Культура Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:02, доклад

Краткое описание

Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).

Файлы: 1 файл

Новое время культура реферат.docx

— 54.06 Кб (Скачать)

     Светлый образ человека, воспетого в эпоху  Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и в ничтожестве - как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления новой системы правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.

     В XVII веке складывается характерное для  Нового времени сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство человечески - исключительного. Если в средние века человек прежде всего оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое время пробуждается ощущение "Я" совсем иного рода. Это "Я" - незаурядное, гениальное - становится критерием для определения человеческой ценности. Эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны - свобода движений и личной деятельности; появляется самовластный, отважный человек - творец, движимый врожденным разумом, ведомый фортуной (удачей, счастьем), получающий в награду славу, известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, просыпается страх.

     В историю западноевропейского искусства XVII век вошел как новая, очень  яркая фаза, имеющая совершенно самостоятельное  значение, и вместе с тем чрезвычайно  важная для его последующей эволюции. К этому времени относится  расцвет больших художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность.

     В то же время искусство XVII века, как  и вся культура этого времени, характеризуется рядом общих  черт, связанных с новым миросозерцанием  эпохи. Возникает отчетливое ощущение нерасторжимой связи человека с  этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств  его существования. Происходит отказ  от антропоцентризма, характерного для  культуры Возрождения. Не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи  с человеком становятся предметом  творческого познания и осмысления в литературе и изобразительном  искусстве. Именно поэтому искусство XVII века чрезвычайно расширяет сферу  своих интересов. Особое значение приобретают  такие жанры искусства, как портрет  и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера  человека приводит к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета.

     Пристальное творческое исследование природы приводит к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещении общих закономерностей  ее жизни. В центре исследования находится  не только природная среда существования  человека, но и жизненная и социальная. Широкое распространение получает бытовой жанр (изображение современной жизни). Не меньшее значение имеет в это время исторический жанр, в котором изображение действительных событий сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами. Особую роль в творчестве многих художников играют темы античной истории. Вместе с тем к XVII веку относится формирование новой концепции исторического жанра как жизненно убедительного изображения конкретного или даже современного события. Наконец, именно в это время впервые получают самостоятельное значение такие специфические жанры, как натюрморт или изображение животных. Осуществленная в искусстве XVII века разработка разветвленной системы самостоятельных жанров всецело отвечала дифференцированному подходу к действительности, который был характерен для научного метода эпохи.

     Искусство XVII века сложно и многообразно. Его  нельзя определить одним стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно отметить существование  различных, порой противоположных  тенденций и течений. Ведущим  стилем в искусстве XVII века было барокко. Барокко (итал. barocco-странный, причудливый) было порождением контрреформации и стало основным направлением в европейской культуре конца XVI - середины XVII века. Важнейшие задачи, которые решало искусство барокко, заключались в прославлении светской и церковной власти, зримом и максимально выразительном воплощении религиозных догматов и представлений. Наиболее значительный вклад в решение этих задач внесла архитектура.

     Но  идейное и общественное содержание барокко было более широким. В  искусстве барокко нашли яркое  выражение новые представления  о мире, его изменчивости, сложности, конфликтности. В барокко на смену  ренессансной идее развития общества как поступательного движения к  гармонии человека и природы, человека и государства приходит ощущение дисгармоничности окружающей действительности, непостижимого хаоса жизни. Мир  предстает лишенным гармонии и устойчивости. Человек в искусстве барокко выступает не как центр Вселенной и мера всех вещей, а как многоплановая личность со сложным миром переживаний, вовлеченная в круговорот и конфликты среды.

     Барокко - стиль разных контрастов, неожиданных  сопоставлений. Для всей образной системы  барокко характерен дуализм - сочетание  идеального и конкретного, трагического и комического, духовного порыва и земного чувственного начала, иррациональных мистических представлений и удивительного живого ощущения натуры и красоты реального мира. Идея изменчивости мира, его непрестанного движения во времени и пространстве определила такие черты художественного метода барокко, как необычайный динамизм, подчеркнутую эффектность, декоративность, театральность, патетику.

     Литературу  барокко отличает пристрастие к  гиперболам, сложным метафорам, аллегориям, особого рода гротеску, не облегчающим, а, напротив, затрудняющим проникновение  читателей в мир произведения. В живописи барокко ощущается  состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Скульптуре свойственна патетичность и мимика. Основными признаками барокко в  архитектуре были повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, декоративность. С барокко связано  развитие новых видов искусства - оперы и балета. В европейской  культуре XVII века стиль барокко представлен  живописью фламандского художника  Питера Пауля Рубенса (1577-1640), архитектурными сооружениями и скульптурой итальянца Лоренцо Бернини (1598-1680), музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741).

     Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ  мира, соответствующий современным  представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы - классицизма. Классицизм (лат. classicus - образцовый) - художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизм имеет длительную историю (XVII век - 30-е годы XIX века), прошел несколько этапов развития. Но в нем всегда присутствовало стремление к рационализму, к разумному началу и упорядоченности.

