Культура Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:02, доклад

Краткое описание

Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).

Файлы: 1 файл

Новое время культура реферат.docx

— 54.06 Кб (Скачать)

     Отмеченные  выше перемены в экономической и  политической жизни неоднозначно отражаются на развитии европейской культуры. XIX столетие - это не только век восходящего  капиталистического развития, выдающихся успехов в науке, технике, литературе, искусстве. Ускоренные темпы технического развития, замена ручного труда машинным, с одной стороны, обеспечивают небывалый рост производительности труда, но, с другой стороны, сводят к минимуму гуманистический фактор в труде, усиливают отчуждение работника от процесса и продуктов труда. Демократические государства, основывающиеся на принципах либерализма, ведут завоевательные войны, осуществляют колониальные захваты, подавляют рабочее движение. Налицо раздвоение действительности на идеальное и реальное, расхождение идеалов и практики. Это противоречие - действительности и идеала - стало движущим мотивом социокультурного развития в XIX веке. А уже в конце столетия проявившиеся в нем тенденции заставят целый ряд философов, культурологов заговорить о кризисе европейской культуры.

     Происходящие  в обществе изменения нагляднее  всего ощущались в художественной культуре - литературе и искусстве. Начало XIX века ознаменовано таким ярким  идейным и художественным течением как романтизм (фр. romantisme). Романтизм складывается как "всеевропейское переживание" Великой французской революции (1789-1794), встряхнувшей страны, связывавшей их. Французская революция обозначила собой рубеж, отделяющий XIX век от века Просвещения. Просветители идейно подготовили революцию, но не смогли предусмотреть всех ее последствий. Не состоялось "царство Разума", обещанное мыслителями XVIII века. Революция провозгласила свободу личности, но вместе с тем породила буржуазный порядок, при котором равенство свелось к формальному равенству перед законом, а свобода вылилась в свободу самой беспощадной капиталистической эксплуатации.

     На  новом историческом этапе жизнь  поставила множество таких вопросов, которые просто не существовали, например, для Вольтера и Руссо. Романтизм  возник в годы переоценки общественных ценностей, когда было необходимо определить место человека в меняющемся мире, в новой культурно-духовной ситуации. Поэтому романтики начали с отрицания  Просвещения.

     Романтизм - это не только один из художественных стилей новоевропейского искусства. Романтизм  выступал как определенный тип мировоззрения. В начале XIX века в Европе существовали не только романтические искусство  и поэзия, но и романтические философия  и эстетика, романтические политико-экономические  теории. Романтизм нашел свое выражение  не только в сфере идеологии, но и  в сфере общественной психологии, выступив в виде определенного умонастроения  общества. Как мировоззрение романтизм  строился на определенном понимании  действительности. Сущность романтического миропонимания заключается в  концепции двоемирия, в которой утверждается разрыв "мира мечты" и мира действительности. "Мир мечты" включал очень широкие и неточные представления о некой "другой" действительности: это обращение к экзотическим восточным странам, или к другим временным эпохам, их идеализация (например, средневековье), или выдумывание каких-то фантастических миров, наконец, уход в собственный внутренний мир.

     В центре романтического двоемирия находилась личность человека, испытавшего на себе все превратности судьбы, определенный конфликт думающего, чувствующего существа и среды, в которой ему приходилось жить. Романтизм утверждал ценность личности, что нашло выражение в образах романтических героев. Просветители XVIII века создали немало положительных героев, носителей высоких моральных ценностей, воплощавших разум и естественные нормы. Романтический герой - это не просто положительный герой, он даже не обязательно должен быть положительным, это герой, который отражает тоску автора по идеалу. Так, герои выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) величественны, заключают в своем облике, в своих деяниях неукротимую силу духа. Наряду с великими, незаурядными личностями, в романтизме высоко ценится личность художника-поэта, музыканта, живописца. Она также вознесена над толпой обывателей. Но здесь герою-индивидуалисту противостоит универсальная личность, стремящаяся к высшей гармонии.

     Романтическое мировоззрение проявилось в разных сферах культуры, но с наибольшей силой  выразилось в образах искусства  и литературы. В романтическую  эпоху небывалого расцвета достигла музыка - композиторы Фредерик Шопен (1810-1849), Франц Шуберт (1797-1828), Ференц Лист (1811-1886) и др.; живопись - художники Эжен Делакруа (1798-1863), Теодор Жерико (1791-1837), Джон Констебл (1776-1837).

     Художественная  литература романтизма оставила человечеству богатейшее наследие, чтимое и любимое  во всем мире до сих пор. Крупнейшим художественным открытием явился исторический роман; основоположником его стал Вальтер  Скотт (1771-1832). Просветители судили о  прошлом антиисторически ("разумное" - "неразумное"). Историческое событие часто составляло основу сюжета трагедии классицизма. Но драматурга в этом случае не интересовали особенности изображаемой эпохи. Он ставил и разрешал общие проблемы долга и страсти, ему было неважно, где и когда это происходило. Писатели-романтики попытались воссоздать будни далекого прошлого. Читатель начала XIX столетия был изумлен тем, как искусно его переносили в другой век, заставляли почувствовать неповторимую атмосферу XI века в Англии или XVII века во Франции. Эпоха романтизма отмечена многими блестящими творениями исторического жанра писателей Виктора Гюго (1802-1885), Александра Дюма (1802-1870), Джеймса Фенимора Купера (1789-1851) и др.

     Несомненной заслугой романтиков явилось обращение  к сокровищам фольклора. Именно в  эпоху романтизма были опубликованы сборники народных песен и народных сказок. Особенно значима в этом была роль братьев Гримм: "Сказки", собранные и изданные ими приобрели  мировую известность. Субъективизм романтиков, их эмоциональное отношение к изображаемому обусловило расцвет лирики, вторжение лирического начала во все жанры литературы, что привело к разрушению иерархии жанров классицизма. Одним из ведущих жанров стала романтическая поэма. И когда говорят о романтическом герое, то чаще всего имеют в виду героя поэмы. Через образ центрального героя поэмы полнее и ярче раскрывается мировоззрение автора, особенности его романтического идеала. Романтики создали богатую пейзажную лирику. Пейзаж романтиков связан с новым пониманием отношения человека и природы. Это не только выражение чувства, но и размышление - не столько о природе, сколько о человеке.

     Развиваясь  во многих странах, романтизм повсюду  приобретал яркую национальную окраску, обусловленную конкретными историческими  условиями и культурными традициями. Английский романтизм наиболее ярко проявил себя в поэзии и пейзажной  живописи; французский романтизм - в  исторической живописи, литературе, драматургии. Немецкий романтизм достиг высот  в музыке, философии, обработке национального  фольклора. Для США романтизм  был первым крупным движением  в литературе и изобразительном  искусстве.

     В 30-40-х гг. XIX века в европейской  культуре складывается и утверждается как самостоятельное течение  реализм. Развитие реализма сопровождает в целом становление капитализма (не случайно, что в XVII-XVIII вв. реализм  ранее всего появился в Голландии  и Англии - странах, прошедших через  буржуазные революции). Реалистические искусство и литература становятся зеркалом, в котором отражаются все  более обостряющиеся социальные противоречия. 

     Реализм XIX века наследует лучшие традиции предшествующих этапов развития этого течения. Но это  не просто продолжение традиций, между  реализмом XVIII и XIX веков лежит эпоха  романтизма. Завоевания психологического реализма XIX века во многом были подготовлены романтиками, их пристальным вниманием  к личности, душевным переживаниям. Романтизм и реализм исходили из общей посылки - неприятия современного общества. Но реалисты не уходили в "мир мечты", они "срывали  маски". Эпиграф французского писателя Фредерика Стендаля (1783-1842) к роману "Красное и черное" "Правда, горькая правда!" можно считать основополагающим принципом для реализма середины и второй половины XIX века. Именно поэтому реализм XIX столетия принято называть критическим. Ему свойственно глубинное постижение жизни, широкий охват действительности и художественное осмысление всех ее противоречий.

     Важнейшим открытием реалистов XIX века стало  новое понимание среды и ее взаимодействия с человеком. Герои  литературы эпохи Просвещения действовали  на фоне социальной среды, но там человек  оказывался прямой функцией среды (аристократ, слуга, крестьянин и т.д.), не показывалось, как среда влияет на формирование характера. В романтизме понятие  среды часто подменялось "местным  колоритом" (историческим, экзотическим). Реализм XIX века тщательно, досконально  изучает среду, обстоятельства жизни  своих персонажей. Реалисты открыли  социально-временную детерминированность  своих героев, они стали показывать взаимоотношения и взаимовлияния  человека и среды, изображать не сложившихся  как личность героев, но причины  их становления и изменения под  воздействием меняющейся среды. Таковы романы Уильяма Теккерея (1811-1863), прежде всего "Ярмарка тщеславия", Оноре  де Бальзака (1799-1850), Густава Флобера (1821-1880) и многих других. Для реалистов XIX века характерен обостренный интерес  к социальному началу в действительности, поэтому они создавали типы общественного  человека во всем многообразии его  проявлений. Так, например, созданную  Бальзаком "Человеческую комедию" (95 романов) он сам назвал "книгой о Франции девятнадцатого века".

     Во  второй половине XIX века реализм стал доминирующим художественным направлением, охватил все виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, театр. В последней  трети столетия на базе реализма под  влиянием философии позитивизма  возникли два новых художественных течения - натурализм и импрессионизм. Позитивизм (лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук. Позитивисты требовали ограничить научное исследование эмпирическим изучением фактов и отвергали необходимость обобщений. С точки зрения позитивизма, литература, искусство, науки об обществе ничем не отличаются от естественных наук. Поэтому они должны использовать строго научные методы исследования действительности, основываться на эксперименте, точности описания, документальности.

     Эти положения позитивизма стали  краеугольным камнем для формирования натурализма (лат. natura - природа). В своих произведениях художник - натуралист должен стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшалось. Человек с точки зрения натурализма, рассматривался как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды.

     Натурализм  возник и программно оформился во Франции, но получил быстрое распространение  в других европейских странах  и США. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы, детально показывая жизнь обездоленных и  угнетенных, исследуя механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации, активизируя  внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике. Среди приверженцев натурализма наиболее известными являются французские писатели - братья Жюль (1830-1870) и Эдмон (1822-1896) Гонкуры, Эмиль Золя (1840-1902), Ги де Мопассан (1850-1893).

     Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX в. и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Признаками импрессионизма является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Особенно ярко импрессионизм заявил о себе в живописи. 

     Импрессионизм так же, как и натурализм, использовал  в качестве философской базы позитивизм. Импрессионисты ставили перед собой  задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях  и переноса в искусство результатов  своих наблюдений. Художники-импрессионисты - Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгард Дега (1834-1917), Камиль Писсарро (1830-1903) и др. - с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы художники-импрессионисты писали на открытом воздухе, передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Хотя импрессионизм нашел много приверженцев в различных странах, в том числе и в России, он не стал большим стилем. Но многие его художественные открытия стали достоянием мировой художественной культуры.

     Последнее крупное художественное течение XIX века - символизм, который также возник во Франции в 70-80-х годах XIX века, но очень быстро приобрел общеевропейский  характер. Своим названием символизм обязан слову “символ" (греч. Simvolon - знак, символ), условно обозначавшему сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. Символ - это главное средство художественного познания, это то, что связывает эмпирическое, земное с мирами иными, с глубинами души и духа, с вечным. Стремясь воплотить в образах “вечные идеи”, символисты в своем творчестве противопоставляли условность правдоподобию. Авторы символических произведений отказывались от изображения действительности, предпочитали этому косвенное, непрямое соприкосновение с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.

     Теория  символизма сформировалась в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера (1821-1867), Поля Верлена (1844-1896), Артюра Рембо (1854-1891) и др. Идейной основой символизма стали иррационалистические философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Символисты утверждали, что сущность мира может быть познана только интуитивными методами искусства, при этом интуиция отождествлялась с мистическим прозрением, откровением. С точки зрения символистов, только идеи представляют ту высшую реальность, которую должно запечатлеть искусство. Символисты опирались на тезис Шопенгауэра о том, что существует “столько различных миров, сколько есть мыслителей". Символисты ввели в поэзию преобразованный субъективный фактор, что позволило изображать внешний мир через душу лирического героя, сквозь его ощущения. Мир - это комплекс ощущений “Я". Он существует лишь постольку, поскольку существует воспринимающий его поэт. Поэты-символисты стремились облечь свои идеи в чувственную форму, занимались поиском своего оригинального словаря символов.

     Аналогично  этому художники-символисты пытались составить свой индивидуальный словарь  красок и линий и перенести  раскрытие символа в область  чистой фантазии. Определяющим для  живописи символизма стало постижение символического значения цвета, умение создавать определенное настроение посредством контрастов, гармоний или  легких цветовых вариаций (Пюви де Шаванн, Густав Моро, Поль Гоген). Символизм проявил себя и в других видах западноевропейского искусства: в драматургии - Морис Метерлинк (18621-1949), в музыке - Рихард Вагнер (1813-1883). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура Нового времени