Детская и юношеская журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:23, доклад

Краткое описание

Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Файлы: 1 файл

ДЕТСКАЯ И ЮНОШЕСКАЯ ПРЕССА.docx

— 52.07 Кб (Скачать)

Совместные предприятия, коммерческие организации и частные  лица, как правило, выпускают развлекательные  издания, привлекающие внимание аудитории. Российско-датская компания «Эгмонт Россия ЛТД» (с 1992 г.) издает журналы «Дисней для малышей», «Микки Маус», «Микки-детектив», «Русалочка», «Барби», «Винни Пух» и др., а издательство «Махаон» (с 1993 г.) – журналы комиксов «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя», которые своими цветными иллюстрациями как бы продолжают популярные телевизионные мультсериалы. Издательство «Махаон» выпускает такие журналы тиражом в 100 тыс. экз., в два-три раза превышающим тираж остальных детских журнальных изданий. Исключение составляют лишь журналы Издательского дома «Бурда» – «Cool» и «Cool Girl» (с 1998 г.), имеющие самый большой тираж – 300 тыс. экз. Тиражи журналов комиксов целиком зависят от потребительского спроса. Издательства, выпускающие их, имеют возможность печатать дополнительные тиражи полюбившихся юной аудитории номеров журналов.

Наметилась тенденция  к концентрации нескольких изданий  в рамках одной издательской структуры. Например, популярная газета «Аргументы и факты» имеет четыре приложения, адресованные разным возрастным группам. Это «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков», «АиФ. ИКС-Пилот для девочек» (с 1993 г.), «АиФ. Детская энциклопедия» (с 1996 г.), «АиФ. Колобок и Два Жирафа» (с 1997 г.). Издательский Дом «Русская семья» наряду с журналом для взрослых «Очаг» выпускает газеты для детей и подростков «Жили-были» (с 1993 г.) и «Катавасия» (с 1997 г.). Аналогичные процессы, связанные с выпуском периодики для детей и юношества, происходят и в ряде других издательских организаций.

В журналистике появились издания, которые наряду с печатной продукцией предлагают юной аудитории видео- или аудиокассеты, позволяющие ей легче усваивать  содержание журналов с помощью визуальных и звуковых образов («Клепа», «АиФ. Колобок и Два Жирафа»).

Существуют также  и другие типологические признаки, которые влияют на особенности изданий  для юной аудитории: периодичность, объем информации, формат изданий, художественное оформление, тираж и т.д. В последнее  время наблюдаются изменения  во всех этих параметрах. На смену традиционной ежедневной газете для детей и  подростков «Пионерская правда»  пришли разнообразные, часто многоцветные еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные издания. Обычной для детских  журналов стала периодичность один выпуск в 2 месяца. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные  издания значительно увеличились  в объеме и содержат множество иллюстрированных материалов. Например, ранее четырехполосная «Пионерская правда» выходит в формате восьми- или шестнадцатиполосного (с приложениями) еженедельника, причем одну треть ее газетной площади занимают иллюстрации. Еженедельная газета «Бибигон» имеет 16 полос. Еженедельные или ежемесячные юнкоровские газеты содержат 4–8 полос (за исключением 12-полосной газеты «Рост»). Объем журналов для дошкольников и младших школьников составляет в основном 16–28 страниц, а для подростков и старшеклассников – 32–80 страниц.

Условия издания  и распространения традиционной и юнкоровской прессы различны. Если «Пионерская правда» имеет тираж 60 тыс. экз. и распространяется по России, странам СНГ и ближнему зарубежью, то у юнкоровских изданий тираж  небольшой – от 2 тыс. до 20 тыс. экз. и сфера их распространения ограничивается отдельными районами, городами страны, реже – областями и краями, а  иногда отдельными детскими учебными заведениями. Исключение составляют московские газеты «Глагол», «Юношеская газета»  и новосибирская газета «Рост», распространяющиеся по России и государствам СНГ.

Необходимо отметить наметившуюся в начале 90-х гг. тенденцию  резкого падения тиражей традиционных изданий , обусловленную рядом причин: постоянным ростом типографских расходов и услуг Роспечати, общим снижением интереса детей к чтению периодических изданий[55], обновлением рынка детской прессы и т.д. Но главной причиной явилось появление районных и городских изданий, максимально приближенных к интересам и потребностям ребенка.

