tify">
Задает
вопрос: «Ребята, кто из вас был
у памятников, посвященных Великой
Отечественной войне?». Предлагает
рассказать детям об этом.
Итогом
беседы становится предложение педагога
детям нарисовать рисунки на тему:
«Мой прадедушка — ветеран Великой
Отечественной войны».
С
помощью этой беседы были решены такие
задачи как: формирование у детей
патриотических чувств и представления
о героизме, воспитание любви и
уважения к защитникам Родины на основе
ярких впечатлений и исторических
фактов, воспитание в детях таких
нравственные качества, как любовь
к своим близким, чувство гордости
за членов семьи, переживших Великую
Отечественную войну или погибших
на полях сражений и т.п.
Дети
узнали о том, что такое героический
подвиг, какие подвиги совершали
русские солдаты в ВОВ, вспомнили
пословицы о Родине [15].
Таким
образом, познакомившись с опытом работы
воспитателя детского сада № 17 г. Самары
Стрельниковой М.М., можно сделать
вывод, что она проводит большую
работу по формированию у детей патриотических
чувств, знакомит детей с историей
России, развивает любознательность,
расширяет кругозор детей. Такие
беседы закладывают в детские
души уважение к современным российским
воинам, надежным защитникам Отечества,
воспитывают желание, став взрослым,
встать на защиту своей страны, своего
народа.
2.2
Праздник как средство патриотического
воспитания старших дошкольников
В
течение последних лет Белявцева
Л. В., воспитатель МДОУ Детский сад №22
г. Старый Оскол проводит работу с детьми
старшего дошкольного возраста по воспитанию
любви к родному городу.
Основной
идеей ее работы является формирование
у детей старшего дошкольного возраста
системных знаний по истории и культуре
родного города – Старого Оскола, воспитании
чувства любви к своей малой родине, гордости
за нее.
Воспитателем
были проведены анкетирование родителей
и беседы с детьми по выявлению уровня
знаний о родном городе, составлен тематический
перспективный план работы для детей старшего
дошкольного возраста, план мероприятий
с родителями.
Работа
с детьми включала в себя: экскурсии,
путешествия по родному городу на
занятиях, игры для закрепления знаний
и впечатлений, беседы на этические
темы, праздники.
Приведем
пример одного из праздников, проведенных
Белявцева Л. В., на тему:
«Город, в котором мы живём».
Звучит
в записи песня «Старый Оскол».
Воспитатель обращается к детям:
«Сегодня мы оправляемся путешествие
по родному городу».
Предлагает детям придумать названия
своим командам и выбрать капитанов.
«Наш конкурс называется «Знатоки
родного города». У каждого
города, как и каждого человека,
свой возраст. Старому Осколу
этой осенью исполнится 410 лет.
Да, наш город древний, но это
не мешает, ему расти и процветать.
С уверенностью можно сказать,
что размашисто шагает в будущее
наш молодой Старый Оскол. Чтобы
любить свой город, надо, прежде
всего, знать его. Сегодня командам
нужно будет ответить на разные
вопросы о родном городе и
выполнить самые разные задания.
Чья команда наберёт больше жетонов,
та и будет победителем».
Воспитатель
предлагает детям выполнить ряд
заданий:
- «Расставь
картинки по порядку» (герб Старый Оскола,
герб Белгорода, герб России, планета Земля,
Солнечная система)
- «Сложи герб
по памяти»
- «Назови
одним словом»
1
команда:
а) пищаль, волконейка, боевой топор,
копье – оружие
б) крынка, горшок, кувшин – глиняная
посуда
2
команда:
а) зипун, понёва, кафтан, душегрея
– одежда
б) коврига, каравай, колядки
– изделия из теста
4.
«Народное творчество». Детям
предлагается рассказать, как называется
изделие, из чего и как сделано,
кто мастер.
- команда:
Глиняные игрушки сестёр Гончаровых
- команда:
Глиняные игрушки Е. Пырьевой
- «Кто больше
назовёт предприятий города и соответственно
продукцию, которую они выпускают» (побеждает
та команда, которая называет последней)
- «Из какой
части города эти изображения».
