Патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе мы ставим задачи:
Изучить литературу по проблеме патриотического воспитания
Разобраться в сущности патриотического воспитания
Описать опыт патриотического воспитания

Оглавление

Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания …………… 5
1. Сущность патриотического воспитания …………………………….. 5
2. Формы и методы патриотического воспитания
старших дошкольников ………………………………………………...... 12
3. Психологическая характеристика старших дошкольников …….... 18
Глава 2. Опыт патриотического воспитания старших дошкольников ….. 23
2.1 Роль беседы в патриотическом воспитании ……………………….... 23
2.2 Праздник как средство патриотического воспитания старших дошкольников ……………………………………………………………..…. 26
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ……………………………………..… 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.59 Кб (Скачать)
tify">  Задает  вопрос: «Ребята, кто из вас был  у памятников, посвященных Великой  Отечественной войне?». Предлагает рассказать детям об этом.

  Итогом  беседы становится предложение педагога детям нарисовать рисунки на тему: «Мой прадедушка — ветеран Великой  Отечественной войны».

  С помощью этой беседы были решены такие  задачи как: формирование у детей  патриотических чувств и представления  о героизме, воспитание любви и  уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов, воспитание в детях таких  нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую  Отечественную войну или погибших на полях сражений и т.п.

  Дети  узнали о том, что такое героический  подвиг, какие подвиги совершали  русские солдаты в ВОВ, вспомнили пословицы о Родине [15].

  Таким образом, познакомившись с опытом работы воспитателя детского сада № 17 г. Самары Стрельниковой М.М., можно сделать  вывод, что она проводит большую  работу по формированию у детей патриотических чувств, знакомит детей с историей России, развивает любознательность, расширяет кругозор детей. Такие  беседы закладывают в детские  души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества, воспитывают желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

  2.2 Праздник как средство патриотического  воспитания старших дошкольников 

  В течение последних лет Белявцева Л. В., воспитатель МДОУ Детский сад №22 г. Старый Оскол проводит работу с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию любви к родному городу.

  Основной  идеей ее работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Старого Оскола, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

  Воспитателем  были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, составлен тематический перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста, план мероприятий с родителями.

  Работа  с детьми включала в себя: экскурсии, путешествия по родному городу на занятиях, игры для закрепления знаний и впечатлений, беседы на этические  темы, праздники.

  Приведем  пример одного из праздников, проведенных  Белявцева Л. В., на тему: «Город, в котором мы живём».

  Звучит  в записи песня «Старый Оскол». Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы оправляемся путешествие  по родному городу».

    Предлагает детям придумать названия  своим командам и выбрать капитанов.

    «Наш конкурс называется  «Знатоки  родного города». У каждого  города, как и каждого человека, свой возраст. Старому Осколу  этой осенью исполнится 410 лет.  Да, наш город древний, но это  не мешает, ему расти и процветать. С уверенностью можно сказать,  что размашисто шагает в будущее  наш молодой Старый Оскол. Чтобы   любить свой город, надо, прежде  всего, знать его. Сегодня командам  нужно будет ответить на разные  вопросы о родном городе и  выполнить самые разные задания.  Чья команда наберёт больше жетонов, та и будет победителем».

  Воспитатель предлагает детям выполнить ряд  заданий:

  1. «Расставь картинки по порядку» (герб Старый Оскола, герб Белгорода, герб России, планета Земля, Солнечная система)
  2. «Сложи герб по памяти»                                                               
  3. «Назови одним словом»                                                                           

  1 команда:                                                                                                                                       

            а) пищаль, волконейка, боевой топор,  копье – оружие                                                

            б) крынка, горшок, кувшин – глиняная  посуда                                                                

  2 команда:                                                                                                                              

            а) зипун, понёва, кафтан, душегрея  – одежда                                                             

            б) коврига, каравай, колядки  – изделия из теста                                                                       

  4. «Народное творчество». Детям  предлагается рассказать, как называется  изделие, из чего и как сделано,  кто мастер.

  1. команда: Глиняные игрушки сестёр Гончаровых                                                                   
  2. команда:   Глиняные игрушки Е. Пырьевой 
  3. «Кто больше назовёт предприятий города и соответственно продукцию, которую они выпускают» (побеждает та команда, которая называет последней)                                                                                                         
  4. «Из какой части города эти изображения».                                  

