Публицистика военного времени на примере К.Симонова.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является публицистическая деятельность писателя и журналиста К.Симонова во времена Великой Отечественной Войны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Публицистика в период Великой Отечественной Войны.
1.1 Значение публицистики военных лет.
Печать в условиях Великой Отечественной Войны…………………………………………………………….……..………...6
1.2 Анализ проблем выступлений советской прессы в годы Великой Отечественной Войны………………………………….……………………………………..18
1.3 Выдающиеся публицисты времен Великой Отечественной Войны………………………...........................................................................33
Глава 2.Публицистическая деятельность Константина Симонова в годы Великой Отечественной Войны.
2.1 История публицистической деятельности Константина Симонова………………………………………………………………..……….412.2 Сопоставление публицистической деятельности Эренбурга и Симонова..............................................................................................................45
2.3.Восприятие публицистики Константина Симонова……….…………………………………………………………….…47
Заключение……………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………51
Приложения……………………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 111.03 Кб (Скачать)

 Однако  часть газет, разоблачая кровавые замыслы  германского фашизма, воспитывая у  советских воинов ненависть к  врагу, продолжала публиковать материалы, неверно ориентировавшие солдат и офицеров действующей армии. Так, 11 апреля 1945 г. «Красная звезда» опубликовала статью Ильи Эренбурга «Хватит!». Автор, говоря о причинах ожесточенного  сопротивления немцев, пытался объяснить  это тем, будто Германия представляет собой одну колоссальную шайку преступников, будто все немцы одинаково  ответственны за злодеяния гитлеровцев  и одинаково боятся расплаты за зверства фашистов на советской земле. Ответственность  за содеянное, утверждал Эренбург, должна разделить вся немецкая нация.

 «Правда»  выступила против неправильных заявлений  Эренбурга. В статье Александрова «Тов. Эренбург упрощает» отмечалось, что  именно гитлеровцы пытались внушить  немецкому народу, будто каждый немец  ответствен за исход войны. В действительности, подчеркивала газета, это не так. За преступления гитлеровцев должны сполна ответить их главари. Критическая оценка точки зрения И. Эренбурга помогла  редакциям ряда газет избежать аналогичных  ошибок.

 В материалах фронтовых корреспондентов, поступавших  в редакции газет во второй половине апреля 1945 г., все чаще звучала мысль  о близости победы. И хотя шли  тяжелые бои в берлинском метро, на подступах к рейхстагу, исход  войны был предрешен. Не выдержав штурма, капитулировал гарнизон Берлина.

 Ценой огромных жертв и неимоверных  усилий советский народ одержал  победу.

 9 мая  1945 г. «Правда» опубликовала акт  о безоговорочной капитуляции  германских вооруженных сил. В  этом же номере газета опубликовала  репортаж Б. Горбатова и М.  Мержанова «Пушки больше не  стреляют» – последний фронтовой материал с европейского театра военных действий.

 После разгрома фашистской Германии и ее союзников в Европе единственной страной, ведущей военные действия против Советской Армии, оставалась Япония. Активные боевые операции против ее войск освещала центральная пресса, свыше 100 фронтовых, флотских, армейских, дивизионных газет. Дальневосточная  кампания завершилась разгромом  миллионной Квантунской армии.

 Победа  Советской Армии над Японией  завершила вторую мировую войну.  

 Годы  Великой Отечественной войны  вызвали к жизни различные  формы и методы работы советской  журналистики, усиливавшие ее воздействие  на массы. Многие редакции и военные  журналисты были тесно связаны с  бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио.

 Укрепление  связей солдатских газет с читателями способствовало росту числа авторов. Так, редакция армейской газеты «Боевое  знамя» за август – октябрь 1943 г. получила 798 писем, из них 618 было опубликовано. «Правда» постоянно переписывалась с тружениками тыла и воинами, сражавшимися на фронте. За годы войны она получила свыше 400 тысяч писем, значительная часть которых была опубликована как отражение неразрывного единства фронта и тыла.

 Одним из ярких проявлений участия тысяч  людей в деятельности прессы, в  создании специальных подборок и  программ стали передачи по радио  писем на фронт и с фронта. Уже  в первые дни войны в адрес  Московского радио начали поступать  письма от рабочих и колхозников, обращенные к близким и знакомым, находящимся в Советской Армии. Объединив эти письма в цикл «Письма  на фронт», Центральное радио с 9 июля 1941 г. ввело ежедневные передачи «Письма на фронт». С августа начали выходить в эфир передачи «Письма  с фронта». Эти циклы готовила специальная редакция Всесоюзного  радио. За годы войны Радиокомитет получил  около 2 млн. писем, позволивших создать  свыше 8 тысяч передач «Письма  на фронт» и «Письма с фронта»20.

 Большое распространение в годы войны  получили радиомитинги: в честь 24-й  годовщины Октября, в защиту детей  от фашистского варварства, антифашистский митинг работников литературы и искусства, Всесоюзный митинг женщин-матерей и  жен фронтовиков и др.; обнародование  по радио патриотических писем и  другие формы.

 9 декабря  1942 г. Всесоюзное радио передало  письмо колхозников и колхозниц  тамбовщины о строительстве танковой  колонны. На следующий день  оно было опубликовано в центральной  печати. Это письмо положило начало патриотическому движению по сбору средств на вооружение Красной Армии и Военно-Морского флота.

 Распространенной  формой массовой работы в годы войны  оставались выездные редакции. 25 ноября 1941 г. Центральное радио создало  выездную редакцию фронтового вещания  «Говорит фронт». Более 30 выездных редакций «Правды» работало в различных пунктах  страны; 38 выездных редакций организовала «Комсомольская правда». Они выпустили 2884 номера газеты общим тиражом 6 млн. экз. 

 1.3.ПУБЛИЦИСТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  

С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний  и чувств, их отношение к различным  фактам войны, заняли прочное место  на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала  основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком  событий.

Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис  Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей  Сурков, Владимир Величко и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их творчество способствовало воспитанию масс в духе любви и  преданности своей Отчизне.

Голос советской публицистики эпохи Великой  Отечественной войны достигал особой силы, когда главной темой ее произведений становилась тема Родины. В тяжелых  условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставить равнодушной  читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений в борьбе с врагом. Так воспринимались миллионами читателей статьи «Родина» А. Толстого, «Сила России» Н. Тихонова, «Размышления у Киева» Л. Леонова, «Украина в огне» А. Довженко, «Душа России» И. Эренбурга, «Уроки истории» Вс. Вишневского и многие другие, в которых с огромной эмоциональной силой раскрывались истинный характер патриотизма, героические традиции прошлого нашей страны.

Тема  Родины, патриотического долга перед  ней заняла главное место в  публицистическом творчестве А. Толстого21 с первых дней войны. 27 июня 1941 г. в «Правде» появилась его первая военная статья «Что мы защищаем». В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат. 18 октября 1941 г. «Правда» опубликовала его статью «Москве угрожает враг». Начав ее словами «Ни шагу дальше!», писатель-публицист обратился к самым сокровенным патриотическим чувствам каждого советского человека. Исключительного публицистического накала тема Отчизны достигла в статье А. Толстого «Родина», впервые опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете «Красная звезда» и перепечатанной затем многими изданиями. Пророческие слова писателя, содержащиеся в этой статье: «Мы сдюжим!», – стали клятвой советских воинов в трудные дни обороны Москвы.

В творчестве А. Толстого – и художественном и публицистическом – тесно переплетаются две темы – Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в «Рассказах Ивана Сударева», первый цикл которых появился в «Красной звезде» в апреле 1942 г., а последний – «Русский характер» – на страницах этой же газеты 7 мая 1944 г.

За годы войны А. Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений  на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались  в газетах.

23 июня 1941 г. – на второй день Великой Отечественной войны – началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода22. Его статья «В первый день», появившаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И. Эренбург по приглашению редакции «Красной звезды» пришел в газету и в тот же день написал статью «Гитлеровская орда», которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах.

Свою  главную задачу публицист видел  в воспитании у народа ненависти  к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи И. Эренбурга «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков» и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостряли чувство ненависти  к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого  командования, личные записи убитых и  пленных немцев.

Особого накала публицистика И. Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. «Красная звезда» опубликовала его статью «Выстоять!». Этот страстный  клич стал ведущей темой статей «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Испытание».

За годы Великой Отечественной войны  Эренбург написал около 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденции, вышли в  свет 4 тома его памфлетов и статей под названием «Война».

Первый  том, изданный в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в котором  с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей – Гитлера, Геринга, Геббельса, Гимлера.

Значительное  место в творчестве Эренбурга  периода войны заняли статьи и  корреспонденции для зарубежного  читателя. Они передавались через  Совинформбюро в телеграфные  агентства и газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составил данный цикл. Все они затем  вошли в книгу «Летопись мужества».

Константин  Симонов... Неутомимый корреспондент  «Красной звезды», прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла23. Впечатления, осевшие в сознании, требовали выхода, публицистической и художественной реализации. Корреспонденции и статьи Симонова, его очерки и стихи, рассказы и повести печатались в «Красной звезде», во многих других газетах, распространялись по каналам Совинформбюро, передавались по радио.

Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К. Симонова. «Части прикрытия», «В праздничную  ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни» и другие потрясали правдой  жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла  оборваться через мгновение.

К. Симонов  был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично  видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: «В Керченских каменоломнях», «Осада Тернополя», «У берегов Румынии», «На старой Смоленской дороге» и др.

Результатом командировки в Феодосию, только что  освобожденную советским десантом и яростно бомбардируемую вражеской  авиацией, явился первый в творческой биографии Симонова рассказ «Третий  адъютант». Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников – в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что «храбрых убивают реже, чем трусов». Рассказ был опубликован в «Красной звезде» 15 января 1942 г.

Трудно  сказать, осознанно или случайно, но днем раньше в «Правде» появилось  стихотворение К. Симонова «Жди меня», жизнеутверждающая идея которого получила столь яркое продолжение в  рассказе «Третий адъютант». Вера в  жизнь, в завтрашний день, в верность любви, позволявшая выдержать тяготы войны и разлуки, принесла стихотворению  всеобщее признание. Сотни газет  его перепечатали.

Среди публицистов, находившихся в действующей  армии, был и военный корреспондент  «Красной звезды» Василий Гроссман. В очерках «Сталинградская битва», «Волга-Сталинград», «Власов» и др., в многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу сражающегося Сталинграда.

В цикл событийных очерков о Сталинграде  вошли «Огонь Сталинграда» Е. Кригер, «Дом Павлова» П. Шебунина, «Город-герой» Б. Полевого, «Сталинградское кольцо»  Вас. Коротеева и др.

Главное в публицистике периода Великой  Отечественной войны заключалось  в том, что она выражала силу духа и чаяния сражающегося народа. В  публицистике военной поры особое место  заняли очерки М. Шолохова «Наука ненависти», «Гнусность», его статьи «По пути к фронту», «Люди Красной Армии». Лейтмотивом их служила убежденность автора в том, что высоконравственная сила народа, его любовь к Отчизне  окажут решающее воздействие на исход  войны, приведут к победе. Эта идея пронизывала и очерки Л. Соболева «Морская душа», А. Фадеева «Бессмертие», А. Платонова «Сын народа» и др.

Информация о работе Публицистика военного времени на примере К.Симонова.