Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа
Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».
Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47
- Гаспадынька, а нешта ж я не бачу на стале самага галоỳнага…
- Чаго? – падхапiлася гаспадыня.
- Паглядзi, сама ỳбачыш…
Жанчына акiнула ỳважлiвым вокам стол i пляснула далонямиi:
- Гэта ж трэба – хлеб не падала! Так круцiлася, што пра самае галоỳнае забылася.
Людзi за сталом заỳсмiхалiся, павесялелi, а гаспадыня прынесла вялiкi бохан свежага духмянага хлеба i падала дзеду. Той узяỳ нож i пачаỳ лусту за лустай кроiць яго, рук гасцей самi сабой пацягнулiся да хлеба.
Усе стравы сцiхлi.
Хлеб! Ён нiколi не прыядаецца i нiколi не лiшнi. Ён i ёсць усяму галава.
- Хлеб трэба
абавязкова даядаць; старыя
Але ỳ беларусаỳ ёсць яшчэ адзiн з найгалоỳнейшых прадуктаỳ харчавання. Якi, як вы думаеце, што гэта? (бульба)
- Так, здаỳна
бульба з’яỳлялася любiмай
-Пералiчыце, калi ласка.
Конкурс «Стравы з бульбы»
Дзецi могуць зрабiць спiсы страỳ з бульбы. У гэтым конкурсе выйграе той, у каго спiс большы.
- Бульбу славяць таксама i ỳ беларускiх песнях. Давайце паслухаем песню-танец «Бульба».
Гучыць песня.
- Так, хлеб
i бульба – самыя галоỳныя
стравы беларусаỳ. Без iх нельг
Гiсторыка – культурная спадчына Беларусi
- Калi ỳзяць у рукi цыркуль i на геаграфiчнай карце абвесцi кругам Еỳропу, то яе цэнтр будзе на тэрыторыi Беларусi, недзе памiж Мнскам i Гродна, дакладней, цэнтр акружнасцi трапляе на гарадок пад назвай Мiр. Кажуць, што славутая геаграфiчная кропка знаходзiцца пад сценамi Мiрскага замка.
Мiрскi замак
- жамчужына беларускага
Iснуе выраз: «Легенды для замка, што сэрца для чалавека». Ёсць легенды, звязаныя з Мiрскiм замкам. Кажуць, што ỳ адну з яго сцен ỳмуравана каменная галава барана. Яшчэ кажуць, што, калi яе дастаць з кладкi, то замак у той жа час разбурыцца. Праỳда, зрабiць гэта немагчыма: не дазваляе якасць старой кладкi. У сценах замка i зараз можна сустрэць цэглу з адбiткам ножкi дзiцяцi, лап сабак i кошак.
Мiрскi замак – яшчэ адзiн сiмвал Беларусi.
Конкурс «Гарады Беларусi»
- Цяпер мы праверым, як добра вы ведаеце гарады нашай краiны.
Вучнi па чарзе называюць па адным горадзе РБ. Перамагае той, хто апошнiм назаве горад.
Блакiтныя каралi Беларусi.
Ваду называюць блакiтным багаццем. Без яе не можа жыць чалавек. 2\3 паверхнi Зямлi складаюць акiяны, моры, рэкi, азёры. Але гэтым багаццем валодаюць не ỳсе краiны.
Беларусь
невыпадкова называюць
Вiктарына «Вадаёмы i iх жыхары»
- Якое возера самае вялiкае?
- Якiя азёры вам вядомы яшчэ?
- Якiя рэкi Беларусi самыя вялiкiя?
- Якiя яшчэ рэкi Беларусi вы ведаеце?
- Хто з’яỳляецца жыхаром вадаёмаỳ?
- Якiя птушкi жывуць на вадзе цi каля яе?
- Якiя жывёлы жывуць каля вады?
- Якую рыбу
можна злавiць у нашых
Рэфлексiя «Закончы сказ»
- Вось i падышла да канца наша размова пра цудоỳную, прыгожую, самабытную краiну – нашу Радзiму беларусь.
Я ганаруся тым, што…
Для мяне Беларусь…
Да нацыянальных сiмвалаỳ Беларусi адносяцца…
Хочацца закончыць наш занятак радкамi:
О, Беларусь! Старонка дарагая,
Мне без цябе – як дрэву без вады.
Хоць непрыкметнай птушкай твайго гаю,-
Абы з табой…Навекi, назаỳжды!
Приложение 2
Информационный час
Цели:
- познакомить с
- воспитывать уважение к государственным традициям;
- обогащать словарный запас детей.
Ход мероприятия
1. Вступительная беседа
– Как называется наше государство?
– Какие национальности людей вы знаете?
– Наша страна - Беларусь.
– Основная часть населения - белорусы. Живут у нас люди и других национальностей - русские, поляки, евреи, но их меньше. Посмотрите на карту. Какие ещё страны видите?
Дети находят на карте названия стран и читают их.
– В России живут русские, в Польше - поляки, в Швеции - шведы и т. д.
– Чем отличаются народы разных стран? (Народы отличаются языком, обычаями, одеждой, внешним видом.)
2.Основная часть
– Сегодня мы поговорим о символах нашей страны. О тех символах, с помощью которых принято представлять нашу страну в мире.
– А как вы
понимаете смысл слова «символ»
(Символ - это то, что служит условным знаком: слова, предметы, действия для обозначения определенных понятий и идей, а также принадлежности чему-либо. Голубь - символ мира).
– Каждая страна имеет свои герб и флаг, к которым люди должны относиться уважительно.
Показ символов независимости разных стран
– Как и все страны, Беларусь имеет свой флаг и герб.
Показ герба и флага РБ
– Что вы видите на гербе нашей страны?
– Государственный герб республики Беларусь содержит зеленый контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа розовыми цветками клевера, слева - голубыми цветками льна.
– Земной шар – знак того, что Республика Беларусь – одно из государств мира. Единение земли и солнца – главный знак жизни.
– Эти изображения на
гербе отражают традиции наших предков,
которые поклонялись богине Земле
и восходящему Солнцу. Символы
Земли и Солнца обозначают также
надежду современных людей на расцвет Беларуси.
Пятиконечная звезда на гербе – знак безопасности,
мужества и высоких помыслов – обозначает
готовность каждого жителя Республики
к защите своей Родины.
– Венок в нашем гербе тоже не случаен, всё в нём символизирует труд и процветание. С древних времен венок использовался как награда победителю.
Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.
– Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.
– Красный цвет с давних времен служит знаком Солнца. Он символизирует родство и братство. Красный цвет связан так же с борьбой за свободу и справедливость. Это знак победы и счастливой жизни.
– Зеленый цвет – цвет добра и мир. Это цвет природы, цвет полей, лесов и лугов. Он всегда означал весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна.
- Белый цвет – цвет свободы. Он перекликается с названием нашей страны – Беларусь, белый цвет означает так же гостеприимность, доброжелательность и мудрость жителей Беларуси.
Страна моя родная, Беларусь,
Пусть над тобой всегда свободно реет
Наш флаг, в котором радостно слились
Цвета, которые нам всех милее.
Зеленый - цвет полей, лугов, лесов,
И красный цвет - цвет жизни и надежды,
И белый цвет, как символ всех веков,
Хранящих в сердце и любовь и верность.
- Гимн – торжественная
песня или ее мелодия,
3. Заключение
– Любить свою Родину – это значит стараться делать всё, чтобы она расцветала и становилась еще лучше. А что для этого можете сделать вы? (Хорошо учиться, исполнять свои обязанности, стараться быть настоящим человеком).
– Верно. Одна из ваших главных обязанностей – это хорошо учиться. Сейчас проведём викторину и проверим, как внимательны вы были и что вы знаете о государственных символах.
Вопросы викторины:
– Наш информационный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.
Список использованной литературы