  1 команда: Дворец водного спорта, Театр, Памятник Пушкину

  2 команда: Автовокзал, Памятный знак  «Скорбящая», Краеведческий музей

  1. «Физминутка» («Перетяни канат», «Кольцеброс»)
  2. «Конкурс капитанов».  Перед капитанами макет микрорайона Жукова. Капитаны получают по маленькой фигурке человечка. Они должны поставить фигурки туда, куда скажет воспитатель. Называются различные объекты микрорайона: библиотека, памятник Жукова, школа, кинотеатр «Быль», детский парк, детский сад…
  3. «Выберете и назовите место, где с удовольствием могут отдохнуть жители  и гости нашего города. Попробуйте доказать это». На стенде различные иллюстрации и фотографии с местами отдыха.  
  4. «Сделай город лучше». Представьте себе, что каждый из вас превратился в мэра города.  Чтобы каждый из вас, как мэр,  сделал для улучшения жизни жителей города. Принимаются и реальные и фантастические ответы.
  5. «Подбери ассоциации к выражению: город  Старый Оскол»

  Подведение  итогов: вручение медалей и календариков с видами города.

  Под звучание песни «С чего начинается Родина» все дети берутся за руки.

  Воспитатель обращается к детям:  Мне хотелось бы ребята, чтобы в вашем сердце загорелся маленький огонёк большой  любви к родному городу. Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы будете любить свой город, не забывать своих  родителей и друзей.

  На  этом празднике решались такие задачи как: систематизировать знания детей  о родном городе, развивать мышление, фантазию, воспитывать чувства коллективизма  и  патриотизма, активную гражданскую  позицию, развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к своей  малой родине [24].

  Таким образом, познакомившись с опытом работы Белявцевой Л. В., можно сказать, что в процессе ее работы, дети знакомятся с родным городом, его достопримечательностями, учатся осознавать себя живущим в определенный временной период, знакомятся с культурным наследием Старого Оскола, у них формируется интерес к настоящему и прошлому Старого Оскола, умение видеть историю вокруг себя. 
 
 
 

  Заключение

  Ознакомление  с методической и психолого-педагогической литературой по изучаемой проблеме, а также знакомство с опытом по патриотическому воспитанию позволяют  сформулировать следующие выводы:

  1. Проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.
  2. Формы организации и методы воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и принимает индивидуальные формы. Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
  3. Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования патриотического воспитания. У старших дошкольников появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родном городе относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города.
  4. Воспитатели ДОУ ведут активную работу по патриотическому воспитанию, используют разнообразные методы, средства, формы работы с детьми. В результате их деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, защитников нашей Родины.

  Воспитать патриота своей Родины – ответственная  и сложная задача, решение которой  в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств  воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию [21]. Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.

  Но  если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена  кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять  интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы: 

  
  1. Толковый  словарь русского языка, Ю.П.Ожегов, Н. Ю.Шведова,-    2000 г.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 г.
  3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-3-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2006 г.
  4. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003г.
  5. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации /Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006 г.
  6. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004г.
  7. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. “Родной край.” - М., Просвещение, 1990 г.
  8. Выготский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С  Выготский Пед. психология. – М.,1991 г.
  9. Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»  (от 11.06.2005г. №422)
  10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., - 1955 г.
  11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2000г.
  12. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 г. -  №8.
  13. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980 г.
  14. Козлова Т.А, Куликова Т.И. «Дошкольная педагогика».- М., 1998 г.
  15. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007 г.
  16. Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004 г.
  17. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. — Л., 1987 г.
  18. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001г.
  19. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. – М., 2004г.
  20. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999 г.
  21. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Дисс. канд. соц. наук. - М, 2004.-243 с.
  22. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003г.
  23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ РАН. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М.: Азбуковник, 1999 г.
  24. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.// Дошкольное воспитание, - №6, 2003 г.
  25. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» /Под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М: АРКТИ, 2004 г.
  26. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.
  27. Педагогика: Учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В.Власюк, и др.; Под ред.проф.В.Г.Рындак. - М.:Высш.шк., 2006 г.
  28. Педагогический энциклопедический словарь. Б.М.Бим-Бад, - 2003 г.
  29. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста/Под ред. Т.С.Комаровой. -М., 1983 г.
  30. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 30.12.1999 г.
  31. Туристско-краеведческие кружки в школе / Под ред. В.В. Титова. М., 1988 г.
  32. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996 г.
  33. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.Т.2. - М., 1990г.
  34. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». – Мн.: народная асвета, 1997 г.
  35. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». – Могилёв, 2000 г.

Информация о работе Патриотическое воспитание дошкольников