Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа
Объектом данного исследования является публицистическая деятельность писателя и журналиста К.Симонова во времена Великой Отечественной Войны.
Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Публицистика в период Великой Отечественной Войны.
1.1 Значение публицистики военных лет.
Печать в условиях Великой Отечественной Войны…………………………………………………………….……..………...6
1.2 Анализ проблем выступлений советской прессы в годы Великой Отечественной Войны………………………………….……………………………………..18
1.3 Выдающиеся публицисты времен Великой Отечественной Войны………………………...........................................................................33
Глава 2.Публицистическая деятельность Константина Симонова в годы Великой Отечественной Войны.
2.1 История публицистической деятельности Константина Симонова………………………………………………………………..……….412.2 Сопоставление публицистической деятельности Эренбурга и Симонова..............................................................................................................45
2.3.Восприятие публицистики Константина Симонова……….…………………………………………………………….…47
Заключение……………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………51
Приложения……………………………………………………………………..53
Высокое мастерство писателей, пришедших в военную публицистику, их самобытный творческий «почерк» придавали ей чрезвычайно многообразный по форме и резко индивидуальный по стилю характер.
Борис Горбатов, например, обратился к эпистолярной форме разговора с читателем. Его «Письма товарищу» несут в себе огромный заряд патриотизма. Они не только личностны, но и очень лиричны. Большинство из них было написано, когда приходилось отступать, и линия фронта подошла к Москве. Первые четыре письма под общим заглавием «Родина» были опубликованы в сентябре 1941 г. в «Правде». Перу Б. Горбатова принадлежат также очерки «Алексей Куликов, боец», «После смерти», «Власть», «Из фронтового блокнота», вошедшие в сборник «Рассказы о солдатской душе», вышедший в 1943 г.
В конце
войны создается большое
С публицистическими
и проблемными статьями в печати
и на радио выступали партийные
и государственные деятели
На страницах советской печати правдиво запечатлен в публицистике Б. Агапова, Т. Тэсс, М. Шагинян и других беспримерный трудовой подвиг миллионов людей тыла. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е. Кононенко, И. Рябов, А. Колосов и др.
Большой
силой эмоционального воздействия
обладала радиопублицистика. В памяти
радиослушателей периода
В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел неповторимые события истории и героические поступки тех, кто сражался за Родину. Имена фотопублицистов «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Комсомольской правды» А. Устинова, М. Калашникова, Б. Кудоярова, Д. Бальтерманца, М. Бернштейна, В. Темина, П. Трошкина, Г. Хомзера, А. Капустянского, С. Лоскутова, Я. Халипа, И. Шагина и многих других встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.
Усилиями
опытных мастеров фотоодела, литературы
и графики с августа 1941 г. стал
выпускаться литературно-
Неизменно
мощной силой в арсенале публицистики
военной поры оставались сатирические
жанры, юмористические издания. Сатирические
материалы часто появлялись в
центральной печати. Так, в «Правде»
над ними трудился творческий коллектив,
в который входили художники
Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н.
Соколов) и поэт С. Маршак. На некоторых
фронтах были созданы сатирические
журналы «Фронтовой юмор», «Сквозняк»
и др.
В конце 30-х гг. в Советской стране полностью возобладал тоталитаризм. Его формированию, утверждению сталинизма как единственно верной доктрины коммунистического созидания во многом способствовала журналистика. Всей своей деятельностью она содействовала проведению авторитарной идеологии, идеологической подготовке населения к предстоящей войне. В предвоенные годы воздействие прессы на массы усилилось.
В эти
годы продолжался процесс
Начавшаяся
Великая Отечественная война
потребовала перестройки печати
на военный лад. На второй день войны
стал функционировать авторитетный
правительственный
Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.
Публицистика
периода Великой Отечественной
войны не знала себе равных во всей
мировой истории. Писатели, публицисты,
поэты, журналисты, драматурги встали
со всем советским народом на защиту
своего Отечества. Публицистика военной
поры, многообразная по форме, индивидуальная
по творческому воплощению –
ГЛАВА.2
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНСТАНТИНА СИМОНОВА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ.
2.1.ИСТОРИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИМОНОВА
.
