Детская и юношеская журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:23, доклад

Краткое описание

Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Файлы: 1 файл

ДЕТСКАЯ И ЮНОШЕСКАЯ ПРЕССА.docx

— 52.07 Кб (Скачать)

Детская и юношеская  журналистика – самостоятельное  звено общей системы средств  массовой информации. Она приобщает  подрастающее поколение к интеллектуальному  и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория  познает мир.

Специфика этого  вида журналистики определяется четко  выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются  особые, специфические приемы отображения  действительности, собственные выразительные  средства, формы, способы контакта с  аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей  и подростков, она активно взаимодействует  как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с  различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР  выходило 15 пионерских газет и 36 детских  журналов, а в последнее время  их количество увеличилось в несколько  раз. На 1 января 1998 г. Роскомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 200 детских и юношеских газет и 300 журналов.

Основным типоформирующим  признаком всех рассматриваемых  изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят  эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших  школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция  между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях  биологического, психологического и  социального развития.

Возрастные особенности  юной аудитории и своеобразие  работы с каждой из возрастных групп  определили возникновение четырех  типов изданий:

„     для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);

„     для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);

„     для подростков (газеты «Пионерская правда», «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);   

 для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать  интересы и удовлетворять потребности  юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются  и социально-психологические характеристики читателей.

В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым  ситуациям. Небольшие по объему издания  для этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.

Дошкольники еще  не осознают разницы между миром  реальным и фантастическим. Поэтому  воспринимать содержание изданий им помогают ведущие – обычно это  персонажи из народных либо созданных  классиками русской или зарубежной литературы сказок. В изданиях для  этой возрастной группы, как правило, освещается одна тема (журнал «Для самых-самых  маленьких»), поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность, отрывочность.

Основной деятельностью  в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте – учение, хотя потребность в  игре, в развлечении у ребенка  по-прежнему велика. Издания для  этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях  организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти  издания многотемны: они включают в себя несколько рубрик. (В журнале «Мастерилка» есть рубрики «Приданое для кукол», «Кулинария», «Самолеты», «Корабли» и др.)

В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности в познавательных интересах. В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен  процесс их дифференциации по интересам  аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность  в знаниях, выходящих за пределы  школьной программы, появляется интерес  к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного  производства – науке и технике, литературе и искусству, бизнесу  и предпринимательству, спорту. В  последнее время пользующиеся популярностью  у нескольких поколений журналы  «Юный натуралист», «Юный техник»  дополнились новыми научно-популярными  изданиями или приложениями к  ним: «А почему?», «Левша», «Юнга», «Авто-Юниор» и др. Авторами этих изданий часто  становятся известные ученые, бизнесмены, деятели культуры и искусства  и т.д.

В этом возрасте подростков начинают интересовать различные  аспекты взрослой жизни: новости  из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка). До недавнего времени информация на эту тему в изданиях для подростков строго дозировалась, а проблема секса и вообще была под строгим запретом. В последнее время отдельные издания модернизировали свою структуру, стали более свободно освещать «трудные» проблемы. К тому же появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого нового направления развития детской журналистики служит журнал «Cool» (1997), выходящий под девизом «Это круто», на страницах которого публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания и т.д. Журнал ведет активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы – ответы), пытается оказать психологическую помошь. В нем часто используется молодежный сленг. Пока трудно предсказать дальнейшую судьбу журнала, проанализировать положительные и отрицательные стороны его воздействия на подростковую аудиторию, но можно отметить тот факт, что за короткий срок он стал заметным явлением на российском информационном рынке.

Старший школьный возраст – время непосредственной подготовки юношей и девушек к  взрослой жизни. В отечественной  психологии его называют возрастом  открытия «Я». Старшеклассники стремятся  глубже понять себя, сложную область  человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое  количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества (рубрики в  журнале «Маруся» – «Помоги, Алена!», «Милый Андрей»).

Старшеклассники стремятся к самовыражению, к  проявлению индивидуальности. Поэтому  журналы для них большое внимание уделяют стилю жизни современной  молодежи: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов  и модельеров. Причем публикуемые  материалы обращены к разным социальным слоям аудитории. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, принять гостей, отдохнуть, несмотря на отсутствие денег (в журнале «Штучка» – рубрика «Своими руками», а в «Марусе» – «С миру по нитке», в «Между нами, девочками» – «Второе дыхание»).

Юношеская пресса, подражая взрослой бульварной прессе, большое внимание уделяет «звездным» новостям (шоу-бизнес, эстрада, видео, кино, музыка). Она не оставляет без внимания и личную жизнь известных музыкантов, артистов эстрады и кино, спортсменов и т.д. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и сексе «Шестнадцать» (приложение к журналу «Ровесник»), адресованный тем, «кто хочет знать о сексе, но боится спросить».

Большинство изданий  для детей и юношества в  условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу  к нескольким возрастным группам  – дошкольникам и младшим школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые медвежата», «Забавки», «Миша», «Куча мала», «Плюс Я», «Свирелька» и др.), младшим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Стригунок», «Свирель», «Ванька-Встань-ка», «С нами Бог» и др.), подросткам и старшеклассникам (газета «Радость», журналы «Мы», «Школьная роман-газета», «Первый тайм», «Штучка», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.). Причем издания для старшеклассников тоже имеют условную верхнюю возрастную границу. Материалы, опубликованные в этих журналах, представляют интерес и для молодежной аудитории.

На телевидении  и радио процесс расширения возрастных рамок аудитории затронул почти  все передачи. Это телепередачи, рассчитанные на дошкольников и младших школьников — «В тридевятом царстве» (ОРТ), на подростков и старшеклассников «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Башня» (РТР), «Как заработать миллион» («Радио-1»)[53] и др. Более того, детская редакции «Радио России» каждую передачу адресует сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и школьникам до 10 лет («Полный вперед», «Играем в сказку», «Безумное чаепитие», «Летающий диван», «Школа Незнаек» (Москва), «Встреча с Котом Мурычем» (Санкт-Петербург) и др., выходящие под общим названием «Детский остров»), а также подросткам и старшеклассникам («Лицей», «Счастливый билет», «Солнечный круг», «Любопытство не порок», «Квадраслов», «Шалтай-Болтай» и др.). Лишь некоторые теле- и радиопередачи рассчитаны на определенную возрастную группу: на дошкольников – «Спокойной ночи, малыши» (ОРТ), «Лукоморье» (РТР), «Радио-1» – малышам» или на старшеклассников – «Умники и умницы» (ОРТ), «Перекресток» («Радио-1») и др.

Появление в  детской и юношеской журналистике изданий, теле-и радиопередач, которые ориентированы на разновозрастную аудиторию, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу, с другой – отдельные издания «взрослеют» в силу экономических обстоятельств (детское и юношеское издание нерентабельно и не может существовать без государственной или спонсорской поддержки).

Анализируемая аудитория многослойна, поэтому  и издания, адресованные ей, разделяются  на группы по многим типоформирующим  признакам, зависящим от характера  аудитории:

„     по признакам пола: для мальчиков (журнал «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков») и девочек (журналы «АиФ. ИКС-Пилот для девочек», «Саратога», «Маруся», «Вероника», «Между нами, девочками», «Cool Girl», «Штучка» — приложение к журналу «Ровесник» и др.);

„     по мировоззренческим признакам: для верующих (православные журналы «С нами Бог», «Божий мир»).

Особые специфические  социальные группы аудитории обусловили появление изданий:

„     для воспитанников детских домов и школ-интернатов (ежемесячная передача «Солнечный круг», выходящая на «Радио России»);

„     для детей-инвалидов (ежемесячный универсальный по содержанию журнал «Школьный вестник» печатается для незрячих и слабовидящих детей рельефно-точечным шрифтом Брайля; детский орден милосердия издает ежеквартальный журнал «Время колокольчиков» для детей с ограниченными физическими возможностями). Такие издания и радиопередачи – новое направление в работе журналистики.

Детские и юношеские  СМИ стали в большей степени  соответствовать реальным запросам аудитории, учитывать ее разнообразные  интересы и потребности. Почувствовав близость тематики публикаций к собственным  интересам, читатель легко идет на контакт  с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).

Еще одним признаком, позволяющим группировать издания  в зависимости от характера аудитории, является масштаб их распространения. По этому признаку можно выделить следующие группы:

„     издания, распространяемые по России, государствам СНГ и ближнему зарубежью (газеты «Пионерская правда», «Поле чудес для детей», журналы «Пионер», «Мы», «Штучка», «Школьная роман-газета», «Том и Джерри» и др.);

„     издания, распространяемые по России и государствам СНГ (журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Куча мала», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.);

„     издания, распространяемые только по России (газета «Радость», журналы «Для самых-самых маленьких», «Поиграем в сказку», «Карапуз», «С нами Бог» и др.);

„     региональные издания на русском и национальном языках, часто двуязычные (более 120 газет и 90 журналов). Среди них газета «Тетте» («Игрушка») и журнал «Танташ» («Ровесник») (Чебоксары, на чувашском языке); журналы «Якстерь Тяштеня» («Красная звездочка») (Саранск, на мокшанском языке); «Ногдзау» («Пионер») (Владикавказ, на осетинском языке); «Баир» («Радость») (Элиста, на калмыцком и русском языках), «Сабыйга» («Ребенку») (Казань, на татарском и русском языках) и др. Эти ежемесячные литературно-художественные журналы имеют небольшой тираж – 2–3 тыс. экз.;

„     издания, ориентирующиеся на детское население отдельных территориальных единиц РФ: областная пресса (от двух до восьми изданий в каждой области), районная и городская («Знайка», Саратовская обл.; «Новая улица», Волгоградская обл.; «Донской прибой» в газете для взрослых «Борьба», Волгоградская обл.; «Рыжий кот», Московская обл.; и др.);

„     издания школьной прессы, выпускаемые, как правило, для учащихся одного учебного заведения (школы, лицея, гимназии, колледжа, техникума).

Немногочисленная  группа международных изданий, как  правило, имеет громкое определение  в маркировке, а не реальное распространение  на такой широкий регион. Лишь некоторые  журналы преуспевающих издательских организаций – такие, как «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков», «АиФ. ИКС-Пилот  для девочек», «Миша», альманах «Клепа» и др., имеют своих подписчиков в дальнем зарубежье.

Детская и юношеская  пресса в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно  освещать проблемы реальной жизни детей  и подростков, старается завоевать  популярность в своей аудитории.

У юных читателей  появилась возможность выбирать те издания, которые вызывают у них  интерес, помогают сориентироваться в  сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Однако этот выбор ограничен высокими ценами на издания. Поэтому проблема дойти  до той части аудитории, на которую  издание рассчитано, – одна из самых  актуальных.

По характеру  информации издания делятся на универсально-тематические и монотематические.

Информация о работе Детская и юношеская журналистика