Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:02, доклад
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).
Новое
время - это период восходящего развития
современной, промышленной цивилизации.
В европейской культуре Нового времени
происходит качественный поворот, начало
которому было положено еще эпохами
Ренессанса и Реформации. Данный поворот
заключается в смене
Каждый
из этапов новоевропейской культуры
- XVII, XVIII и XIX века - имеет свое качественное
своеобразие. Рассмотрим особенности
этих периодов. XVII век для Западной
Европы - это время становления
капитализма; но при этом наблюдается
разнообразие экономических, социальных,
политических и культурных процессов,
протекавших в то время в разных
странах Европы. Буржуазные отношения
к XVII веку стали преобладающими в
экономике Англии и Нидерландов,
в Испании, Италии, Германии они едва
просматривались; во Франции капиталистические
порядки утвердились в
Не менее пестрой была и картина политической жизни Западной Европы. В XVII веке господствующей формой государства была абсолютная монархия (поэтому это столетие иногда называют веком абсолютизма). Классический тип абсолютной монархии сложился во Франции; в Англии острый конфликт между абсолютизмом и буржуазией, завоевавшей экономическое господство и предъявившей свои претензии на политическую власть, привел страну к революции. Крайне реакционный абсолютизм господствовал в Испании. В раздробленной Германии абсолютизм осуществлялся в пределах карликовых государств, в Италии подобный региональный абсолютизм соседствовал с торговыми республиками. В Нидерландах в результате буржуазной революции XVI века утвердилась республика.
Бурные реформационные движения прошлого столетия - там, где они взяли верх над католицизмом, - приняли теперь характер официально господствующих религиозных доктрин. Лютеранство в ряде областей Германии и в Скандинавских странах, кальвинизм в Голландии, англиканская церковь отторгли у католицизма обширные территории с богатыми и могущественными государствами. Тем ожесточеннее отстаивает католическая церковь свои позиции; после Тридентского собора (1545-1553) католическая реакция, или контрреформация, чрезвычайно укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, прежде всего в Италии и Испании. На протяжении всего 17 столетия контрреформация оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни этих стран. Сожжение Джордано Бруно (1600), запрещение учения Коперника, суд над Галилеем (1633) - красноречивые тому примеры.
Однако
ничто не могло остановить культурный
прогресс, мощный толчок которому был
дан еще в предшествующую эпоху.
Семнадцатое столетие было ознаменовано
новым научным и культурно-
Семнадцатый
век не утрачивает тенденции к
синтезу в своих общих научных
концепциях и в различных областях
художественной деятельности, но сравнительно
с Возрождением сильнее выражена
противоположная тенденция - расчленение
всей сферы духовной культуры на ряд
отдельных разделов, каждый из которых
подвергается более углубленной
и дифференцированной разработке. Соответственно
этому формируется иной тип творческой
личности. Семнадцатое столетие дало
миру очень большое число
Какие
же характерные особенности
Огромный шаг вперед в XVII веке сделали различные отрасли физики - механика, оптика, гидравлика. Английский ученый Уильям Гилберт описал явления магнетизма и заложил основы учения об электричестве, один из первых ввел в практику подлинный физический эксперимент. Б. Паскаль, Э. Торричелли, Р. Бойль, Э. Мариотт заложили основы гидростатики и физического учения о газах. В конце XVI - первой половине XVII века были изобретены телескоп, микроскоп, гидрометр, ртутный барометр, усовершенствованы часы, компас. Ведущей областью науки в XVII столетии становится механика. Многое для ее развития сделал Галилео Галилей (1546-1642). Разработанное им учение о движении тел составило фундамент классической механики. Он впервые точно сформулировал основные кинематические понятия (скорость, ускорение), близко подошел к открытию закона инерции, разрабатывал законы падения тел и движения их по наклонной плоскости. Труды Галилея сыграли решающую роль в экспериментальном обосновании коперниковской гелиоцентрической системы. С помощью сконструированного им самим телескопа Галилей наблюдал небесные тела, увеличенные в 32 раза. Он обнаружил горы на Луне, пятна на Солнце, открыл спутников Юпитера, фазы Венеры. Другой астроном XVII века, немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630), используя данные предшествующих наблюдений, установил законы движения планет.
Огромна
роль Галилея в становлении нового
понятия науки и научного метода.
Он не только великий ученый - экспериментатор,
но и выдающийся теоретик опытного
естествознания. Разработка нового метода
научного познания началась еще в
эпоху Возрождения. В идейном
плане было очень велико влияние
английского философа Френсиса Бэкона
(1561-1626), стоявшего на рубеже Возрождения
и Нового времени. Бэкон подверг
критике традиционную (схоластическую)
науку и создал новый образ
эмпирический, индуктивной науки. Он
провозгласил опыт главным источником
знания о природе. Но решающий удар
по традиционной науке был нанесен
Галилеем. В своем произведении "Диалоги
о двух главнейших системах" (птолемеевой
и коперниковской) он дал критику не
только средневековой схоластики, но и
традиций естествознания, идущих от античности
(Аристотеля). Галилей выразил следующую
идею: книга природы закрыта для нас, но,
чтобы мы могли ее читать, нужна математика,
ибо книга природы написана на языке математики.
Важнейшим
методом исследования природы у
Галилея выступает
В
XVII веке происходило накопление знаний
в химии, биологии, физиологии, геологии,
минералогии и других отраслях знания.
Изобретение микроскопа стало основой
развития научной биологии. Человек
узнал о существовании
Достижения
науки Нового времени имели ключевое
значение для формирования новой
картины мира, становления нового
мироощущения европейцев. Географические
и особенно астрономические открытия
широко раздвинули перед человеком
горизонты пространства и времени.
Были расширены представления не
только о пространстве земного мира,
но и пространстве Вселенной. Человек
осознал грандиозность
Важнейшей
чертой новой картины мира стал механицизм,
что было обусловлено особым положением
в этот период механики как науки,
ранее других получившей законченную
систематическую разработку и широкое
практическое применение. Суть механицизма
заключается в признании
Научная
революция XVII века и связанная с
ней "математизация" теоретического
мышления завершили начатое в
предшествующие эпохи (Возрождение, Реформация)
формирование рационализма как отличительной
черты и образа мыслей, и образа
жизни человека Нового времени. Рационализм
становится одним из важнейших направлений
философии XVII века. Начиная с Декарта,
целый ряд философов
Рационализм
проникал в литературу и искусство,
входил в массовое сознание, в котором,
правда, совмещался с христианской
религией. Рационалистическая тенденция
в массовом сознании проявлялась
в преобладании здравого смысла над
религиозным догматизмом и
В
семнадцатом столетии глубокие изменения
происходят не только в картине мира,
но и в мироощущении европейского
человека. Главное, что характеризует
историю Европы в XVII веке, - это переходность,
кризисность эпохи. Как переходное время
данный период изобиловал контрастами,
социальными катаклизмами (революции,
войны, народные восстания), напряженным
динамизмом и неустроенностью человеческой
жизни, эпидемиями. Социальная действительность
воспринималась человеком как нечто неустойчивое
и шаткое, она не оставляла места для ренессансных
гуманистических идеалов. В мироощущении
европейца XVII века нарастал драматизм.
Социальная ситуация эпохи, обострившая
проблемы человеческого бытия, усугублялась
изменившейся картиной мира, в которой
человек потерял статус "венца творения".
По мысли А.Ф. Лосева, открытия в области
астрономии превратили Землю в ничтожную
песчинку бесконечной Вселенной. Следовательно,
ничтожной стала и та человеческая личность,
которая обитает в этой "песчинке".
Осознание того, что Вселенная не знает
ни центра, ни вечных очертаний, безразлична
к благополучию и счастью человека, породило
трагическое мироощущение.
Трагическое восприятие жизни и мира с необычайной выразительностью проявилось в творчестве французского философа и ученого Блеза Паскаля (1623-1662). Человек "затерян, словно атом", в обширном лоне Вселенной, считал философ. Паскаль исходил из идеи нереализованности, ничтожности человека, жизнь которого подобна "тени, промелькнувшей на мгновение и исчезнувшей навсегда". Паскаль уподоблял человека "мыслящему тростнику", хрупкому и слабому перед громадой мира, но вместе с тем своим разумом возвышающемуся над ней. Возможно, что в паскалевском видении мира слишком усилены акценты на идее ничтожности человека; многие мыслители Нового времени полемизировали с Паскалем по этому вопросу (в то же время данная идея получила в дальнейшем свое развитие в творчестве ряда философов, например, Фридриха Ницше). Но, так или иначе, в мировосприятии семнадцатого века утрачивается ренессансное чувство безграничного могущества человека, появляется сознание определенного предела его возможностей. Изменение картины мира изъяло человека из центра мироздания, сделало его одной из частей природы.