Патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
Разобраться в сущности патриотического воспитания
Описать опыт патриотического воспитания

Оглавление

Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания …………… 5
1. Сущность патриотического воспитания …………………………….. 5
2. Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников ………………………………………………...... 12
3. Психологическая характеристика старших дошкольников …….... 18
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников ….. 23
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании ……………………….... 23
2.2 Праздник как средство патриотического воспитания старших дошкольников ……………………………………………………………..…. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………..… 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.59 Кб (Скачать)

  Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия, В воспитании детей дошкольного возраста можно  обойтись без наказаний при условии  учета возрастных особенностей детей, вдумчивого отношения к их индивидуальным особенностям, такой организации  педагогического процесса, при которой  все дети заняты содержательной, нравственно  направленной деятельностью.

  Воспитателю категорически запрещается использовать в качестве наказаний какие бы то ни было меры физического воздействия, давать резко отрицательные характеристики и применять наказания, унижающие  ребенка. [4].

  Таким образом, основными формами патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста являются: занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия; методами: рассказ, беседа, упражнение, поручение и т.д. Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих. 
 

  
    1. Психологическая характеристика старших дошкольников
 

  Дошкольное  детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего  мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение  всей последующей жизни, качеств  и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды  младенчества (от 0 до 1 года) и раннего  детства (от 1 года до 3 лет). [20].

  «Высокий  темп психического и личностного  развития ребенка-дошкольника, его  открытость миру и новому опыту создают  благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь», – отмечают психологи. Ребенку дошкольного возраста (раннее дошкольное и дошкольное детство) вообще свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий, что содействует развитию адаптационных форм поведения, психических функций и различных видов деятельности. [20].

  Правильная  организация работы по патриотическому  воспитанию старших дошкольников основана прежде всего на знании возрастных возможностей и психологических  особенностей детей этого возраста [29].

  В старшем дошкольном возрасте, как  отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности  и необходимости осуществления  специальной работы по патриотическому  воспитанию детей. К ним относят  прежде всего формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины  и устойчивости эмоциональных переживаний.

  Ребёнок дошкольного возраста отличается большой  эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в  качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

  Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей  этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального  начала в чувствах, формированию правильного  отношения к фактам окружающей жизни [20].

  Важное  значение в процессе формирования у  дошкольников любви к Родине имеет  тот факт, что эмоциональные переживания  детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и  устойчивый характер. Ребята этого  возраста способны проявить заботу о  близких людях и сверстниках.

  В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения  взрослых к действительности. От богатства  проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности [32].

  Психологи подчёркивают важность возникновения  ростков патриотизма, которое составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал  чувство жалости к другому  человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения  с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «фонд эмоциональных  переживаний», который будет иметь  громадное значение для его дальнейшего  развития. Тем самым будут «проторены пути для ассоциаций эмоционального характера», а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

  Вместе  с тем психологи утверждают, что  нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и  методов воспитания, от условий, в  которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо  богаче, разнообразнее и проявляются  они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания [35].

  Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках  и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в  деятельности, становятся побудительной  силой поведенческого акта.

  В старшем дошкольном возрасте значительно  расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что  связано с их возросшими возможностями  в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки  непосредственно  воспринимаемого.

  Однако  самостоятельно ребёнок дошкольного  возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

  У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и  простейшие нравственные понятия, а  также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке  знаний по определённым признакам [32].

  У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед  собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства  к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют  детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.

  У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного  отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому  способствует увеличение объёма представлений  и понятий об окружающем мире у  дошкольников.

  К старшему дошкольному возрасту у  ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается  способность управлять своим  поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям.

  В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого  слова отношения к Родине, проявляющиеся  в умении заботиться о родных и  близких людях, делать нужное для  других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к  порученному делу, бережно обращаться с природой [20].

  Одной из существенных особенностей детей  старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка  появляется соподчинение мотивов и  на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для  окружающих.

  Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм, возрастные и психологические особенности детей этого возраста имеют большое значение для воспитания начал патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

  2.1 Роль беседы в патриотическом  воспитании

  Беседы  воспитателя на этические темы относятся  методам, направленным на формирование у дошкольников представлений, суждений, оценок.

  О своем опыте патриотического  воспитания пишет воспитатель детского сада № 17 г. Самары Стрельникова М.М. При  подготовке к беседам по патриотическому  воспитанию педагог использует такие  книги как Белоусова JI. Е. Навстречу Дню Победы, Казаков, А.П. Детям о Великой Победе и т.д.

  Стрельникова  М.М. проводит беседы-рассказы, каждая из которых раскрывает отдельную  веху в истории войны. Кроме этих бесед воспитатель рекомендует  проводить и дополнительную работу. В нее можно включить чтение художественной литературы, заучивание стихотворений  и песен военных лет, коллективные экскурсии в музеи (на выставки, посвященные  войне), к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославивших родной край.

  Темой одной из таких бесед стала: «Солдаты идут в бой». Педагог предлагает детям объяснить значения таких слов: подвиг, героический поступок. Дети высказывают свои предположения.

  Затем Стрельникова М.М. говорит о том, что героический поступок, подвиг — это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.

  «Во время войны против фашистов русские  солдаты проявляли чудеса героизма. Они не хотели, чтобы страна, в  которой они родились, где живут  их родные и близкие, где растут их дети — их Родина, находилась в рабстве  у жестоких захватчиков — фашистов. Они видели разрушенные города и  деревни и тысячи женщин и детей, расстрелянных не знающими жалости  гитлеровскими солдатами. Они понимали, что среди жертв могут оказаться  и их жены и дети.

  Со  всей ненавистью и яростью, накопленной  в сердцах, бросались русские  воины в суровый бой с фашистской армией, кидались в одиночку против танков, зная, что наверняка не вернутся из этого боя. В этот момент они  не думали о себе, они вспоминали о тех, кто остался там, в далеких  и близких российских городах, о  тех, кто верит в них и надеется на скорую победу. И техника отступала  перед решимостью и героическим  патриотизмом этих людей».

  Предлагает  детям рассмотреть картину, на которой  изображены солдаты в бою (рис  из книги). Спрашивает: Кого вы на ней  видите?

  Дети  говорят о том, что изображено на картине (Солдаты, воины, защитники Родины, Отечества).

  Педагог предлагает детям ответить на такие  вопросы:

  1. Как вы думаете, куда они идут?
  2. Какой им предстоит бой?
  3. Какие лица у солдат?
  4. Боялись ли эти солдаты смерти, готовы ли они пожертвовать своей жизнью? Почему они это делали? Как бы вы назвали эту картину?

  Дети  высказывают свои предположения.

  «Конечно, русские солдаты — не роботы, выполняющие приказы, а обычные люди со своими переживаниями и сомнениями. И конечно им бывает страшно.

  Страшно становиться бездвижным телом с  пустым взглядом, устремленным в пасмурное  небо. Страшно идти в бой, потому что знаешь, что можешь погибнуть. Но в подобные минуты слабости, собрав волю в кулак и подбодрив себя словом о Родине, бойцы продолжали наступление, зная, что для многих оно станет последним».

  На  этом этапе беседы педагог предлагает детям вспомнить пословицы о  Родине, об армии, о подвигах, о славе. При необходимости дополняет  детей своими вариантами.

  В заключение беседы педагог рассказывает о том, что на полях сражений во время Великой Отечественной  войны погибло много русских  солдат и офицеров. Имена многих из них до сих пор неизвестны. Наш народ чтит память героев, погибших в боях нашей армии против фашистов. Почти в каждом городе нашей бескрайней Родины есть место, где в честь  героического подвига русского народа установлен памятник или обелиск (приводит примеры). Рассказывает о «вечном» огне, который не гаснет ни днем, ни ночью, ни в проливной дождь, ни в самую  сильную метель.

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников