Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, курсовая работа
В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
Разобраться в сущности патриотического воспитания
Описать опыт патриотического воспитания
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания …………… 5
1. Сущность патриотического воспитания …………………………….. 5
2. Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников ………………………………………………...... 12
3. Психологическая характеристика старших дошкольников …….... 18
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников ….. 23
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании ……………………….... 23
2.2 Праздник как средство патриотического воспитания старших дошкольников ……………………………………………………………..…. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………..… 31
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия, В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без наказаний при условии учета возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, такой организации педагогического процесса, при которой все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью.
Воспитателю
категорически запрещается
Таким
образом, основными формами
Дошкольное
детство – период от рождения до
поступления в школу –
«Высокий темп психического и личностного развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь», – отмечают психологи. Ребенку дошкольного возраста (раннее дошкольное и дошкольное детство) вообще свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий, что содействует развитию адаптационных форм поведения, психических функций и различных видов деятельности. [20].
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана прежде всего на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста [29].
В
старшем дошкольном возрасте, как
отмечают психологи, появляются новообразования,
свидетельствующие о
Ребёнок
дошкольного возраста отличается большой
эмоциональностью. Чувства господствуют
над всеми сторонами его жизни,
определяют поступки, выступают в
качестве мотивов поведения, выражают
отношение ребёнка к
Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни [20].
Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности [32].
Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которое составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.
Вместе
с тем психологи утверждают, что
нравственные чувства не могут возникнуть
путём естественного
Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого акта.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого.
Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.
У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам [32].
У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников.
К
старшему дошкольному возрасту у
ребят увеличивается общая
В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой [20].
Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих.
Таким
образом, дошкольный возраст является
периодом активного усвоения социальных
норм, возрастные и психологические особенности
детей этого возраста имеют большое значение
для воспитания начал патриотизма, поскольку
появление социальных мотивов деятельности
является основой формирования нравственных
качеств личности, приводит к изменению
содержания чувств.
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании
Беседы воспитателя на этические темы относятся методам, направленным на формирование у дошкольников представлений, суждений, оценок.
О своем опыте патриотического воспитания пишет воспитатель детского сада № 17 г. Самары Стрельникова М.М. При подготовке к беседам по патриотическому воспитанию педагог использует такие книги как Белоусова JI. Е. Навстречу Дню Победы, Казаков, А.П. Детям о Великой Победе и т.д.
Стрельникова М.М. проводит беседы-рассказы, каждая из которых раскрывает отдельную веху в истории войны. Кроме этих бесед воспитатель рекомендует проводить и дополнительную работу. В нее можно включить чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен военных лет, коллективные экскурсии в музеи (на выставки, посвященные войне), к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославивших родной край.
Темой одной из таких бесед стала: «Солдаты идут в бой». Педагог предлагает детям объяснить значения таких слов: подвиг, героический поступок. Дети высказывают свои предположения.
Затем Стрельникова М.М. говорит о том, что героический поступок, подвиг — это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
«Во
время войны против фашистов русские
солдаты проявляли чудеса героизма.
Они не хотели, чтобы страна, в
которой они родились, где живут
их родные и близкие, где растут их
дети — их Родина, находилась в рабстве
у жестоких захватчиков — фашистов.
Они видели разрушенные города и
деревни и тысячи женщин и детей,
расстрелянных не знающими жалости
гитлеровскими солдатами. Они понимали,
что среди жертв могут
Со
всей ненавистью и яростью, накопленной
в сердцах, бросались русские
воины в суровый бой с
Предлагает детям рассмотреть картину, на которой изображены солдаты в бою (рис из книги). Спрашивает: Кого вы на ней видите?
Дети говорят о том, что изображено на картине (Солдаты, воины, защитники Родины, Отечества).
Педагог предлагает детям ответить на такие вопросы:
Дети высказывают свои предположения.
«Конечно, русские солдаты — не роботы, выполняющие приказы, а обычные люди со своими переживаниями и сомнениями. И конечно им бывает страшно.
Страшно становиться бездвижным телом с пустым взглядом, устремленным в пасмурное небо. Страшно идти в бой, потому что знаешь, что можешь погибнуть. Но в подобные минуты слабости, собрав волю в кулак и подбодрив себя словом о Родине, бойцы продолжали наступление, зная, что для многих оно станет последним».
На этом этапе беседы педагог предлагает детям вспомнить пословицы о Родине, об армии, о подвигах, о славе. При необходимости дополняет детей своими вариантами.
В заключение беседы педагог рассказывает о том, что на полях сражений во время Великой Отечественной войны погибло много русских солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Наш народ чтит память героев, погибших в боях нашей армии против фашистов. Почти в каждом городе нашей бескрайней Родины есть место, где в честь героического подвига русского народа установлен памятник или обелиск (приводит примеры). Рассказывает о «вечном» огне, который не гаснет ни днем, ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую сильную метель.