Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:23, доклад
Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.
Универсально-тематические издания отражают все сферы жизни общества, а монотематические отдают предпочтение отдельным темам – образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, экологии, географии, досугу, отдыху и т.д. Их тематический диапазон достаточно широк. В дальнейшем можно предположить появление новых изданий, освещающих и другие темы, еще не охваченные детской и юношеской журналистикой.
Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские – самодеятельного детского творчества. Специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства – от корректора, репортера до главного редактора – работают сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей (часто таковыми выступают детские информационные агентства) и печатаются типографским или компьютерным способом. Руководят ими опытные журналисты и педагоги, стремящиеся придать содержанию и форме этих изданий профессиональный уровень.
Тот факт, что создатели юнкоровских изданий в силу своего возраста и круга интересов стоят ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет таким изданиям быть особо интересными для юного читателя, а главное – непохожими на издания традиционной прессы. Сосуществование традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства влияет на многие стороны изданий обеих групп. Изменяются их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.
Сегодня группа
традиционных изданий для юной аудитории
представлена различными видами периодики
– газетами, журналами и приложениями
к ним (редко альманахами, дайджестами).
Новым для этой группы изданий
стало появление в ней
о последним данным агентства «Юнпресс», группа юнкоровских изданий включает в себя около тысячи самостоятельных, в основном городских и районных газет (редко журналов, дайджестов), подготовленных силами детей и подростков. Среди них можно выделить газеты «Глагол», «Юношеская газета» (Москва), «Рост» (Новосибирск), «Окно» (Екатеринбург), «Авоська» (Глазов, Удмуртия), «Живая шляпа» (Дубна), «Золотой ключик» (Липецк), «Новая улица» (Волгоград), «Калейдоскоп» (Благовещенск), «Кутерьма» (Стрежевой, Томская обл.), «Рыжий кот» (Жуковский, Московская обл.) и др.
Первое в России
детское и юношеское
В 1995 г. «Юнпресс» стало абонентом глобальной информационной сети GlasNet. Это позволило ему с помощью электронной почты установить оперативную связь с юными корреспондентами на местах, получать «горячую» информацию из различных источников, мгновенно распространять ее по всей России. В 1997–1998 гг. «Юношеская газета» подготовила несколько специальных региональных выпусков (в виде вкладышей в газете) совместно с юнкорами из городов Липецка, Саратова, Стрежевого (Томская обл.), Ноябрьска (Тюменская обл.). Практиковались и командировки юных корреспондентов из разных городов страны в «Юношескую газету». Во время проведения Всемирных юношеских игр детский пресс-центр агентства, в котором сотрудничали лучшие юнкоры России, выпустил 11 спецвыпусков «Юношеской газеты» под названием «Олимпийская деревня-98» на русском, английском и французском языках (тираж каждого спецвыпуска – 5 тыс. экз.), подготовил несколько сюжетов в выходивших в то время телепрограммах ОРТ «Доброе утро», «Марафон-15», на «Радио России», «Радио-1» и т.д.
Агентство «Юнпресс», продолжая контактировать с местными подростковыми изданиями и оказывать им информационную и методическую поддержку, стало центром юнкоровского движения России.
К юнкоровским изданиям можно отнести и специальные подростковые странички во взрослых изданиях, своеобразные «газеты в газете». Сегодня в разных городах и регионах России их готовят юнкоровские редакции, пресс-центры или агентства. Среди них «Привет» в газете «Миасский рабочий», «Школяр» в газете «Вечерняя Уфа», «Старая мельница» в газете «Вечерний Новосибирск», «Большая переменка» в газете «Смена» (Белгород), «Емеля» в газете «Золотое кольцо» (Ярославль).
Эти странички во взрослых изданиях являются прекрасной школой для начинающих журналистов.
Периодика для
юной аудитории содержит произведения,
принадлежащие к различным
Это характерно для традиционных и юнкоровских изданий универсального типа («Пионерская правда», «Глагол», «Юношеская газета», «Рост», «Окно», за исключением их тематических выпусков, рассказывающих только о музыке, только об экологии и т.д.), традиционных научно-популярных журналов монотематического типа («Юнга», «Юный натуралист», «Юный техник» и др.), традиционных литературно-художественных журналов («Школьная роман-газета», «Мы», «Детское чтение для сердца и разума» и др.).
Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции.
В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. В последнее время функция общения, реализуемая в основном юнкоровской прессой[54], приобретает все большее значение. На страницах газет и журналов часто ведутся диспуты, дискуссии, споры, высказываются различные точки зрения ребят по одному и тому же вопросу. А разрешение спорной ситуации обычно происходит путем выбора наиболее убедительной аргументации, обоснованных выводов.
Юнкоровские издания предоставляют своим авторам возможность для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности.
Заметное место
в детской и юношеской
Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.
Функциональная структура детских и юношеских СМИ соответствует их типологической структуре.
По своему целевому назначению можно выделить:
„ информационно-публицистические издания, цель которых состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на сознательный выбор средств решения проблем («Пионерская правда», «Глагол» (Москва), «Пять углов» (Санкт-Петербург), «Окно» (Екатеринбург) и др.);
„ издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Авто-Юниор», «Юнга», «Муравейник»). К научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний. Однако издания в одном случае служат целям просветительского характера (научно-популярные), а в другом – обучения (учебные и учебно-методические). Необходимо отметить издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников (специальные издания по экономике, иностранному языку, программы внешкольного чтения и т.д.). Это «Школьный экономический журнал», журналы «Hello», «Открытый лицей» и др.;
„ художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Детское чтение для сердца и разума», «Ванька-Встанька», «Школьная роман-газета», «Мы», «Недоросль», «Баламут» (Санкт-Петербург), «Родничок» (Пермь) и др.). В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются и материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю;
„ развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (газеты «Катавасия», «Поле чудес для детей», «Снип-снап-снуре», «Абракадабра», журналы «Головоломки», «Забавки», «Веселые медвежата», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя» и др.).
В практике современного теле- и радиовещания для подрастающего поколения существует аналогичное разделение передач по целевому назначению: информационно-публицистические – «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Шалтай-Болтай» («Радио России»); научно-популярные – «Волшебный чемодан» (РТР), «Умники и умницы» (ОРТ), «Улица Сезам» (НТВ), «Полный вперед», «Школа Незнаек», «Лицей» («Радио России»); художественные – «Чудо-сказка» (РТР), «В тридевятом царстве» (ОРТ), «Играем в сказку» («Радио России»); развлекательные – «Лукоморье» (РТР), «Летающий диван», «Квадраслов» («Радио России») и др.
Большинство изданий, а также теле- и радиопередач, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу «развлекая – поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников. Элементы соревнования, состязания на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды) очень часто являются составной частью подобных изданий.
Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.
Целевое назначение
современной детской и
В настоящее время в печати есть детские издания, представляющие собой официальные органы государственных и общественных организаций (например, издателем «Пионерской правды» является Акционерное общество «Молодая гвардия», издателем «Глагола» – Союз журналистов Москвы). Необходимо отметить, что рассматриваемые издания не заявляют о тех или иных политических предпочтениях и в большинстве своем называют себя независимыми газетами для детей и подростков.
Целевая направленность
изданий, популяризирующих науку, технику,
искусство, определяется субъектами образовательного,
просветительского и