Публицистика военного времени на примере К.Симонова.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является публицистическая деятельность писателя и журналиста К.Симонова во времена Великой Отечественной Войны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Публицистика в период Великой Отечественной Войны.
1.1 Значение публицистики военных лет.
Печать в условиях Великой Отечественной Войны…………………………………………………………….……..………...6
1.2 Анализ проблем выступлений советской прессы в годы Великой Отечественной Войны………………………………….……………………………………..18
1.3 Выдающиеся публицисты времен Великой Отечественной Войны………………………...........................................................................33
Глава 2.Публицистическая деятельность Константина Симонова в годы Великой Отечественной Войны.
2.1 История публицистической деятельности Константина Симонова………………………………………………………………..……….412.2 Сопоставление публицистической деятельности Эренбурга и Симонова..............................................................................................................45
2.3.Восприятие публицистики Константина Симонова……….…………………………………………………………….…47
Заключение……………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………51
Приложения……………………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.03 Кб (Скачать)

Высокое мастерство писателей, пришедших в  военную публицистику, их самобытный творческий «почерк» придавали ей чрезвычайно  многообразный по форме и резко  индивидуальный по стилю характер.

Борис Горбатов, например, обратился к  эпистолярной форме разговора с  читателем. Его «Письма товарищу» несут в себе огромный заряд патриотизма. Они не только личностны, но и очень лиричны. Большинство из них было написано, когда приходилось отступать, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием «Родина» были опубликованы в сентябре 1941 г. в «Правде». Перу Б. Горбатова принадлежат также очерки «Алексей Куликов, боец», «После смерти», «Власть», «Из фронтового блокнота», вошедшие в сборник «Рассказы о солдатской душе», вышедший в 1943 г.

В конце  войны создается большое количество путевых очерков. Их авторы Л. Славин, А. Малышко, Б. Полевой, П. Павленко и  других рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших  народы Европы от фашизма, писали о  взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина...

С публицистическими  и проблемными статьями в печати и на радио выступали партийные  и государственные деятели страны: М. Калинин, А. Жданов, А. Щербаков, В. Карпинский, Д. Мануильский, Е. Ярославский.

На страницах  советской печати правдиво запечатлен в публицистике Б. Агапова, Т. Тэсс, М. Шагинян и других беспримерный трудовой подвиг миллионов людей тыла. Проблемам  обеспечения фронта и населения  страны продовольствием посвящали  свои очерки Е. Кононенко, И. Рябов, А. Колосов  и др.

Большой силой эмоционального воздействия  обладала радиопублицистика. В памяти радиослушателей периода Великой  Отечественной войны остались выступления  у микрофона А. Гайдара, Р. Кармена, Л. Кассиля, П. Мануйлова и А. Фрама, К. Паустовского, Е. Петрова, Л. Соболева.

В годы Великой Отечественной войны  заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел неповторимые события истории и героические  поступки тех, кто сражался за Родину. Имена фотопублицистов «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Комсомольской правды» А. Устинова, М. Калашникова, Б. Кудоярова, Д. Бальтерманца, М. Бернштейна, В. Темина, П. Трошкина, Г. Хомзера, А. Капустянского, С. Лоскутова, Я. Халипа, И. Шагина и многих других встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.

Усилиями  опытных мастеров фотоодела, литературы и графики с августа 1941 г. стал выпускаться литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Почти  одновременно стало выходить еще  одно иллюстрированное издание – «Фотогазета», с периодичностью шесть раз в месяц. «Фотогазета» выходила до Дня Победы.

Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в  центральной печати. Так, в «Правде» над ними трудился творческий коллектив, в который входили художники  Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) и поэт С. Маршак. На некоторых  фронтах были созданы сатирические журналы «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др.  

В конце 30-х гг. в Советской стране полностью  возобладал тоталитаризм. Его формированию, утверждению сталинизма как единственно  верной доктрины коммунистического  созидания во многом способствовала журналистика. Всей своей деятельностью  она содействовала проведению авторитарной идеологии, идеологической подготовке населения к предстоящей войне. В предвоенные годы воздействие  прессы на массы усилилось.

В эти  годы продолжался процесс дифференциации печати, расширения ее многонациональной  структуры. Усилия советской журналистики были направлены на укрепление оборонной  мощи страны.

