Публицистика военного времени на примере К.Симонова.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является публицистическая деятельность писателя и журналиста К.Симонова во времена Великой Отечественной Войны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Публицистика в период Великой Отечественной Войны.
1.1 Значение публицистики военных лет.
Печать в условиях Великой Отечественной Войны…………………………………………………………….……..………...6
1.2 Анализ проблем выступлений советской прессы в годы Великой Отечественной Войны………………………………….……………………………………..18
1.3 Выдающиеся публицисты времен Великой Отечественной Войны………………………...........................................................................33
Глава 2.Публицистическая деятельность Константина Симонова в годы Великой Отечественной Войны.
2.1 История публицистической деятельности Константина Симонова………………………………………………………………..……….412.2 Сопоставление публицистической деятельности Эренбурга и Симонова..............................................................................................................45
2.3.Восприятие публицистики Константина Симонова……….…………………………………………………………….…47
Заключение……………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………51
Приложения……………………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.03 Кб (Скачать)

 Материалы газет не оставляли сомнений в  том, что отрасли тяжелой индустрии  справляются с плановыми заданиями, и количество отправляемых Красной  Армии танков, самолетов, орудий и  другой боевой техники неуклонно  растет. И это действительно было так. За три с половиной года, предшествовавших Великой Отечественной войне, в  СССР было произведено около 23 тысяч  боевых самолетов– истребителей и бомбардировщиков, часть из которых –новых типов.

 С вооруженной  мощью Советского государства не могла не считаться фашистская Германия. Чтобы обезопасить себя, Гитлер настоял  на том, чтобы 23 августа 1939 г. – за неделю до нападения на Польшу – был подписан договор между СССР и Германией о ненападении.

 Сегодня, более чем полвека спустя, стало  известно, что присоединение к  СССР Прибалтийских республик, Западной Украины, Западной Белоруссии, Бесарабии  и попустительство Советского государства  агрессивным действиям Германии в Западной Европе стало результатом  их тайного сговора, являвшегося  составной частью советско-германского  договора «О дружбе и границах», подписанного в конце сентября 1939 г.

 О секретном  приложении к договору, разумеется, никто не знал. Советская журналистика, пользуясь официальной версией  освободительной миссии СССР, развернула кампанию всеобщего ликования по поводу вхождения в состав СССР братских народов Литвы, Латвии, Эстонии, воссоединения  украинцев, белорусов, молдаван. Газеты публиковали многочисленные письма и обращения, авторы которых заявляли о воле народов этих регионов добровольно  войти в состав СССР.

 Реальность  происходивших событий, неведомая  советским людям, достаточно точно  домысливалась в странах Западной Европы. В течение августа-сентября 1939 г. выходившая в Париже русская  эмигрантская газета «Возрождение»  регулярно писала о возможном  скрытом подтексте советско-германского  договора о ненападении, получившего  название «пакт Молотова-Риббентропа». При этом газета отмечала, что пока французы и англичане с «военными  штабами четвертый месяц сидят  в Москве», большевики за их спинами  заключили договор о «ненападении»  с Гитлером («Возрождение». 1939. 25 августа). Какова истинная цель договора, продолжала газета, пока сказать трудно. Но несомненно одно: он развяжет руки немцам в захвате  Польши.

 Сообщения западных газет о затянувшихся советско-англо-французских  переговорах были вполне обоснованными. Преследуя цель заключения военного соглашения, направленного против агрессивных  государств, переговоры проходили в  атмосфере взаимного недоверия. В центральной советской печати появлялись материалы, оправдывавшие  несговорчивость советской стороны  на переговорах. 29 июля 1939 г. в «Правде» была опубликована статья А. Жданова  «Английское и французское правительства  не хотят равного договора с СССР», 27 августа 1939 г. напечатаны интервью К. Ворошилова и другие публикации, в  которых вся вина на затягивание  и срыв переговоров возлагалась  на Англию и Францию.

