Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:11, доклад
С самого начала войны советские писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». В Наркомат Обороны, в политуправление Ленинградского, Киевского, Белорусского, Прибалтийского военных округов, не ожидая мобилизационных повесток, явились сотни писателей с требованием немедленной отправки на фронт.
Военная публицистика К.М. Симонова.
С самого начала войны советские
писатели почувствовали себя «мобилизованными
и призванными». В Наркомат Обороны,
в политуправление
Стоить отметить то, что для Симонова война началась гораздо раньше, чем 22 июня 1941 года. Поскольку уже в 1939-ом он оказывается в командировке в Монголии. Там он принимает участия в боях на Халхен-Голе, но не в роле бойца, а в роли корреспондента газеты «Героическая красноармейская», именно там он увидел лик современной войны. Именно там под пулями Симонов прошел школу фронтового корреспондента, которая так ему пригодилась в начале Великой Отечественной Войны.
На Халхен-Голе Симонов писал много: газета есть газета, она требовала оперативности стихотворных агиток, боевых зарисовок, создания портретов героев очередного боя, которые призывали бы к подвигу и учили подвигу. Было не до поисков новых форм и выразительных средств. Симонову предстояло многому научиться: научиться соединять оперативность агиток и поэтическую углубленность в тему.
После того как Симонов вернулся с этой командировки, он успевает закончить курсы военных корреспондентов всего за несколько месяцев до начала войны.
Война дала Симонову 2 дня для подготовки к фронтовой работе. 23 июня он получает карточку кандидата партии, а 24 июня по предписанию Политуправления РККА отправляется в редакцию 3-й армии «Боевое знамя». Но до места, где размещалась редакция, добраться не удалось: немцы пришли туда раньше. По этой причине Симонов был назначен в газету Западного фронта «Красноармейская, правда». Одновременно он принимает на себя функцию внештатного корреспондента в газете «Известия». А в конце июля, по ходатайству бывшего редактора «Героической красноармейской» (Халхин-Гол), ставший главным редактором «Красной звезды», Д.И. Ортенберга, переводиться в «Красную звезду» фронтовым корреспондентом, где и работает до конца войны.
Задача Симонова как военного корреспондента - показать дух Армии, вот почему его произведения строятся на том, что приходилось пережить и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.
Мест, где побывал поэт много, поскольку Константин Михайлович считал, что нельзя полностью окунуться в ту атмосферу, о которой ты должен писать, если сидеть где-то в тылу. Симонов не хотел довольствоваться посещением штабов разных уровней и беседами с бойцами, специально для таких бесед вызванных с передовой. В июне- июле 1941года он отступал вместе со всеми, по необходимости деля солдатскую судьбу.
Однако для солдата, находящегося на передовой, она иная, нежели для корреспондента. Константин Михайлович не хотел такого неравенства, он стремился уровнять себя с солдатам. Это нужно было ему - человеку, что бы нормально себя чувствовать на войне, быть как все, не выторговывая у судьбы «особых условий». Это было нужно ему - журналисту, что бы, побывать в положение атакующих, ходящих в разведку, отбивающих атаки, быть достоверным в описании увиденного, разговаривать с солдатами и офицерами с точным знанием и понимание того, как это бывает - атака, оборона, разведка.
Известный такой факт, что Симонов как военный корреспондент мог передвигаться свободно. Иногда на своем автомобиле он ускользал из клещей окружения, оставаясь чуть ли не единственным уцелевшим очевидцем.
Благодаря всему этому Симонов сформировал для себя одну из важнейших заповедей военного журналиста: «Реже рискуешь - меньше видишь, хуже пишешь». Но это еще не все: по мнению самого поэта, военный корреспондент должен уметь в любых условиях, где придется и как придется. В одном из выпусков «Красной Звезды» Николай Тихонов рассказал, как работает Симонов: « Он может писать в походе, на машине между двух боев, в ходе случайного ночлега, под обгорелым деревом, занося в блокнот увиденное».
У Симонова, как военного корреспондента излюбленный жанр - "канонический очерк". Его публицистические статьи (очень не многочисленны), в сущности, представляют собой ряд очерковых зарисовок, соединенные публицистическими или реалистическими отступлениями. Как заметил в годы войны Николай Тихонов про очерки Константина Михайловича: «Симонов пишет очерки, похожие на рассказы, и рассказы похожие на очерки. Его не интересует точность жанра"
В очерках Симонов обычно изображает то, что видел своими глазами, делится тем, что пережил сам, или рассказывает историю какого-то человека, с которым его свела война. В его очерках всегда есть повествовательный сюжет и часто они напоминают новеллу. В них мы непременно найдем психологический портрет героя, обыкновенного солдата или офицера - переднего края, отражены жизненные обстоятельства формировавшие характер этого человека, подробно изображен тот бой, в котором он отличился. Произведения Константина Михайловича строятся на детальном описании того, что приходилось переживать солдату или офицеру, когда в стужу, пробирающую до костей, или в дождь шагал он по бесконечным фронтовым дорогам, подталкивая буксующие машины, и выталкивал намертво застрявшие пушки; как закуривал последнюю щепотку махорки, смешанной с крошками или жевал случайно сохранившийся сухарь. День нет ни харча, ни курева - то ли тылы отставали, из-за бездорожья, то ли где-то в пути на передовую разворотило снарядами походную кухню, да повозку старшины.
Если мы обратимся к фронтовым корреспонденциям Симонова, то увидим довольно интересные структуры текстов. Вот когда автор рассказывает об освобождении Краснодара, Константин Михайлович отказывается от последовательного и детального описания боев, от анализа действий наших войск и войск противника - корреспонденция становится как панорама, состоящая из нескольких завершенных эпизодов, "микроочерках". В них запечетлененны и радостная встреча одного из офицеров со старухой, у которой он был случайным постояльцем в те дни, когда наши войска оставляли город; и трогательная забота местных жителей, о тяжело раненом в боях за город сержанте; и о муках советского солдата, попавшего в плен к немцам и спасенного нашим наступлением от неминуемой гибели.
Иногда очерки у Симонова получали названия рассказа только потому, что фамилии изображаемых людей или какие-то фактические данные (например, место действия) представляли собой военную тайну. Иногда Симонов даже жалел, что некоторые очерки приходилось намеренно превращать в рассказы. По мнению поэта, эти источники были бы гораздо интереснее читателю, если бы он знал, что в них нет выдумки.
Военной печати Константин Симонов зарекомендовал себя как первоклассного журналиста, маэстро боевой очерков, корреспондент ведущего края. В газете "Красная звезда", он занял одно из ведущих мест.
Если мы рассмотрим в хронологическом порядке очерки и рассказы Симонова военной поры, то сразу обнаружим, как стремительно "набирал" писатель материал, как быстро расширялся его кругозор. В очерках второй половины войны, ему уже удавалось поставить эпизод, выбранный для непосредственного изображения в связи с ходом какой-то значительной операции. Показать своего героя так, чтобы его деятельность соотносилась с действиями большого коллектива людей.