1
команда: Дворец водного спорта,
Театр, Памятник Пушкину
2
команда: Автовокзал, Памятный знак
«Скорбящая», Краеведческий музей
- «Физминутка»
(«Перетяни канат», «Кольцеброс»)
- «Конкурс
капитанов». Перед капитанами макет
микрорайона Жукова. Капитаны получают
по маленькой фигурке человечка. Они должны
поставить фигурки туда, куда скажет воспитатель.
Называются различные объекты микрорайона:
библиотека, памятник Жукова, школа, кинотеатр
«Быль», детский парк, детский сад…
- «Выберете
и назовите место, где с удовольствием
могут отдохнуть жители и гости нашего
города. Попробуйте доказать это». На стенде
различные иллюстрации и фотографии с
местами отдыха.
- «Сделай
город лучше». Представьте себе, что каждый
из вас превратился в мэра города. Чтобы
каждый из вас, как мэр, сделал для улучшения
жизни жителей города. Принимаются и реальные
и фантастические ответы.
- «Подбери
ассоциации к выражению: город Старый
Оскол»
Подведение
итогов: вручение медалей и календариков
с видами города.
Под
звучание песни «С чего начинается
Родина» все дети берутся за руки.
Воспитатель
обращается к детям: Мне хотелось
бы ребята, чтобы в вашем сердце
загорелся маленький огонёк большой
любви к родному городу. Я надеюсь,
что когда вы вырастите, вы будете
любить свой город, не забывать своих
родителей и друзей.
На
этом празднике решались такие задачи
как: систематизировать знания детей
о родном городе, развивать мышление,
фантазию, воспитывать чувства коллективизма
и патриотизма, активную гражданскую
позицию, развивать у детей эмоционально
– ценностное отношение к своей
малой родине [24].
Таким
образом, познакомившись с опытом работы
Белявцевой Л. В., можно сказать, что в процессе
ее работы, дети знакомятся с родным городом,
его достопримечательностями, учатся
осознавать себя живущим в определенный
временной период, знакомятся с культурным
наследием Старого Оскола, у них формируется
интерес к настоящему и прошлому Старого
Оскола, умение видеть историю вокруг
себя.
Заключение
Ознакомление
с методической и психолого-педагогической
литературой по изучаемой проблеме,
а также знакомство с опытом по
патриотическому воспитанию позволяют
сформулировать следующие выводы:
- Проблема
формирования патриотического воспитания
у детей, всегда была и остается острой
и одной из ведущих проблем формирования
личности ребенка. На эту проблему оказывает
влияние общественно-политическое устройство
человеческого общества, его функционирование
и развитие под воздействием различных
факторов.
- Формы организации
и методы воспитания изменяются от индивидуальных
особенностей детей. Воспитательная работа
проводится не только со всей группой,
но и принимает индивидуальные формы.
Нет методов хороших или плохих, ни один
путь воспитания не может быть заранее
объявлен эффективным или неэффективным
без учета тех условий, в которых он применяется.
- Старший
дошкольный возраст является благоприятным
для формирования патриотического воспитания.
У старших дошкольников появляются представления
о явлениях и событиях. К показателям сформированности
знаний о родном городе относят такие,
как знание дошкольниками герба, флага,
гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей
города.
- Воспитатели
ДОУ ведут активную работу по патриотическому
воспитанию, используют разнообразные
методы, средства, формы работы с детьми.
В результате их деятельности решаются
задачи по воспитанию патриотов, защитников
нашей Родины.
Воспитать
патриота своей Родины – ответственная
и сложная задача, решение которой
в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная, систематическая работа,
использование разнообразных средств
воспитания, общие усилия детского
сада и семьи, ответственность взрослых
за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой
для дальнейшей работы по патриотическому
воспитанию [21]. Однако не следует ждать
от детей «взрослых
форм» проявления любви к Родине.
