Патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
Разобраться в сущности патриотического воспитания
Описать опыт патриотического воспитания

Оглавление

Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания …………… 5
1. Сущность патриотического воспитания …………………………….. 5
2. Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников ………………………………………………...... 12
3. Психологическая характеристика старших дошкольников …….... 18
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников ….. 23
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании ……………………….... 23
2.2 Праздник как средство патриотического воспитания старших дошкольников ……………………………………………………………..…. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………..… 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.59 Кб (Скачать)

  Введение 

  Патриотическое  воспитание подрастающего поколения  всегда являлось одной из важнейших  задач, ведь детство и юность —  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

  Исторический  опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что  важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной  Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

    Вопросы патриотического воспитания  подрастающего поколения рассматриваются  в немалом количестве пособий,  методических разработок, научных  работах  педагогов. В этом  направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова,  Н.К.Беспятова, Т.А.Орешкина и другие [6].

  Патриотизм  — это синтез духовно-нравственных, гражданских, и мировоззренческих  качеств личности, которые проявляются  в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и  приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. [3].

  Патриотическое  воспитание подрастающего поколения  – одна из  самых актуальных задач  нашего времени. Огромные изменения  произошли в нашей стране за последние  годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления  о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей  к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.   

  Именно  нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов  общественного сознания, именно в  этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности  поколений, это залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

  В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
  2. Разобраться в сущности патриотического воспитания
  3. Описать опыт патриотического воспитания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1.Теоретические основы патриотического  воспитания

    1. Сущность патриотического воспитания
 

  Патриотизм  как качество личности проявляется  в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает  чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено  национализму и шовинизму. В патриотизме  заложена идея уважения и любви к  своей Родине, соотечественникам; в  интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

  Понятие «патриотизм» в различные периоды  развития общества учеными трактовался  по-разному. Патриотизм рассматривался как нравственный и политический принцип (М.И.Бабинов, И.В.Блауберг, И.Ф.Гончаров, В.И.Курков и другие); как высшее социальное и моральное чувство (Н.И.Матюшкин, М.В.Митин, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова); как  социальная и нравственная ценность, сложное нравственное качество (Т.А. Ильина, Т.Н.Мальковская, Ю.П.Сокольников и другие) [27].

  В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм  – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». [23].

  Более развернутое определение находим  в педагогическом энциклопедическом  словаре: «Патриотизм – любовь к  отечеству, к родной земле, к своей  культурной среде. С этими естественными  основаниями патриотизма как  природного чувства соединяется  его нравственное значение как обязанности  и добродетели. Ясное сознание своих  обязанностей по отношению к отечеству  и верное их исполнение образуют добродетель  патриотизма…»[28].

  О роли и значении патриотизма личности писал еще К.Д.Ушинский, который  считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [33].

  По  определению одного из глубочайших  знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В  другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник" [10].

  По  мнению Л.С.  Выготского, патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [8].
 

  Более современные понятия «патриотизма»  связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней  среды в месте рождения данного  индивида, его воспитания, детских  и юношеских впечатлений, становления  его как личности. Вместе с тем  организм каждого человека, как и  организмы его соотечественников, сотнями и тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

  В наши дни смысловое содержание патриотизма  отражается в любви к Отечеству  как сообществу граждан одного государства, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности.

  Истинный  патриот выступает за тех и  за то, что укрепляет и развивает  его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит  ей тот или иной ущерб. Настоящий  патриот уважает жителей любой  другой территории и не будет вредить  там. У себя на Родине он совместно  с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит  ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем  или дефектами сознания, или вообще враги Родины. В этой связи очень  легко понять, насколько не патриотичными  являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной  партии на членов другой, болельщиков  одной футбольной команды на болельщиков  другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных  форм не патриотизма в России.

  Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым  и массовым. Поэтому разъяснение  его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют  их здоровое чувство патриотизма, в  то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская  отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические  и прочие отклонения множат число  не патриотов и лжепатриотов.

  Содержанием патриотизма является любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать ее. Его элементами являются привязанность к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа; характеристики политической и социокультурной среды. Содержание патриотизма отражает развитие национального самосознания, взаимосвязь патриотизма и интернационализма выражается в уважении к другим народам, их обычаям и культуре, толерантности и нетерпимости к национальной дискриминации.

  Компонентами  содержания патриотизма являются:

  • любовь к Родине, к родным местам, родному языку;
  • уважение к прошлому своего народа и Родины, историческая память;
  • понимание задач, стоящих перед страной и готовность к активному участию в их разрешении;
  • понимание и готовность к исполнению своего патриотического долга;
  • уважение к другим народам, их обычаям и культуре, готовность к диалогу культур, к межнациональному взаимодействию [27].

    Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [12].

  Следовательно,  задачами патриотического воспитания являются:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
  • привлечение традиционных для России религиозных концессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [27].
 

  В условиях социальной нестабильности и  отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным  разработать концепцию, которая  бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать. В результате распространение получили различные  воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка с  неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм", "сионизм", "антисемитизм", "космополитизм" и т.д. В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового — российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

  Характеризуя  создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорил о том, что  даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или  даже ругательном смысле. Однако для  большинства россиян оно сохранило  свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим  Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда  эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные  с ним национальную гордость и  достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [30].

  Проблемы  патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных  документах Министерства образования  РФ: государственной программе «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации  на 2006-2010 годы»  (от 11.06.2005г. №422), а  также подпрограмме МО РФ «Формирование  условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного  воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной  целевой программы «Молодежь  России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического  воспитания, цели и задачи, система  программных мероприятий, механизмы  реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми [9].

  Для России, одной из крупнейших многонациональных  и многоконфессиональных стран  мира, важнейшая цель воспитания и  образования — это формирование у своих граждан российского  патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников