Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:02, доклад
Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации. Данный поворот заключается в смене традиционного типа культуры современным. Следует отметить, что в рассматриваемый период европейская культура вместе с европейцами-переселенцами начинает распространяться по другим регионам мира (Северная Америка, Австралия). Черты европейской культуры Нового времени отчетливо проявляются, например, в культуре США. Поэтому наряду с термином "европейская культура" используется понятие "западная культура" (хотя эти понятия не тождественны).
Культура
Просвещения зародилась в Англии.
Ее истоки восходят к философии Джона
Локка (1632 - 1704), основой которой была
идея "естественного человека".
Политические теории Локка, считавшего,
в частности, что целью всякого
общества является защита личной свободы,
оказали огромное влияние на мыслителей
многих европейских стран. В дальнейшем
центром культуры Просвещения стала
Франция. Французское Просвещение
представляет собой широкое и
мощное движение, которое сформировалось
во второй четверти XVIII столетия. Оно
объединило всех прогрессивно мыслящих
представителей культурной жизни, политических
деятелей, юристов, философов.
Можно выделить ряд отличительных черт культуры французского и, в целом, европейского Просвещения. Для нее характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывал возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки.
Важней
чертой культуры Просвещения был
рационализм. Идеологи Просвещения
верили в мощь человеческого разума,
его безграничные возможности. Утверждая
всесилие человеческого разума, просветители
подвергали суду разума все прошлое
и настоящее: законы и общественные
учреждения, семейные отношения, религия,
воспитание - все оказывалось
Полагая разум лежащим в основе мироздания, просветители считали современный общественный строй и почти все прошлое человеческого общества результатом невежества и заблуждений. Они создавали проекты нового общественного устройства, которые представлялись им более естественными, чем существующий порядок, ибо они были более разумны.
С
понятием разума тесно переплеталась
идея прогресса. Именно в эпоху Просвещения
была сформулирована концепция "вера
в прогресс через разум". Просветители
считали возможным
Эти черты культуры Просвещения отражались во всех областях духовной деятельности: в научных исследованиях, поэмах, романах. Франсуа Мари Вольтер (1694 - 1778) сокрушал церковный фанатизм и в своих исторических сочинениях, и в трагедии "Фанатизм, или Магомет-пророк", и в героико-комической поэме "Орлеанская девственница". Жан-Жак Руссо (1712-1778) говорил о разумном и естественном устройстве человеческого существования в политическом трактате "Общественный договор" и в романе "Эмиль". Тридцатипятитомная "Энциклопедия", или "Толковый словарь наук, искусств и ремесел" (1751 - 1772), издание, которое возглавил Дени Дидро (1713 - 1784), стала полным сводом новых знаний и представлений об окружающей действительности. В написании статей "Энциклопедии" принимали участие виднейшие французские философы и ученые.
Французское
Просвещение состояло из различных
по политической и философской радикальности
учений. Вольтер большую часть
жизни выступал за "просвещенный
абсолютизм", верил в способность
"философа на троне" употребить неограниченную
власть для установления разумного
и совершенного общественного строя.
Руссо был республиканцем. Целый
ряд мыслителей Просвещения считали
наиболее разумным государственным
устройством конституционную
Общественная
мысль и культура всех стран Европы
развивалась в том же русле, что
и культура Франции. Идеи Просвещения
определяли творчество английских писателей
Джонатана Свифта (1667-1745), Генри Филдинга
(1707-1754), Ричарда Шеридана (1751-1816), выдающегося
немецкого поэта Иоганна
Восемнадцатый век, расширив и углубив достижения предшествующей эпохи, внес много нового в развитие искусства европейских стран. Во всех сферах культуры и искусства торжествовало светское начало. В зодчестве преобладающим стало гражданское строительство, в живописи дальнейшее развитие получили светские жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, изображение быта.
В
восемнадцатом столетии утверждается
новое отношение к человеку, значение
личности чаще, чем прежде, оказывается
независимым от сословных прерогатив.
Поиски новых духовных ценностей
нередко ведутся в сфере
Искусство XVIII века чрезвычайно многообразно и противоречиво. Не существовало единого стиля, объединяющего все разноречивые искания эпохи. Однако исследователи условно выделяют следующие стилистические тенденции: в начале и середине столетия определяющей тенденцией было позднее барокко, которое почти повсеместно перерождалось в рококо. Во второй половине века господствующей тенденцией стал классицизм. Вместе с тем получает дальнейшее развитие реализм, отразивший взгляды "третьего сословия"; важнейшие достижения реализма были осуществлены в английском искусстве. Во второй половине XVIII века в европейской культуре формируется новый стиль - сентиментализм.
