Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:23, доклад
Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
Специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. На 1 января 1998 г. Роскомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 200 детских и юношеских газет и 300 журналов.
Основным типоформирующим признаком всех рассматриваемых изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.
Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.
Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырех типов изданий:
„ для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);
„ для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);
„ для подростков (газеты «Пионерская правда», «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);
для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).
Знание возрастных
особенностей помогает редакции учитывать
интересы и удовлетворять потребности
юной аудитории. В зависимости от
того, на какой возраст рассчитано
издание, редакция определяет его содержание,
структуру, форму, объем. Учитываются
и социально-психологические
В дошкольном возрасте
преобладает интерес к
Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать содержание изданий им помогают ведущие – обычно это персонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок. В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещается одна тема (журнал «Для самых-самых маленьких»), поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность, отрывочность.
Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте – учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти издания многотемны: они включают в себя несколько рубрик. (В журнале «Мастерилка» есть рубрики «Приданое для кукол», «Кулинария», «Самолеты», «Корабли» и др.)
В подростковом
возрасте происходит становление доминирующей
направленности в познавательных интересах.
В разнообразных по тематике изданиях
для подростков особенно заметен
процесс их дифференциации по интересам
аудитории. Это связано с тем,
что у ребят возникает
В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка). До недавнего времени информация на эту тему в изданиях для подростков строго дозировалась, а проблема секса и вообще была под строгим запретом. В последнее время отдельные издания модернизировали свою структуру, стали более свободно освещать «трудные» проблемы. К тому же появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого нового направления развития детской журналистики служит журнал «Cool» (1997), выходящий под девизом «Это круто», на страницах которого публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания и т.д. Журнал ведет активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы – ответы), пытается оказать психологическую помошь. В нем часто используется молодежный сленг. Пока трудно предсказать дальнейшую судьбу журнала, проанализировать положительные и отрицательные стороны его воздействия на подростковую аудиторию, но можно отметить тот факт, что за короткий срок он стал заметным явлением на российском информационном рынке.
Старший школьный
возраст – время
Старшеклассники
стремятся к самовыражению, к
проявлению индивидуальности. Поэтому
журналы для них большое
Юношеская пресса, подражая взрослой бульварной прессе, большое внимание уделяет «звездным» новостям (шоу-бизнес, эстрада, видео, кино, музыка). Она не оставляет без внимания и личную жизнь известных музыкантов, артистов эстрады и кино, спортсменов и т.д. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и сексе «Шестнадцать» (приложение к журналу «Ровесник»), адресованный тем, «кто хочет знать о сексе, но боится спросить».
Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам – дошкольникам и младшим школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые медвежата», «Забавки», «Миша», «Куча мала», «Плюс Я», «Свирелька» и др.), младшим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Стригунок», «Свирель», «Ванька-Встань-ка», «С нами Бог» и др.), подросткам и старшеклассникам (газета «Радость», журналы «Мы», «Школьная роман-газета», «Первый тайм», «Штучка», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.). Причем издания для старшеклассников тоже имеют условную верхнюю возрастную границу. Материалы, опубликованные в этих журналах, представляют интерес и для молодежной аудитории.
На телевидении и радио процесс расширения возрастных рамок аудитории затронул почти все передачи. Это телепередачи, рассчитанные на дошкольников и младших школьников — «В тридевятом царстве» (ОРТ), на подростков и старшеклассников «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Башня» (РТР), «Как заработать миллион» («Радио-1»)[53] и др. Более того, детская редакции «Радио России» каждую передачу адресует сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и школьникам до 10 лет («Полный вперед», «Играем в сказку», «Безумное чаепитие», «Летающий диван», «Школа Незнаек» (Москва), «Встреча с Котом Мурычем» (Санкт-Петербург) и др., выходящие под общим названием «Детский остров»), а также подросткам и старшеклассникам («Лицей», «Счастливый билет», «Солнечный круг», «Любопытство не порок», «Квадраслов», «Шалтай-Болтай» и др.). Лишь некоторые теле- и радиопередачи рассчитаны на определенную возрастную группу: на дошкольников – «Спокойной ночи, малыши» (ОРТ), «Лукоморье» (РТР), «Радио-1» – малышам» или на старшеклассников – «Умники и умницы» (ОРТ), «Перекресток» («Радио-1») и др.
Появление в
детской и юношеской
Анализируемая аудитория многослойна, поэтому и издания, адресованные ей, разделяются на группы по многим типоформирующим признакам, зависящим от характера аудитории:
„ по признакам пола: для мальчиков (журнал «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков») и девочек (журналы «АиФ. ИКС-Пилот для девочек», «Саратога», «Маруся», «Вероника», «Между нами, девочками», «Cool Girl», «Штучка» — приложение к журналу «Ровесник» и др.);
„ по мировоззренческим признакам: для верующих (православные журналы «С нами Бог», «Божий мир»).
Особые специфические социальные группы аудитории обусловили появление изданий:
„ для воспитанников детских домов и школ-интернатов (ежемесячная передача «Солнечный круг», выходящая на «Радио России»);
„ для детей-инвалидов (ежемесячный универсальный по содержанию журнал «Школьный вестник» печатается для незрячих и слабовидящих детей рельефно-точечным шрифтом Брайля; детский орден милосердия издает ежеквартальный журнал «Время колокольчиков» для детей с ограниченными физическими возможностями). Такие издания и радиопередачи – новое направление в работе журналистики.
Детские и юношеские СМИ стали в большей степени соответствовать реальным запросам аудитории, учитывать ее разнообразные интересы и потребности. Почувствовав близость тематики публикаций к собственным интересам, читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).
Еще одним признаком, позволяющим группировать издания в зависимости от характера аудитории, является масштаб их распространения. По этому признаку можно выделить следующие группы:
„ издания, распространяемые по России, государствам СНГ и ближнему зарубежью (газеты «Пионерская правда», «Поле чудес для детей», журналы «Пионер», «Мы», «Штучка», «Школьная роман-газета», «Том и Джерри» и др.);
„ издания, распространяемые по России и государствам СНГ (журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Куча мала», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.);
„ издания, распространяемые только по России (газета «Радость», журналы «Для самых-самых маленьких», «Поиграем в сказку», «Карапуз», «С нами Бог» и др.);
„ региональные издания на русском и национальном языках, часто двуязычные (более 120 газет и 90 журналов). Среди них газета «Тетте» («Игрушка») и журнал «Танташ» («Ровесник») (Чебоксары, на чувашском языке); журналы «Якстерь Тяштеня» («Красная звездочка») (Саранск, на мокшанском языке); «Ногдзау» («Пионер») (Владикавказ, на осетинском языке); «Баир» («Радость») (Элиста, на калмыцком и русском языках), «Сабыйга» («Ребенку») (Казань, на татарском и русском языках) и др. Эти ежемесячные литературно-художественные журналы имеют небольшой тираж – 2–3 тыс. экз.;
„ издания, ориентирующиеся на детское население отдельных территориальных единиц РФ: областная пресса (от двух до восьми изданий в каждой области), районная и городская («Знайка», Саратовская обл.; «Новая улица», Волгоградская обл.; «Донской прибой» в газете для взрослых «Борьба», Волгоградская обл.; «Рыжий кот», Московская обл.; и др.);
„ издания школьной прессы, выпускаемые, как правило, для учащихся одного учебного заведения (школы, лицея, гимназии, колледжа, техникума).
Немногочисленная
группа международных изданий, как
правило, имеет громкое определение
в маркировке, а не реальное распространение
на такой широкий регион. Лишь некоторые
журналы преуспевающих
Детская и юношеская пресса в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, старается завоевать популярность в своей аудитории.
У юных читателей
появилась возможность выбирать
те издания, которые вызывают у них
интерес, помогают сориентироваться в
сложных проблемах
По характеру информации издания делятся на универсально-тематические и монотематические.