Начавшаяся  Великая Отечественная война  потребовала перестройки печати на военный лад. На второй день войны  стал функционировать авторитетный правительственный информационный орган – Совинформбюро, в короткие сроки была создана система фронтовой печати, которая по своему характеру была многонациональной.

Проблематика  советской журналистики периода  Великой Отечественной войны  чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения  страны и боевых действий Советской  Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных  действий Советской Армии на территориях  европейских стран, освобождаемых  от фашистской оккупации, и Германии.

Публицистика  периода Великой Отечественной  войны не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной  поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению – средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА.2 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   КОНСТАНТИНА СИМОНОВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 

 2.1.ИСТОРИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                     

 СИМОНОВА .  

В годы Великой Отечественной войны Симонов работал корреспондентом газеты «Красная звезда», постоянно находясь в действующей армии. В «Автобиографии» Симонов признавался: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте». В 1942 вступил в ВКП(б). В том же году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника.

В феврале 1942 г., когда под ударами советских  войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала стихотворение  К. Симонова «Жди меня». Оно быстро завоевало  сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в  окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных, карманах раненых и убитых бойцов.

   Задача  К. Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном  описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых  дорогах.

   Иногда  Константина Михайловича обвиняли в некоторой поспешности и  даже в авангардизме. Илья Сельвинский  еще до войны говорил: «Симонов - это какой-то комбайн»1. Говоря о Симонове как военном корреспонденте, мы можем увидеть, что его литературная оперативность определялась стремлением жить одной жизнью с народом и его армией, быть не только писателем, но и активным участником происходящих событий. В первый период Великой отечественной войны – с июня 1941 года до ноября 1942 года – Симонов стремился широко показать русского человека на войне, охватить как можно большее количество событий, посетить различные участки фронта, изобразить в своих очерках и художественных произведениях представителей разнообразных военных профессий, подчеркнуть трудности обычной фронтовой обстановки. Как раньше, так и теперь всякий публицист-патриот не может не понимать, что нельзя стоять в стороне от решения важнейших задач, связанных с безопасностью нашей Родины. В свете этого так называемый авангардизм Симонова может служить лишь хорошим примером. И вопрос этот не чисто литературный, а вопрос весьма значимый как в общественном, так и государственном отношении.

   Многим  современным военным публицистам  свойственны поверхностные обобщающие выводы: услышал, например, журналист, что у кого-то из солдат не было винтовки, и вот мы читаем: «В армии на троих  была одна винтовка, воевали без  оружия и т.д.». К. Симонов как корреспондент, хорошо понимающий, что нужно для  победы над врагом и из-за чего она  складывается, умел найти и разглядеть во всем сложном переплетении военных  событий (не только в общем виде, а в конкретных людях и эпизодах) глубинные истоки того, что в морально-политическом и в чисто военном плане  предопределяло наши будущие победы. Несмотря на сложность военной обстановки и тяжесть боев, Симонов считал себя обязанным найти в ней  людей и факты, которые в потенции содержали в себе залог победы. В письме С.Я. Фрадкиной 30 марта 1964 года читаем: «…находясь в действующей  армии первые месяцы войны, я стремился  найти прежде всего такие факты, которые бы показывали стойкость  людей среди обрушившегося на них ужаса, их героизм, их веру в то, что не все пропало, их постепенно возникающее воинское умение и их тоже постепенно возникающую веру в возможность убивать немцев. Разумеется, все это суживало рамки того материала, который через меня шел в те дни непосредственно в газету. Разумеется, в моих дневниках того времени картина шире, но это самоограничение было сознательным, и я в нем ни секунды не раскаиваюсь. Примеры стойкости, героизма, твердости, воинского умения были необходимы тогда в газетах как хлеб…

   Еще один момент, - говорю в данном случае не о себе, а вообще о многих военных  корреспондентах из того сорта, которые  старались писать прежде всего об увиденном собственными глазами, - увидеть  панику было тогда не трудно, увидеть  беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать  в прифронтовую полосу, а вот увидеть  дивизию, полк, батальон или роту, которая  не отступает, которая стоит и  дерется, для этого надо было залезть  не на мнимый, а на действительно  передний край. И это было не так-то просто и не всем удавалось, и многие на этом сложили головы»2.

   Излюбленный жанр военного публициста Симонова –  очерк. Его статьи (очень немногочисленные), в сущности, представляют собой ряд  очерковых зарисовок, связанных  публицистическими или лирическими  отступлениями. В сущности, в дни  войны К. Симонов впервые выступает  как прозаик, но стремление писателя расширить жанры, в которых он работал, найти новые более яркие  и доходчивые формы подачи материала  очень скоро позволили ему  выработать свой индивидуальный почерк.

   В очерках К. Симонова, как правило, находит отражение то, что он видел  своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного  человека, с которым свела автора война. Его статьи и очерки насыщены реальными фактами, они всегда жизненно-правдивы. Говоря о К. Симонове, М. Галлай и многие другие участники войны, которым приходилось встречаться с К. Симоновым в военные годы, отмечали в своих воспоминаниях его умение разговаривать с людьми – откровенно и доверительно. Когда очерки К. Симонова строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира» и др.).

   В его очерках всегда присутствует  повествовательный сюжет, и зачастую очерки его напоминают новеллу. В  них можно найти психологический  портрет Героя – обыкновенного  солдата или офицера переднего  края, отражены жизненные обстоятельства, сформировавшие характер этого человека, подробно описывается бой, в котором  участвует герой.

   Л. Лазарев пишет о Константине  Симонове как одном «из самых  отважных и легких на подъем фронтовых  публицистов «Красной звезды»3.

   Положение военного корреспондента, да еще такого активного, деятельного и наблюдательного, как Симонов, создавало широкие  возможности для того, чтобы видеть войну на разных участках или направлениях, вдумываться во внутренние переживания  людей и глубоко по-человечески  осмысливать все происходящее.

   В военной печати К. Симонов зарекомендовал себя первоклассным журналистом, мастером боевых очерков, публицистом с ведущего края. В «Красной звезде» он занял одно из ведущих мест.

   В особенно горячие дни войны К. Симонов писал очерки и рассказы прямо по записям в блокнотах  и не вел параллельно записей  в дневнике. Как он вспоминал в беседе с Косолаповым: «Время не ждало!»4. В течение   1943-1945 годов Константин Симонов напечатал в газетах и журналах более пятидесяти очерков, а также рассказы, стихи и рецензии. Вся его корреспонденция была непосредственно связана с жизнью фронта, с тем новым, что происходило на фронтах Великой отечественной. По сравнению с первым периодом войны гораздо более свободной и разнообразной становится художественная форма корреспонденций Симонова, часто он пишет очерки от лица непосредственных участников сражений, в живой форме рассказывающих о ходе боев.

2.2.СОПОСТАВЛЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.СИМОНОВА И И.ЭРЕНБУРГА

 

У Ильи Эренбурга и Константина Симонова есть нечто общее, хотя они принадлежали к разным поколениям, обладали разным багажом, разным эстетическим кругозором. Их коллега по редакции поэт Алексей  Сурков рассказывает: «В коллективе Эренбург был самый старший. Ему было тогда  за 50 лет. Но никто из коллектива, кроме  Симонова, не мог сравниться по неиссякаемой энергии с этим старым «газетным  волком». Действительно, никто из писателей  не написал за войну так много, как И. Эренбург и К. Симонов, никто  не выступал в газете так часто, как  они.

Характерно, что когда в одной из корреспонденций  Эренбург посвятил абзац работе «Красной звезды», единственным из фронтовых  корреспондентов, кого он назвал, был  Симонов: «В редакции три девушки  регистрировали телеграммы военных  корреспондентов: «Крым. Донбасс. Мурманск. Уничтожены батальоны противника…  Нанесены большие потери. Поэт Симонов  – военный корреспондент».

У Симонова мы находим такие слова об Эренбурге: «…Вы не хуже меня знаете, а может  быть, даже лучше, какую роль играла работа Эренбурга в «Красной звезде», да и не только в «Красной звезде», в годы войны. Думаю, положа руку на сердце, что из всех нас, писателей, - если говорить о практической работе в годы войны, о влиянии того, что было написано в области публицистики, - Эренбурга следует называть первым. Сделал он больше, чем кто бы то ни было из нас. И это обязывает нас, участников войны, не забывать таких вещей…»5.

Информация о работе Публицистика военного времени на примере К.Симонова.