Патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
Разобраться в сущности патриотического воспитания
Описать опыт патриотического воспитания

Оглавление

Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания …………… 5
1. Сущность патриотического воспитания …………………………….. 5
2. Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников ………………………………………………...... 12
3. Психологическая характеристика старших дошкольников …….... 18
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников ….. 23
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании ……………………….... 23
2.2 Праздник как средство патриотического воспитания старших дошкольников ……………………………………………………………..…. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………..… 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.59 Кб (Скачать)

  В педагогической науке разработаны  принципы патриотического воспитания. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

  При решении воспитательных задач педагог  руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу  самого воспитания, так и различные  обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

  Педагоги, руководствуясь принципами патриотического  воспитания, призваны содействовать  укреплению дружеских взаимоотношений  народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского  патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

  Принципы  патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и  задач воспитания, воплощают в  педагогическую практику содержание образования  и воспитания при обязательном условии  общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому  воспитанию. К их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; 
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; 
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • координация взаимодействия общеобразовательных учреждений, семьи и общественности в системе патриотического воспитания [12].

  Таким образом, мы изучили литературу по проблеме, разобрались в сущности патриотического  воспитания, сделали вывод, что вопросом патриотического воспитания подрастающего  поколения занимаются многие педагоги, ученые. 

  Итак, патриотизм — это синтез духовно-нравственных, гражданских, и мировоззренческих  качеств личности, которые проявляются  в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и  приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [3]. 

  1.2 Формы и методы патриотического  воспитания

  старших дошкольников 

  Формы организации и методы воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

  В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных  форм по воспитанию у детей патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.И. Лутовинов и др.

  Основными формами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются занятия, экскурсии, целевые  прогулки, игры-занятия. Экскурсии и  целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с  родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно  знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений  у ребят впоследствии легче формируются  знания о республике и стране [34].

  Основной  формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую  мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе  раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ  в иллюстрациях, спросить у родителей  и т.д.

  Лучше всего занятия и беседы проводить  в «Музее старины», где воссоздан  быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья  дров, образцы льна и шерсти, вышитые  салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые  можно потрогать своими руками.

  Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться  различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

  Одна  из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок позволяет объединить детей  разного возраста общими чувствами, переживаниями. При этом старшие  дети, как правило, делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые  как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества [22].

  Такие формы работы как экскурсии, сотрудничество с музеями и библиотеками –  очень важны и действенны при  знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя  тематический план, необходимо ориентироваться  на программы, предлагаемые музеями. Экскурсии  помогают дошкольникам познать красоту  родной природы, многообразие животного  мира, традиции. Посмотрев ту или  иную экспозицию, дети делятся впечатлениями  друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного  отношения к родному краю. Экскурсии  в библиотеку помогают соприкоснуться с миром духовной культуры, ощутить  и понять многообразие и бесценное  богатство, оставленное нам в  наследство многими поколениями  наших писателей, художников, актёров, полководцев. Очень нравятся детям  целевые прогулки по городу, где  они знакомятся с архитектурными памятниками и достопримечательностями  нашего города [24].

  Нельзя  обойти стороной игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, в ней развиваются все познавательные процессы. Использовать можно и нужно  различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Особенно интересными и  полезными становятся игры, разработанные  по определённой теме. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам  нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок. 
Каждая изученная тема может заканчиваться творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк» [15].

  Метод воспитания – это способы воздействия  на сознание, волю, чувства, поведение  воспитанников с целью выработки  у них заданных целью воспитания качеств (Подласый И.П.).

  Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или  неэффективным без учета тех  условий, в которых он применяется. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а  выбрать наилучший – оптимальный.

  И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

  - методы формирования сознания (рассказ,  объяснение, разъяснение, лекция, этическая  беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

  - методы организации деятельности  и формирования опыта поведения  (упражнение, поручение, воспитывающие  ситуации);

  - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). 

  Рассказ воспитателя - это один из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной  беседе. При подготовке к занятиям и беседам по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, самым  сложным явилось составление  педагогами рассказов для дошкольников. В связи с этим были разработаны  рекомендации по их составлению:

  1. Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
  2. Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.
  3. Детям дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.
  4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями [16].

  Эффективность беседы как метода зависит от предварительной  подготовки детей.

  Беседа  — это итог проведенной с детьми работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей  представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят  конкретные представления.

  Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую  цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие  существенные связи для обобщения  и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам  необходимо подвести детей в итоге  беседы.

  Необходимо  также использовать разнообразный  наглядный материал, который поможет  детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезны загадки, стихотворения. Это  вызовет у детей эмоциональное  отношение к обсуждаемому материалу.

  Беседа  используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного  возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части  направлены на припоминание знаний, в  старшей и подготовительной к  школе группах — на обобщение  и систематизацию имеющихся знаний [14].

  Метод приучения ребенка - основной смысл  его заключается в том, что  детей систематически в самых  разных ситуациях побуждают поступать  в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

  Упражнение  предполагает включение детей в  разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми  в естественных жизненных ситуациях  и в специально создаваемых, стимулирующих  дошкольников к таким поступкам [4].

  В педагогической практике довольно широко применяются методы поощрения и  наказания, и чаще всего в повседневном общении воспитателя с детьми. Они могут иметь положительное  воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать роль этих методов  было бы неверно.

  В поощрениях и наказаниях чаще всего  фиксируется результат воспитанности. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого  одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться  непременно с учетом того, какое  значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для  других. Степень поощрения, его частота  должны соотноситься со стремлением  и старанием ребенка поступать  хорошо. Очень важно замечать и  малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать  лучше. Не следует захваливать одних  и тех же детей. В старших группах  вопрос о достижениях отдельных  ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем  поощрять ребенка, нужно подумать, в  какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его  возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного  поступка.

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников