Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, курсовая работа
В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
Разобраться в сущности патриотического воспитания
Описать опыт патриотического воспитания
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания …………… 5
1. Сущность патриотического воспитания …………………………….. 5
2. Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников ………………………………………………...... 12
3. Психологическая характеристика старших дошкольников …….... 18
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников ….. 23
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании ……………………….... 23
2.2 Праздник как средство патриотического воспитания старших дошкольников ……………………………………………………………..…. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………..… 31
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Исторический
опыт становления и развития нашего
Отечества указывает на то, что
важнейшим средством
Вопросы патриотического
Патриотизм — это синтез духовно-нравственных, гражданских, и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. [3].
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, это залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.
В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.
Понятие «патриотизм» в различные периоды развития общества учеными трактовался по-разному. Патриотизм рассматривался как нравственный и политический принцип (М.И.Бабинов, И.В.Блауберг, И.Ф.Гончаров, В.И.Курков и другие); как высшее социальное и моральное чувство (Н.И.Матюшкин, М.В.Митин, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова); как социальная и нравственная ценность, сложное нравственное качество (Т.А. Ильина, Т.Н.Мальковская, Ю.П.Сокольников и другие) [27].
В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». [23].
Более
развернутое определение
О роли и значении патриотизма личности писал еще К.Д.Ушинский, который считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [33].
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник" [10].
По мнению Л.С. Выготского, патриотизм включает в себя:
Более
современные понятия «
В наши дни смысловое содержание патриотизма отражается в любви к Отечеству как сообществу граждан одного государства, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности.
Истинный
патриот выступает за тех и
за то, что укрепляет и развивает
его родину и против тех и того,
кто и что ее разрушает, наносит
ей тот или иной ущерб. Настоящий
патриот уважает жителей любой
другой территории и не будет вредить
там. У себя на Родине он совместно
с другими согражданами-
Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число не патриотов и лжепатриотов.
Содержанием патриотизма является любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать ее. Его элементами являются привязанность к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа; характеристики политической и социокультурной среды. Содержание патриотизма отражает развитие национального самосознания, взаимосвязь патриотизма и интернационализма выражается в уважении к другим народам, их обычаям и культуре, толерантности и нетерпимости к национальной дискриминации.
Компонентами содержания патриотизма являются:
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [12].
Следовательно, задачами патриотического воспитания являются:
В
условиях социальной нестабильности и
отсутствия действенных идеологических
установок оказалось весьма сложным
разработать концепцию, которая
бы позволила педагогам
Характеризуя
создавшееся в стране положение,
В.В.Путин говорил о том, что
даже само слово "патриотизм" "подчас
используется в ироническом или
даже ругательном смысле. Однако для
большинства россиян оно
Проблемы
патриотического воспитания личности
нашли отражение в нормативных
документах Министерства образования
РФ: государственной программе «
Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.