Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:02, курсовая работа
Цель исследования - раскрыть сущность, содержание и особенности гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
-определить значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности;
-рассмотреть формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности;
- рассмотреть методику гражданско-патриотического воспитания в начальной школе;
- ознакомиться с организацией воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь;
- выявить особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
-использовать наиболее эффективные формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников на уроках «Мая Радзiма Беларусь».
Введение 3
Глава I 6
1.1. Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности 6
1.2. Формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности 13
1.3. Методика гражданско-патриотического воспитания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава II 23
2.1.Организация воспитательной работы по формированию гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь 23
2.2. Особенности гражданско-патриотического воспитания младших школьников 29
2.3.Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников 32
Заключение 36
Приложение 37
Список Использованная литература 47
Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.
Белорусские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.
Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.
Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.
Социально-психологические игры. Назначение этих игр - создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Вечер военной поэзии и песен», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.
Заключение
В данной работе были изучены и проанализированы основные направления гражданско-патриотического воспитания, раскрыта сущность понятий гражданственность и патриотизм, и обозначена тесная взаимосвязь между ними. Также на примерах различных мероприятий, проводимых с целью воспитания гражданско-патриотической культуры личности были изучены основные методики и подходы по ее формированию.
В результате проведения данной работы подтвердилась важность формирования гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы для развития полноценной личности и дальнейшего процветания нашей республики. Патриотизм и гражданственность носят деятельный характер, поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так же различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.
Приложение 1
Проведение тематического урока «Давайце ганарыцца, што мы беларусы»
Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Содержание уроков должно быть направлено на воспитание уважения к национальной культуре и белорусскому народу, к своей родной земле, знаменитым соотечественникам.
В каждом районе нашей страны, в каждом городе, посёлке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны — в этом заключается основной смысл урока «Давайце ганарыцца, што мы беларусы»
Задачи урока: вызвать у детей интерес к родной стране; актуализировать знания учащихся о Беларуси, ее природе, родном языке, знаменитых земляках; воспитывать чувство любви к своей Родине, уважения к ее истории, гордости за достижения современной Беларуси; формировать у школьников стремление быть похожими на лучших представителей белорусского народа.
На уроке рекомендуется использовать изображения Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, картин природы родного края, музыкальные записи народных песен, классических произведений.
Прослушать и прочитать с учащимися гимн, обсудить его текст. Завершить урок можно пением гимна. Хорошо, если все школьники уже хорошо знают, о чем идет речь в нем, и помнят его текст наизусть.
Содержание должно быть отобрано таким образом, чтобы дети почувствовали, что они являются частью народа своей страны, что они — граждане Республики Беларусь, белорусы. Для этого можно начать знакомство детей с малой родины — города (поселка, села), где они живут, и постепенно подвести к пониманию того, что их родной город — часть большой страны, а дети — жители Беларуси, граждане своей страны, которую они должны любить, гордиться ею, вместе с ней переживать горе и радости, стараться сделать ее сильной и богатой.
Работа на уроке может быть построена и в обратном порядке. Начать можно с беседы о богатстве, красоте и неповторимости нашей Республики Беларусь. Затем перейти к своей малой родине. В каждом регионе Беларуси, в каждом городе, поселке есть свои особенности, то неповторимое историко-культурное своеобразие, которое способствует формированию в человеке интереса и глубокой привязанности к малой родине.
Беседа должна сопровождаться показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, фотографий известных людей белорусской земли. Это дает возможность вызвать у детей чувство гордости за свою родную землю, за свой белорусский край. Можно предложить учащимся объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о родной земле. Например: «Береги землю родимую, как мать любимую», «Всякому мила своя сторона» и др.
На уроке возможен небольшой рассказ о земляке — жителе родного города, села, области, страны, прославившем свой край успехами в труде или бою, в науке или искусстве.
Первый урок может быть проведен в классе, на природе, в школьном или городском Музее природы, Музее славы, Музее Великой Отечественной войны. Уместной будет экскурсия по родному городу, его улицам, в том числе по улице, на которой находится школа, значимым местам, являющимся объектами исторического прошлого и настоящего, посетить памятники исторического и культурного наследия.
Достижению наибольшего
эффекта урока будет способство
Урок «Давайце ганарыцца, што мы беларусы» был проведен в СОШ №28, в 4 «Б» классе, по предмету «Мая Радзiма Беларусь».
Тэма ўрока: «Давайце ганарыцца, што мы беларусы»
Форма правядзення: гульня – вiктарына
Мэты: пашырыць веды вучняỳ пра культуру i традыцыi беларускага народа, раслiнны i жывёльны свет, пазнаёмiць з асаблiвасцямi геаграфiчнага становiшча Беларусi; развiваць увагу, мысленне, пазнаваỳчую актыỳнасць; выхоỳваць любоỳ да Радзiмы, беражлiвыя адносiны да прыроды роднага краю.
1.Арганiзацыйны момант
- Кожная краiна,
кожны народ мае свае
Нацыянальная культура ỳключае ỳ сябе мову, гiстарычную спадчыну, традыцыi, фальклор, народныя рамёствы, прафесiйнае i самадзейнае мастацтва.
Давайце адправiмся ỳ падарожжа па нашай краiне.
Мы яшчэ раз прагадаем афiцыйныя сiмвалы нашай краiны, а таксама i тое, што не афiцыйна з’яỳляецца вiзiтнай карткай Беларусi, яшчэ раз успомнiм жыхароỳ нашых лясоỳ i рэк, паỳдзельнiчаем у розных конкурсах i вiктарынах.
2.Афiцыйная сiмволiка РБ.
- Афiцыйнымi сiмваламi любой краiны з’яỳляюцца Дзяржаỳны герб, Дзяржаỳны гiмн, Дзяржаỳны сцяг, якiя аб’ядноỳваюць усiх жыхароỳ гэтай краiны. Натуральна, ёсць яны i ỳ нас. Дзяржаỳны герб, гiмн, сцяг – гэта твар нашай дзяржавы, якi адрознiвае яе ад другiх краiн свету.
Дзяржаỳны герб i сцяг РБ былi зацверджаны на рэспублiканскiм рэферэндуме 14 мая 1995 года. Другая нядзеля мая – Дзень Дзяржаỳнага герба i Дзяржаỳнага сцяга РБ.
Дзяржаỳны гiмн РБ быỳ зацверджаны Указам Прэзiдэнта РБ 2 лiпеня 2002 года на падставе вынiкаỳ грамадскага абмеркавання i ỳлiку прапаноỳ камiсii па правядзеннi конкурса на стварэнне тэксту i музiкi гiмна.
Давайце разам яшчэ рах праслухаем i праспяваем гiмн. Калi выконваецца гiмн, абавязкова трэба падымацца.
Гучыць Гiмн РБ.
- А цi добра вы ведаеце сiмволiку нашай дзяржавы?
Вiктарына «Сiмволiка»
Што сiмвалiзуе сцяг, герб, гiмн?
Колькi колераỳ мае сцяг РБ?
Якiмi кветкамi пераплецены герб? (з аднаго боку – клевер, з другога – лён)
3.Неафiцыйныя сiмвалы беларускага краю
- Як вы думаеце, цi ёсць яшчэ што-небудзь, што асацыюецца з нашай краiнай?
- Безумоỳна, ёсць. I гэта мы называем неафiцыйнымi сiмваламi беларускага краю.
Нацыянальная птушка Беларусi
Якая птушка стала сiмвалам беларускага краю? (бусел)
Як вы лiчыце, чаму менавiта бусел займае гэта ганаровае месца? (бусел – белая птушка Белай Русi)
Вы ведаеце, што буслы зiмуюць у Афрыцы i з-за доỳгай дарогi доỳгi час не бываюць у нашых краях. Чаму ж радзiмай буслоỳ усё-такi лiчыцца Беларусь? (яны заỳсёды вяртаюцца да дня вясенняга раỳнадзенства ỳ свае гнёзды)
Конкурс «Адгадай птушку»
- А зараз давайце праверым, цi добра вы ведаеце нашых беларускi птушак.
Дзецям паказваюцца выявы птушак, што жывуць у беларускiх лясах (сава, шпак, дзяцел i г. д.) а яны павiнны iх пазнаць i назваць.
Нацыянальнае адзенне беларусаỳ
Важным сiмвалам кожнага народа з’яỳляецца нацыянальнае адзенне. Па арнаменце, фасоне, дэталях можна даведацца, з якой мясцовасцi чалавек. Так, ранней на Беларусi ỳсе заỳсёды насiлi паясы. Калi б чалавек з’явiỳся на вулiцы без пояса, гэта б выклiкала здзiỳленне. Поясам перавязвалi першы сноп ураджаю. З паясамi звязаны народныя прыкметы i павер’i, варажба.
Вельмi прагожыя
жаночыя беларускiя
Нацыянальная кухня беларусаỳ
- Вы калi-небудзь задумвалiся над тым, для чаго людзi ходзяць у госцi?
- З даỳняга часу людзi хадзiлi адзiн да аднаго, дзялiлiся горам i радасцю, сустракалiся i гаварылi кожны аб свам, успамiналi тое, што было, i марылi пра тое, што будзе.
Пра беларусаỳ заỳсёды казалi, што iх адметнай рысай з’яỳляецца гасцiннасць. Паслухайце, калi ласка, адну гiсторыю i адкажыце на пытанне: якi самы галоỳны прадукт харчавання на стале ỳкожнаг беларуса?
Настаỳнiк чытае прытчу «Хлеб»
Была нядзеля. Гаспадыня накрыла святочны стол. Чаго толькi на iм не было: i грэцкая каша, i салата, i смажанае мяса, i нават фаршыраваны шчупак. Усе стравы атрымалiся вельмi смачныя. Але не паспела гаспадыня выйсцi, як яны заспрачалiся памiж сабою, якая з iх самая галоỳная. Кожная была ỳпэỳнена, што яна найважнейшая. Як тут быць?
- А давайце дамовiмся, - прапанавалi агуркi, - каго першага возьмуць у рукi, той i галоỳны.
На тым i пагадзiлiся.
Гаспадыня запрасiла гасцей да стала. Калi ỳсе паселi, саамы стары i паважаны дзед агледзеỳ стол i запытаỳся, цi ỳ кожнага ỳсё ёсць. Потым яшчэ раз зiрнуỳ на стол i хiтравата ỳсмiхнуỳся: