляецца  жыхаром вадаёмаỳ?

- Якiя птушкi  жывуць на вадзе цi каля яе?

- Якiя жывёлы  жывуць каля вады?

- Якую рыбу  можна злавiць у нашых вадаёмах?

 

Рэфлексiя  «Закончы сказ»

- Вось i падышла  да канца наша размова пра  цудоỳную, прыгожую, самабытную краiну – нашу Радзiму беларусь.

Я ганаруся тым, што…

Для мяне Беларусь…

Да нацыянальных сiмвалаỳ Беларусi адносяцца…

 

Хочацца закончыць  наш занятак радкамi:

 

О, Беларусь! Старонка дарагая,

Мне без цябе – як дрэву без вады.

Хоць непрыкметнай птушкай твайго гаю,-

Абы з табой…Навекi, назаỳжды!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Информационный час

«Государственные  символы Республики Беларусь»

 

Цели: 

- познакомить с государственными  символами   Республики Беларусь;

- воспитывать уважение  к государственным традициям;

- обогащать словарный  запас детей.

 

Ход   мероприятия

 

1.  Вступительная  беседа 

–   Как называется наше государство?

–   Какие национальности людей вы знаете?

–   Наша страна - Беларусь.

Показ на политико-административной карте мира

–   Основная часть  населения - белорусы. Живут у нас  люди и других национальностей - русские, поляки, евреи, но их меньше. Посмотрите на карту. Какие ещё страны видите?

Дети находят на карте  названия стран и читают их.

–  В России живут  русские, в Польше - поляки, в Швеции - шведы и т. д.

–  Чем отличаются народы разных стран? (Народы отличаются языком, обычаями, одеждой, внешним видом.)

2.Основная  часть

–    Сегодня мы поговорим о символах нашей страны. О тех символах, с помощью которых принято представлять нашу страну в мире.

–    А как вы понимаете смысл слова «символ»?

(Символ - это то, что служит условным знаком: слова, предметы, действия для обозначения определенных понятий и идей, а также принадлежности чему-либо. Голубь - символ мира).

–    Каждая страна имеет свои герб и флаг, к которым  люди должны относиться уважительно.

Показ символов независимости  разных стран

–     Как и  все страны, Беларусь имеет свой флаг и герб.

Показ герба и флага  РБ

–    Что вы видите на гербе нашей страны?

– Государственный герб республики Беларусь содержит зеленый  контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Сверху находится пятиконечная  красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа розовыми цветками клевера, слева - голубыми цветками льна.

–   Земной шар –  знак того, что Республика Беларусь – одно из государств мира. Единение земли и солнца – главный знак жизни.

– Эти изображения на гербе отражают традиции наших предков, которые поклонялись богине Земле  и восходящему Солнцу. Символы  Земли и Солнца обозначают также  надежду современных людей на расцвет Беларуси. 
Пятиконечная звезда на гербе – знак безопасности, мужества и высоких помыслов – обозначает готовность каждого жителя Республики к защите своей Родины.

– Венок в нашем гербе тоже не случаен, всё в нём символизирует труд и процветание. С древних времен венок использовался как награда победителю.

Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в  которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.

– Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.

– Красный цвет с давних времен служит знаком Солнца. Он символизирует родство и братство. Красный цвет связан так же с борьбой за свободу и справедливость. Это знак победы и счастливой жизни.

– Зеленый цвет – цвет добра и мир. Это цвет природы, цвет полей, лесов и лугов. Он всегда означал весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.

- Белый цвет – цвет свободы. Он перекликается с названием нашей страны – Беларусь, белый цвет означает так же гостеприимность, доброжелательность и мудрость жителей Беларуси.

 

Страна моя родная, Беларусь,

Пусть над тобой всегда свободно реет

Наш флаг, в котором  радостно слились 

Цвета, которые нам всех милее.

Зеленый - цвет полей, лугов, лесов,

И красный цвет - цвет жизни  и надежды,

И белый цвет, как символ всех веков,

Хранящих в сердце и  любовь и верность.

-  Гимн – торжественная  песня или ее мелодия, исполняется  в особо торжественных случаях: во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов, на торжественных заседаниях, посвященных знаменательным историческим датам, на которых присутствует президент государства, при вручении наград спортсменам, выигравшим на международных соревнованиях, и на Олимпийских играх. При исполнении гимна любой страны слушающие его люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждый день в 6 часов утра и в 12 часов ночи по радио и телевидению звучит гимн Республики Беларусь. Именно с него наша страна начинает и заканчивает свой трудовой день.

Дети слушают гимн

3.   Заключение

– Любить свою Родину –  это значит стараться делать всё, чтобы она расцветала и становилась еще лучше. А что для этого можете сделать вы? (Хорошо учиться, исполнять свои обязанности, стараться быть настоящим человеком).

– Верно. Одна из ваших  главных обязанностей – это хорошо учиться. Сейчас проведём викторину и проверим, как внимательны вы были и что вы знаете о государственных символах.

Вопросы викторины:

  1. Какие символы есть у нашего государства?
  2. Для чего нужна государственная символика?
  3. Что обозначает каждая составляющая часть герба?
  4. Какой смысл несут в себе три цвета белорусского флага?
  5. В каких случаях звучит гимн Республики Беларусь?

–   Наш информационный час заканчивается. Я хочу вам  пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной  когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. - М.,2004.
  2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.
  4. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997.
  5. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.
  6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
  7. Барчук, А. Л. Грамадзянскае выхаванне школьнікаў: Вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў і кл. кіраўнікоў агульнаадукац. устаноў /А. Л. Барчук, М. У. Грудзінскі. – мн.: Адукацыя і выхаванне, 2004. – 120 с.
  8. Бедулина, Г. Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г. Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.
  9. Будкевич, В. В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов/ В. В. Буткевич. – Минск: НИО, 2007.– 280 с.
  10. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997.
  11. Барчук, А. Л. Грамадзянскае выхаванне школьнікаў: Вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў і кл. кіраўнікоў агульнаадукац. устаноў /А. Л. Барчук, М. У. Грудзінскі. – мн.: Адукацыя і выхаванне, 2004. – 120 с.
  12. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.
  13. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982.
  14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М.,2005.
  15. Даль, В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. – М., 2005.
  16. Жоголь-Лабзеева, И.П. Формирование гражданской культуры/ И.П. Жоголь-Лабзеева //Праблемы выхавання. - 2009. - №1. - с.17 - 21.
  17. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7.
  18. Кабуш, В. Т. Актуальные ценности детского объединения. / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. - 2003. - №6. - С.73-83
  19. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
  20. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998.
  21. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  22. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
  23. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т. т. IV. М., 1979.
  24. Методологические основы педагогики [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.vsu.by/magistratura/ped.rtf.
  25. Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году» [Электронный ресурс].- Режим доступа http:// www.umk.gorodgomel.by/…/20090723metodvospit.doc
  26. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006–2010 годы. – Мн. : НИО, 2007.
  27. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
  28. Немов, Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000.
  29. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.
  30. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002.
  31. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999.
  32. Подласый, П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
  33. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. – М.: Университет, 2001. – С. 97–100.
  34. Сборник материалов, разработанный под эгидой Совета Европы / под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. – 2-е изд. – М., 2000.
  35. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. – М.: Университет, 2001. – С. 97–100.
  36. Рожков, М. И. Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  37. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная асвета, 1976.
  38. Сластенин, В. А. Исаев, И.Ф. Мищенко, А.И. Шиянов, Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002.
  39. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
  40. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Педагогика, 1997, №6.
  41. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. т II. – М., 1980.
  42. Ушакова, З.П. Истоки патриотизма – в семье / З.П. Ушакова // Праблемы выхавання. – 2005. – № 2. – с. 36–38
  43. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании. – М., 1972
  44. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983.
  45. Фридман, Л. М. Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  46. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
  47. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
  48. Храмцова, Ф.  И. Детские  и  молодежные организации  и  объединения: Воспитание   гражданской  направленности  школьников : пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов / Ф.  И . Храмцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 160 с.
  49. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

Информация о работе Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь»