Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:02, доклад
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).
Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились более трезвым и, в общем, более верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и в ничтожестве - как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят не из признания гармонии духовного и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления новой системы правовых ценностей и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.
В XVII веке складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство человечески - исключительного. Если в средние века человек прежде всего оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое время пробуждается ощущение "Я" совсем иного рода. Это "Я" - незаурядное, гениальное - становится критерием для определения человеческой ценности. Эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны - свобода движений и личной деятельности; появляется самовластный, отважный человек - творец, движимый врожденным разумом, ведомый фортуной (удачей, счастьем), получающий в награду славу, известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого человек теряет объективную точку опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство оставленности, просыпается страх.
В
историю западноевропейского
В
то же время искусство XVII века, как
и вся культура этого времени,
характеризуется рядом общих
черт, связанных с новым
Пристальное
творческое исследование природы приводит
к важнейшим открытиям в
Искусство XVII века сложно и многообразно. Его нельзя определить одним стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы можно отметить существование различных, порой противоположных тенденций и течений. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Барокко (итал. barocco-странный, причудливый) было порождением контрреформации и стало основным направлением в европейской культуре конца XVI - середины XVII века. Важнейшие задачи, которые решало искусство барокко, заключались в прославлении светской и церковной власти, зримом и максимально выразительном воплощении религиозных догматов и представлений. Наиболее значительный вклад в решение этих задач внесла архитектура.
Но идейное и общественное содержание барокко было более широким. В искусстве барокко нашли яркое выражение новые представления о мире, его изменчивости, сложности, конфликтности. В барокко на смену ренессансной идее развития общества как поступательного движения к гармонии человека и природы, человека и государства приходит ощущение дисгармоничности окружающей действительности, непостижимого хаоса жизни. Мир предстает лишенным гармонии и устойчивости. Человек в искусстве барокко выступает не как центр Вселенной и мера всех вещей, а как многоплановая личность со сложным миром переживаний, вовлеченная в круговорот и конфликты среды.
Барокко - стиль разных контрастов, неожиданных сопоставлений. Для всей образной системы барокко характерен дуализм - сочетание идеального и конкретного, трагического и комического, духовного порыва и земного чувственного начала, иррациональных мистических представлений и удивительного живого ощущения натуры и красоты реального мира. Идея изменчивости мира, его непрестанного движения во времени и пространстве определила такие черты художественного метода барокко, как необычайный динамизм, подчеркнутую эффектность, декоративность, театральность, патетику.
Литературу барокко отличает пристрастие к гиперболам, сложным метафорам, аллегориям, особого рода гротеску, не облегчающим, а, напротив, затрудняющим проникновение читателей в мир произведения. В живописи барокко ощущается состояние напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Скульптуре свойственна патетичность и мимика. Основными признаками барокко в архитектуре были повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, декоративность. С барокко связано развитие новых видов искусства - оперы и балета. В европейской культуре XVII века стиль барокко представлен живописью фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640), архитектурными сооружениями и скульптурой итальянца Лоренцо Бернини (1598-1680), музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди (1678-1741).
Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, вызвали к жизни рождение второй стилевой системы - классицизма. Классицизм (лат. classicus - образцовый) - художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизм имеет длительную историю (XVII век - 30-е годы XIX века), прошел несколько этапов развития. Но в нем всегда присутствовало стремление к рационализму, к разумному началу и упорядоченности.
В XVII веке классицизм был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства (во Франции этот стиль формируется ранее всего). В этот период складывается нормативная эстетика, требовавшая от искусства и литературы соблюдения определенных законов и правил. Для классицистов было совершенно неприемлемо барочное возвеличение воображения; от художников требовалась строгая дисциплина творчества, отрицались "неорганизованное вдохновение" и своевольная фантазия. Сторонники классицизма возвращаются к ренессансному принципу "подражания природе", но истолковывают его более узко. Источник красоты, по их убеждению, заключается в гармонии Вселенной, лежащем в ее основе духовном начале. Художник должен привносить эту гармонию в изображение действительности. Принцип "подражания природе", в истолковании классицистов, предполагал не правдивость воспроизведения действительности, а изображение вещей такими, какими они должны быть согласно разуму. Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными.
Рационалистический метод в применении к искусству и литературе означал выделение в человеческом характере одной ведущей, главной черты. Пороки и добродетели, свет и тени в классицистической драме и комедии разделены четкой гранью. Мужественный герой мужественен до конца; любящая женщина любит до гроба; лицемер постоянно лицемерит, а скупой скупится. Важнейшим принципом классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Так, жанры литературы и драматургии делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода) и "низкие" (комедия, басня, сатира); смешение жанров признается недопустимым.
Выдающимися представителями французского классицизма были драматурги: Пьер Корнель (1606 - 1684), Жан Батист Поклен Мольер (1622 - 1673), Жан Расин (1639 - 1699). В трагедиях Корнеля и Расина ведущей является тема героизма, величия и долга. Идейной основой классицизма стали концепции ответственности личности перед обществом, гражданского служения человека интересам нации, его моральной доблести и нравственной чистоты, готовности жертвовать чувством во имя долга. Объектом изображения трагедии являлись героические деяния правителей и героев прошлого, главным образом мифологических и принадлежавших античной истории. Комедия (Мольер) изображала повседневную жизнь горожан, делая эту будничную реальность объектом юмористической и иронической оценки либо сатирического осмеяния.
Классицизм утвердился во всех видах искусства. Для архитектуры были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, строгость, простота, лаконичность. В живописи ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенность композиции, линейно-объемное построение, подчиненная роль цвета. Как и в литературе, классицизм в изобразительном искусстве и архитектуре характеризовался обращением к сюжетам, образам и нормам античного искусства.
Барокко
и классицизм не исчерпывают всего
многообразия и сложности творческих
устремлений эпохи. В художественной
культуре XVII века большое значение
приобретают тенденции, которые
уже не укладываются в рамки определенного
стиля. Данные тенденции преимущественно
были связаны с развитием живописи
и основаны на более непосредственном
контакте с жизнью, натурой. Наиболее
полно эта линия
Реализм (от лат. realis - вещественный действительный) - творческий процесс и метод, главную задачу которого составляет всеобъемлющая жизненная правда. Для реализма характерно обращение к современности, правдивое воспроизведение характеров, обстоятельств и т.д. Реализм как направление художественной культуры имеет длительную культурную традицию. Истоки реализма прослеживаются в искусстве Возрождения, его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Но и искусство XVII века внесло свой вклад в развитие реалистической культурной традиции.
Именно с реализмом связано развитие таких жанров, как психологический портрет, бытовой жанр, пейзаж. Следует отметить, что реалистическая тенденция существовала не изолированно от других направлений художественной культуры. В творчестве многих мастеров переплетались, взаимодействовали реализм и барокко (П.П. Рубенс, Л. Бернини), реализм и классицизм (Н. Пуссен). Но XVII век дал мировой культуре и великих реалистов - это прежде всего испанский художник Диего Веласкес (1599 - 1660) и голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 - 1669). Значение Рембрандта ван Рейна не ограничивается рамками одной страны, он является одним из крупнейших художников всех времен. Рембрандт умел придать обыденным явлениям обобщающий смысл, выразить сложнейшие религиозно-философские идеи, проблемы морали и нравственности в простых и ясных образах. Он раскрывал самые сокровенные глубины человеческой души, умел выразить сложнейшие чувства, мысли и переживания. Следует заметить, что сложное содержание его искусства не всегда было понято современниками. Рембрандт опередил культуру своего времени, его творчество в полной мере было оценено и получило признание лишь в XIX веке.
Восемнадцатое
столетие вошло в историю европейской
культуры как век Просвещения. В
данном периоде получают развитие тенденции,
выявившиеся в XVII веке. Научное знание,
ранее бывшее достоянием узкого круга
ученых, распространяется вширь, выходя
за пределы лабораторий и
Если
XVII век - период становления рационализма,
то в XVIII веке рационалистические парадигмы
культуры получили свой более конкретный
социальный адрес: они стали опорой
"третьего сословия" в его сначала
идейной, а затем и политической
борьбе с феодальным абсолютистским
строем. Социально-экономической