     В XVII веке классицизм был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства (во Франции  этот стиль формируется ранее  всего). В этот период складывается нормативная эстетика, требовавшая  от искусства и литературы соблюдения определенных законов и правил. Для  классицистов было совершенно неприемлемо  барочное возвеличение воображения; от художников требовалась строгая  дисциплина творчества, отрицались "неорганизованное вдохновение" и своевольная фантазия. Сторонники классицизма возвращаются к ренессансному принципу "подражания природе", но истолковывают его более узко. Источник красоты, по их убеждению, заключается в гармонии Вселенной, лежащем в ее основе духовном начале. Художник должен привносить эту гармонию в изображение действительности. Принцип "подражания природе", в истолковании классицистов, предполагал не правдивость воспроизведения действительности, а изображение вещей такими, какими они должны быть согласно разуму. Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными.

     Рационалистический  метод в применении к искусству  и литературе означал выделение  в человеческом характере одной  ведущей, главной черты. Пороки и  добродетели, свет и тени в классицистической  драме и комедии разделены  четкой гранью. Мужественный герой  мужественен до конца; любящая женщина  любит до гроба; лицемер постоянно  лицемерит, а скупой скупится. Важнейшим  принципом классицизма является принцип расчленения каждого  искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Так, жанры литературы и драматургии делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода) и "низкие" (комедия, басня, сатира); смешение жанров признается недопустимым.

     Выдающимися представителями французского классицизма  были драматурги: Пьер Корнель (1606 - 1684), Жан Батист Поклен Мольер (1622 - 1673), Жан Расин (1639 - 1699). В трагедиях Корнеля и Расина ведущей является тема героизма, величия и долга. Идейной основой классицизма стали концепции ответственности личности перед обществом, гражданского служения человека интересам нации, его моральной доблести и нравственной чистоты, готовности жертвовать чувством во имя долга. Объектом изображения трагедии являлись героические деяния правителей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории. Комедия (Мольер) изображала повседневную жизнь горожан, делая эту будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки либо сатирического осмеяния.

     Классицизм  утвердился во всех видах искусства. Для архитектуры были типичны  четкость, геометрическая правильность объемов, строгость, простота, лаконичность. В живописи ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенность композиции, линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. Как и  в литературе, классицизм в изобразительном искусстве и архитектуре характеризовался обращением к сюжетам, образам и нормам античного искусства.

     Барокко и классицизм не исчерпывают всего  многообразия и сложности творческих устремлений эпохи. В художественной культуре XVII века большое значение приобретают тенденции, которые  уже не укладываются в рамки определенного  стиля. Данные тенденции преимущественно  были связаны с развитием живописи и основаны на более непосредственном контакте с жизнью, натурой. Наиболее полно эта линия художественного  развития проявилась в искусстве  тех стран, где предпосылки для  формирования барокко или классицизма  были слабыми или отсутствовали  вовсе, как, например, в буржуазной республике Голландии. В русле этой линии  художественного развития осуществляются многие высшие реалистические достижения искусства XVII века.

     Реализм (от лат. realis - вещественный действительный) - творческий процесс и метод, главную задачу которого составляет всеобъемлющая жизненная правда. Для реализма характерно обращение к современности, правдивое воспроизведение характеров, обстоятельств и т.д. Реализм как направление художественной культуры имеет длительную культурную традицию. Истоки реализма прослеживаются в искусстве Возрождения, его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Но и искусство XVII века внесло свой вклад в развитие реалистической культурной традиции.

     Именно  с реализмом связано развитие таких жанров, как психологический  портрет, бытовой жанр, пейзаж. Следует  отметить, что реалистическая тенденция  существовала не изолированно от других направлений художественной культуры. В творчестве многих мастеров переплетались, взаимодействовали реализм и  барокко (П.П. Рубенс, Л. Бернини), реализм  и классицизм (Н. Пуссен). Но XVII век  дал мировой культуре и великих  реалистов - это прежде всего испанский художник Диего Веласкес (1599 - 1660) и голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669). Значение Рембрандта ван Рейна не ограничивается рамками одной страны, он является одним из крупнейших художников всех времен. Рембрандт умел придать обыденным явлениям обобщающий смысл, выразить сложнейшие религиозно-философские идеи, проблемы морали и нравственности в простых и ясных образах. Он раскрывал самые сокровенные глубины человеческой души, умел выразить сложнейшие чувства, мысли и переживания. Следует заметить, что сложное содержание его искусства не всегда было понято современниками. Рембрандт опередил культуру своего времени, его творчество в полной мере было оценено и получило признание лишь в XIX веке.

     Восемнадцатое столетие вошло в историю европейской  культуры как век Просвещения. В  данном периоде получают развитие тенденции, выявившиеся в XVII веке. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга  ученых, распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов  в светские салоны, становясь предметом  обсуждения среди литераторов. Наряду с механико-математическим знанием  происходит выдвижение таких опытных  и описательных дисциплин, как география, биология и т.д. Естествоиспытатели-натуралисты (К. Линней, Д. Гетман и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы.

     Если XVII век - период становления рационализма, то в XVIII веке рационалистические парадигмы  культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой "третьего сословия" в его сначала  идейной, а затем и политической борьбе с феодальным абсолютистским строем. Социально-экономической предпосылкой культуры эпохи Просвещения является начавшееся тремя веками ранее и  продолжающееся развитие капитализма. Капитализм завершал стадию первоначального  накопления, возможности для его  развития в рамках дворянского абсолютистского  государства во многих странах оказывались  исчерпанными. Этот исторический процесс  определял культурное развитие Европы в XVIII веке. Уже в первой его половине наступает полное крушение идеологии  феодального общества.

Информация о работе Культура Нового времени