 Международная проблематика во второй половине 30-х  гг. занимала значительное место на страницах советской печати. Немало внимания уделялось забастовочной  борьбе трудящихся всех стран за свои экономические и гражданские  права, подавлению революционного движения внутри капиталистических государств, событиям в Испании, мировому антифашистскому  движению. Однако после заключения пакта о ненападении со страниц  советских газет исчезла критика  фашизма и его агрессивного характера. Договор с Германией назывался  гарантом мира и расхваливался на все лады.

 Сталин, всегда и во всем подозрительный, поверил  Гитлеру и его заверениям. В 1939–1941 гг. он пребывал под гипнозом безошибочности своего мнения. В результате были допущены серьезные ошибки во внешнеполитической и оперативно-стратегической областях, и столь тяжёлым оказался для  страны и армии фактор внезапного нападения Германии на СССР.

 Воскресные  номера газет за 22 июня 1941 г. не предвещали никакой беды. Читатели не предполагали, что на западных границах уже идут кровопролитные бои с фашистскими  войсками. Германия, нарушив пакт о  ненападении, начала захватническую войну против Советского Союза и стала интенсивно продвигаться вглубь советской территории.

 22 июня  в 12 часов дня Центральное радио  передало правительственное Заявление  о вероломном нападении фашистской  Германии на СССР. Через 45 минут  после правительственного Заявления  в эфир был передан первый  выпуск «Последних известий»  военной поры. В ночном выпуске  «Последних известий» содержались  первые сообщения с фронта.

 24 июня 1941 г. создается Совинформбюро7, одной из основных задач которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. Жизнь советских людей каждый день начиналась и заканчивалась слушанием сводок Совинформбюро. За время войны было обнародовано около 2 тысяч ежедневных сводок Совинформбюро, 122 сообщения «В последний час». Всего Сов-информбюро обнародовало 2373 различных материалов8. Кроме такого рода сообщений Совинформбюро подготавливало итоговые документы о ходе военных действий, публиковало информацию о патриотических начинаниях в тылу, проводило пресс-конференции для советских и иностранных журналистов.

 Через неделю после начала войны в редакциях  центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы. Это были первые шаги в перестройке  всей советской печати на военный  лад.

 В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы  врага в отношении народов  Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую деятельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной  Армии и всему населению страны, что война, навязанная нам фашистской Германией, является для нас самой  справедливой, ибо советский народ  в этой войне защищает свое Отечество, его независимость.

 Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали  перестроить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям  войны. Предпринимаемая перестройка  преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая  сеть которой позволила бы осуществить  влияние на каждого воина; пополнить  фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати.

 В связи  с развертыванием сети военных газет  потребовалось сократить гражданскую  печать. Число центральных газет  уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность»  и др., сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных  газет. «Правда», издававшаяся на шести  полосах, с 30 июня 1941 г. стала выходить на четырех полосах. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах: районные газеты, объем которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. В краях и областях прекращалось издание комсомольских газет. Освещение  молодежной проблематики возлагалось  на партийные газеты. В 1942 г. в стране насчитывалась 4561 газета, в то время  как в предвоенном 1940 г. издавалось 8806 газет. Разовый тираж с 38,4 уменьшился до 18 млн. экз.9

 Среди документов, способствовавших быстрым  темпам строительства фронтовой  прессы, были директивы государственных  и военно-политических органов: «О мобилизации  журналистских кадров в военную  печать», «Об организации партийно-политической работы в условиях войны», «О работе военных корреспондентов на фронте»10и др. Высвободившиеся материальные средства, кадры, полиграфическая база направлялись на развитие военной печати, которая в первые же недели войны сформировалась в единую дифференцированную систему. В нее вошли газеты: фронтовые, армейские, дивизионные, бригадные, стрелковых, танковых, механизированных корпусов, общевойсковых и специальных армий, войск противовоздушной обороны. К концу 1942 г. было создано более 600 дивизионных и бригадных, 93 корпусные и армейские газеты11.

 В структурном  развитии советской военной периодики  большое значение придавалось созданию фронтовых изданий. Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Объем их оставался постоянным – четыре полосы половинного формата центральной газеты, рассчитаны они были на бойцов, сержантов и младших офицеров. В 1942 г. издавалось 13 фронтовых газет. Они выходили не только на русском языке, но и на языках других народов СССР. Иногда на одном фронте издавалось до 6 газет на национальных языках – дивизионных, армейских, фронтовых. Только в 1942 г. в действующей армии выходили 22 дивизионные газеты на азербайджанском, казахском, узбекском и других языках. Всего за годы Отечественной войны на всех фронтах выпускалось 64 газеты на языках народов СССР12. Они были важнейшим средством укрепления боевой дружбы воинов Советской Армии, вставших на защиту своей многонациональной Родины, способствовали боевой выучке и овладению воинским мастерством.

 В системе  военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в  годы Великой Отечественной войны  в Красной Армии и на флоте  выходило 5 центральных газет. Они  были рассчитаны на средний и старший  офицерский состав. Ведущей в советской  военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда»13, редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них – это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом.

 В Военно-морском  флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава  Военно-воздушных сил «Сталинский  сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» – для личного состава авиации дальнего действия.

 В годы Великой Отечественной войны  в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор  и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в  каждом роде войск: «Артиллерийский  журнал» «Журнал автобронетанковых  войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др.

 В общей  сложности в 1943 г. для личного  состава Вооруженных сил издавалось 128 ежедневных газет и 600 газет, периодичностью 3 раза в неделю.

 К фронтовой  печати тесно примыкает подпольная и партизанская пресса, возникшая  на территории, временно оккупированной врагом. Она появилась вместе с  образованием подпольных партийных  комитетов и партизанских соединений. В тылу у врага выходили газеты «За Советскую Украину», «За Советскую  Литву», «За Советскую Молдавию»  и др. В партизанском отряде Федорова издавалась газета «Коммунист», в соединении Сабурова – «Партизан Украины», в отряде Ковпака – «Красный партизан». Количество газет, выпускавшихся в подполье, непрерывно росло. Так, если зимой 1941–1942 гг. типографским способом издавалось немногим более 20 газет, то в 1943–1944 гг. число их возросло до 270. Только в Белоруссии в годы войны насчитывалось 162 подпольные и партизанские газеты. В Ленинградской области их было около 50.

 На  начальном этапе войны была предпринята  попытка издания газет, рассчитанных на разложение войск противника. К  апрелю 1942 г. таких изданий было 17. Но они не выполнили возложенных  на них задач и поэтому 5 октября 1942 г. их издание было прекращено. Вместо них большими тиражами выпускались  листовки, прокламации. Листковая литература в годы войны приобрела большой  размах: тысячными тиражами издавались воззвания, обращения, плакаты.

 Значительный  интерес представляют и газеты, выходившие на территории, оккупированной немецкими  войсками. Они издавались оккупационными властями, частными издателями и различными партиями профашистской ориентации. Такого рода газеты выходили на Украине, особенно в Западной ее части. Здесь  буржуазно-националистическая партия, проповедовавшая идею возрождения  самостийности Украины под протекторатом  Германии, осуществляла выпуск своих  органов.

 Большая заслуга в сплочении масс на отпор  врагу принадлежит тыловой печати, быстро перестроившейся к требованиям  войны. Регулярно выходили центральные  общеполитические газеты «Правда», «Комсомольская правда», «Труд» и др. республиканские, краевые и областные газеты. Факты  свидетельствовали о том, что  к лету 1943 г. заметно возросла роль районных газет в политическом и  культурном воспитании трудящихся, поэтому  местные органы принимали необходимые  меры к тому, чтобы районные газеты стали центрами политической работы среди сельского населения. Так  как районные газеты выходили раз  в неделю, было признано необходимым  продолжить их работу средствами местного радиовещания. В то время во многих районах радио в политической работе среди населения использовалось плохо. Поэтому предлагалось в день выхода районной газеты передавать ее материалы по радио не менее двух-трех раз. А в те дни, когда районная газета не выходила, редакция радио  должна была передавать политические новости: сообщения Совинформбюро, союзную и международную информацию, самостоятельно организовывать и передавать материалы, всесторонне освещавшие жизнь района.

Информация о работе Публицистика военного времени на примере К.Симонова.