Рококо (франц. rocaile - раковина, завиток) - художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Рококо возникло и достигло расцвета в 20 - 40-е годы XVIII века во Франции. Этот стиль стал украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати. Однако, чуткое к изящному, искусство рококо проникнуто игривостью и остроумием, в нем находили отражение эпикурейство (наслаждение жизнью), вольнодумство и легкомыслие, ставшие модой высшего общества.
Рококо
получило свое распространение в
архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных
изделиях, резьбе, керамике. Архитектура
рококо - это городской дом, небольшой
особняк французской
С интерьером дома тесно связана живопись рококо. В росписях плафонов, стен, в гобеленах и станковых картинах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию декоративными пятнами; достижение общей легкости подчеркнуто светлой палитрой, предпочтением блеклых, серебристо-голубых, золотистых и розовых оттенков. Наиболее известными художниками, работавшими в стиле рококо, считаются Антуан Ватто (1684 - 1721) и Франсуа Буше (1703 - 1770).
В стиле рококо работали фарфоровые заводы в Севре (Франция) и Мейсене (Германия). Там выпускали сервизы в виде плодов и овощей (блюдо в виде виноградного листа, соусница - дыня, ваза - розовый куст с сидящей на нем бабочкой). Все это напоминало забавный маскарад, где вещи представлялись не тем, чем они были на самом деле.
Во второй половине XVIII века классицизм переживает свой новый подъем. Классицизм становится художественным языком Просвещения. Разум вновь становится главным критерием в познании прекрасного. В произведениях искусства и литературы звучат идеи свободы, призыв воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям; утверждаются права личности. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф. Шиллера, И. Гете, Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Франца Йозефа Гайдна (1732-1809), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жана Луи Давида (1748-1825) и многих других.
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, франц. sentiment - чувство) - художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее "естественное" чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения. Вместе с тем сентиментализм - это одно из явлений Просвещения. Раскрепощение личности составляет основной пафос просветительской идеологии и выросшего на ее основе сентиментализма. Идейной основой этого художественного направления стала философия Джона Локка, утверждавшего, что ощущения - отправная точка процесса познания. Сентименталисты понимали чувства не только как орудие познания, но и как способность отзываться на радости и страдания других людей. Чувства - это основа "страстей", волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным действиям.
Если в центре внимания классицистов стояло государство, то сентименталисты выдвинули в центр человека, при этом ценность человека обусловлена не принадлежностью к высшим сословиям, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентименталистских произведений являются поэтому представителями низших и средних слоев. Классицисты изображали не конкретного человека, а черты, присущие типу. В центре внимания сентименталистов находился конкретный человек с индивидуальной судьбой, его внутренний мир, чувства и настроения. Новое содержания влечет за собой появление новых жанров в литературе: повести, романа, дневника, исповеди, "путешествия", помогающих раскрыть внутренний мир героев и самого автора.
Сентиментализм оформлялся концептуально в Англии, в творчестве английского писателя Дж. Томсона. Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма - меланхолическая мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенная чувствительность. Для сентиментализма характерны обращения к идиллическим картинам природы, к "естественной" жизни поселян и вообще "маленького" человека.
Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре (литературе, живописи, музыке). В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения "Буря и натиск" - И.В. Гете, Ф. Шиллер и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж. - Ж. Руссо "Новая Элоиза".
В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. С одной стороны, это период рассвета классической европейской культуры, когда в полной мере проявляются все ее основные черты. С другой стороны, XIX век вошел в историю Европы как эпоха кардинальных перемен и выдающихся достижений, оказавших серьезное влияние на всю западную культуру. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет так характеризует эти перемены: "Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком. Создан совершенно новый фон, новое поприще для современного человека, - и физически, и социально. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем "техники". Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше, XIX век провел их в жизнь".
К
середине XIX века в большинстве стран
Европы и Северной Америки завершается
капиталистическая
Решающую роль в разработке принципов демократии сыграл либерализм (лат. liberalis - свободный). Основным в либерализме является принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности как перед самим собой, так и перед обществом. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологической установке принципы индивидуализма и гуманизма. Хотя либерализм как идейно-теоритическое и общественно-политическое движение сформировался еще в конце XVII-XVIII вв., только в XIX веке принципы либерализма, демократии стали проводиться в жизнь, в практику государственного строительства. В рассматриваемый период в Западной Европе складываются различные формы конституционных монархий и парламентских республик, образуются политические партии.