Но
если в результате педагогической работы
ребенок будет располагать знаниями
о названии страны, ее географии, природе,
символике, если ему известны имена
кого-то из тех, кто прославил нашу
родину, если он будет проявлять
интерес к приобретаемым знаниям,
читать стихи, петь песни, то можно считать,
что задача выполнена в пределах,
доступных дошкольному возрасту
[7].
Список
использованной литературы:
- Толковый
словарь русского языка, Ю.П.Ожегов,
Н. Ю.Шведова,- 2000 г.
- Агапова И.,
Давыдова М. Патриотическое воспитание
в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 г.
- Андреев В.И.
Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития.-3-е изд.- Казань: Центр инновационных
технологий, 2006 г.
- Батурина
Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в
современном учебно-воспитательном процессе
(дошкольники и младшие школьники): Пособие
для воспитателей и учителей / Серия Библиотека
журнала «Воспитание школьников». – М.:
Школьная пресса, 2003г.
- Беспятова
Н. К. Военно-патриотическое воспитание
детей и подростков как средство социализации
/Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев.
– М., 2006 г.
- Буторина,
Т. С. Воспитание патриотизма средствами
образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова
– СПб: КАРО, 2004г.
- Виноградова
Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. “Родной
край.” - М., Просвещение, 1990 г.
- Выготский,
Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выготский
Пед. психология. – М.,1991 г.
- Государственной
программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы» (от 11.06.2005г. №422)
- Даль В. И.
Толковый словарь живого великорусского
языка. - М., - 1955 г.
- Даль В. И.
Толковый словарь живого великорусского
языка. - М., 2000г.
- Ефремова
Г. Патриотическое воспитание школьников
// Воспитание школьников – 2005 г. - №8.
- Историческое
краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. —
М.,1980 г.
- Козлова
Т.А, Куликова Т.И. «Дошкольная педагогика».-
М., 1998 г.
- Комратова
Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание
детей 4-6 лет: Методическое пособие, М.,
2007 г.
- Костик Э.
П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004
г.
- Кузнецов
С.С. Геологические экскурсии. — Л., 1987
г.
- Лихачев
Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт,
2001г.
- Мазыкина
Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу.
– М., 2004г.
- Мухина В.С.
Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс",
ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999 г.
- Никова М.А.
Формирование патриотизма у российского
студенчества: Дисс. канд. соц. наук. - М,
2004.-243 с.
- Новицкая
М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание
в детском саду. - М., 2003г.
- Ожегов С.
И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского
языка: 80000 слов и фразеологических выражений/
РАН. Институт русского языка имени В.
В. Виноградова. 2-е изд., доп., М.: Азбуковник,
1999 г.
- Ознакомление
с родным городом как средство патриотического
воспитания.// Дошкольное воспитание, -
№6, 2003 г.
- Опыт патриотического
воспитания младших школьников средствами
краеведо-туристской деятельности: Пособие
по реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан РФ
на 2001-2005 годы» /Под ред. Г. Н. Абросимовой,
М. Е. Трубачевой. – М: АРКТИ, 2004 г.
- Педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -
М.: Издательский центр "Академия",
2002 г.
- Педагогика:
Учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина,
И.В.Власюк, и др.; Под ред.проф.В.Г.Рындак.
- М.:Высш.шк., 2006 г.
- Педагогический
энциклопедический словарь. Б.М.Бим-Бад,
- 2003 г.
- Психолого-педагогические
проблемы нравственного воспитания детей
дошкольного возраста/Под ред. Т.С.Комаровой.
-М., 1983 г.
- Россия на
рубеже тысячелетий // Независимая газета.
30.12.1999 г.
- Туристско-краеведческие
кружки в школе / Под ред. В.В. Титова. М.,
1988 г.
- Урунтаева
Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие
для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996
г.
- Ушинский
К.Д. Собрание сочинений.Т.2. - М., 1990г.
- Чечет В.В.
«Воспитание патриотических чувств».
– Мн.: народная асвета, 1997 г.
- Ясева Н.Ю.
«Воспитание основ патриотических чувств
у дошкольников». – Могилёв, 2000 г.