В годы Великой Отечественной войны Симонов работал корреспондентом газеты «Красная звезда», постоянно находясь в действующей армии. В «Автобиографии» Симонов признавался: «Почти весь материал — для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных — мне дала работа корреспондентом на фронте». В 1942 вступил в ВКП(б). В том же году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника.
В феврале 1942 г., когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно быстро завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных, карманах раненых и убитых бойцов.
Задача К. Симонова как военного корреспондента – показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.
Иногда
Константина Михайловича
Многим
современным военным
Еще один момент, - говорю в данном случае не о себе, а вообще о многих военных корреспондентах из того сорта, которые старались писать прежде всего об увиденном собственными глазами, - увидеть панику было тогда не трудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать в прифронтовую полосу, а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо было залезть не на мнимый, а на действительно передний край. И это было не так-то просто и не всем удавалось, и многие на этом сложили головы»2.
Излюбленный
жанр военного публициста Симонова –
очерк. Его статьи (очень немногочисленные),
в сущности, представляют собой ряд
очерковых зарисовок, связанных
публицистическими или
В очерках К. Симонова, как правило, находит отражение то, что он видел своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного человека, с которым свела автора война. Его статьи и очерки насыщены реальными фактами, они всегда жизненно-правдивы. Говоря о К. Симонове, М. Галлай и многие другие участники войны, которым приходилось встречаться с К. Симоновым в военные годы, отмечали в своих воспоминаниях его умение разговаривать с людьми – откровенно и доверительно. Когда очерки К. Симонова строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира» и др.).
В
его очерках всегда присутствует
повествовательный сюжет, и зачастую
очерки его напоминают новеллу. В
них можно найти
Л. Лазарев пишет о Константине Симонове как одном «из самых отважных и легких на подъем фронтовых публицистов «Красной звезды»3.
Положение
военного корреспондента, да еще такого
активного, деятельного и наблюдательного,
как Симонов, создавало широкие
возможности для того, чтобы видеть
войну на разных участках или направлениях,
вдумываться во внутренние переживания
людей и глубоко по-
В военной печати К. Симонов зарекомендовал себя первоклассным журналистом, мастером боевых очерков, публицистом с ведущего края. В «Красной звезде» он занял одно из ведущих мест.
В особенно горячие дни войны К. Симонов писал очерки и рассказы прямо по записям в блокнотах и не вел параллельно записей в дневнике. Как он вспоминал в беседе с Косолаповым: «Время не ждало!»4. В течение 1943-1945 годов Константин Симонов напечатал в газетах и журналах более пятидесяти очерков, а также рассказы, стихи и рецензии. Вся его корреспонденция была непосредственно связана с жизнью фронта, с тем новым, что происходило на фронтах Великой отечественной. По сравнению с первым периодом войны гораздо более свободной и разнообразной становится художественная форма корреспонденций Симонова, часто он пишет очерки от лица непосредственных участников сражений, в живой форме рассказывающих о ходе боев.
2.2.СОПОСТАВЛЕНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.СИМОНОВА И И.ЭРЕНБУРГА
У Ильи
Эренбурга и Константина
Характерно, что когда в одной из корреспонденций Эренбург посвятил абзац работе «Красной звезды», единственным из фронтовых корреспондентов, кого он назвал, был Симонов: «В редакции три девушки регистрировали телеграммы военных корреспондентов: «Крым. Донбасс. Мурманск. Уничтожены батальоны противника… Нанесены большие потери. Поэт Симонов – военный корреспондент».
У Симонова мы находим такие слова об Эренбурге: «…Вы не хуже меня знаете, а может быть, даже лучше, какую роль играла работа Эренбурга в «Красной звезде», да и не только в «Красной звезде», в годы войны. Думаю, положа руку на сердце, что из всех нас, писателей, - если говорить о практической работе в годы войны, о влиянии того, что было написано в области публицистики, - Эренбурга следует называть первым. Сделал он больше, чем кто бы то ни было из нас. И это обязывает нас, участников войны, не забывать таких вещей…»5.
Информация о работе Публицистика военного времени на примере К.Симонова.