Вместе с тем  в последние два-три года тиражи некоторых изданий для подростков и старшеклассников стабилизировались, а в отдельных случаях даже увеличились (тираж «Пионерской  правды» и журналов «Бумеранг» и  «Маруся» по сравнению с 1996 г. поднялся на 30 тыс. экз. и достиг соответственно 60 и 80 тыс. экз.). Самый большой тираж  остался у журналов комиксов. Его  превосходит лишь тираж новых  журналов, выпускаемых Издательским Домом «Бурда» для подростков.

тановление детской журналистики для детей. Л., 1983 и др. 
Специфика этого типа изданий определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. Расхожее мнение о том, что современные школьники ничего не читают, опровергают данные социологических исследований. Так, в рамках совместной трехлетние программы института журналистики Дортмундского университета и факультета филологии и журналистики Ростовского государственного университета было проведено анкетирование 15-летних школьников в 
 
 
Германии и в России. Оказалось, что большинство анкетируемых впервые познакомились с газетой еще до школы или в начальных классах. Более того, оказалось, что школьники читают больше, чем их родители: среди школьников 83% читателей, а среди родителей - только 73%.' 
Специализированная детско-юношеская газетная пресса является одним из важных элементов системы воспитания, социализации детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (журналами, теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой, религией). Естественно при этом, что детско-юношеские специализированные газеты, сообразуясь со своей аудиторией, применяют особые, специфические приемы отображения действительности, оперируют собственными выразительными средствами, вырабатывают особые формы и способы контакта с аудиторией. Ведь именно характер аудитории является основным типоформирующим признаком для всех модификаций рассматриваемого типа изданий. 
Психологи делят детско-юношескую аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). Поскольку эти группы находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития, то и пресса для них создается с учетом этих особенностей (по содержанию, форме, структуре, формату, объему). 
1 Корнилов Е.А., Беспалова А.Г. и др. Молодежная аудитория общественно политических газет // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. / Материалы международной научной конференции (Ростов-на-Дону - Адлер, 6-12 сентября 2003.). Вып.1 [Актуальные проблемы журналистики]. Ростов-на-Дону, 2003. С. 17-19. 
 
В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым формам общения. Этому как нельзя лучше отвечают журналы "Для самых-самых маленьких", "Веселые картинки"

тыс. экз.)1. Таким  образом наблюдается значительный рост газетно-журнальной периодики для детей и юношества. 
К сожалению, научное изучение этого большого типологического отряда периодических изданий в значительной степени отстает от нужд и запросов современной детско-юношеской журналистики. Большинство научных работ о детско-юношеской журналистике относятся к советскому периоду ее функционирования. Современное состояние детско-юношеской прессы наиболее подробно рассмотрено в учебном пособии "Система средств массовой информации в России" (М., 2001). 
Детско-юношеская журналистика является самостоятельным типологическим отрядом в системе средств массовой коммуникации. Она выполняет социально важную задачу приобщения подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являясь тем самым связующим звеном передачи социальной информации от старшего поколения к младшему и одновременно каналом коммуникации, дающим возможность детям общаться друг с другом. 
Печать Российской Федерации в 2002 году. Статистический сборник. М., 2003. С. 151, 171. 
2 Богатырева Ю.И. Из истории создания печатной пионерской газеты (19221928гг). Авт. реф. дис... канд. филол. наук. Л., 1972; ТимофееваИ.Н. Роль журнала "Пионер" в развитии советской детской литературы (1924-1932годы). Авт.реф.дис. ... канд. филол. наук. Л., 1954; АлексееваМ.И. О публицистике детских журналов второй половины 1920-х годов // Вест.МГУ.Сер.Ю, Журналистика. 1979.№2; Холмов М. Становление детской журналистики для детей. Л., 1983 и др. 
Специфика этого типа изданий определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. Расхожее мнение о том, что современные школьники ничего не читают, опровергают данные социологических исследований. Так, в рамках совместной трехлетние программы института журналистики Дортмундского университета и факультета филологии и журналистики Ростовского государственного университета было проведено анкетирование 15-летних школьников в 
 
 
Германии и в России. Оказалось, что большинство анкетируемых впервые познакомились с газетой еще до школы или в начальных классах. Более того, оказалось, что школьники читают больше, чем их родители: среди школьников 83% читателей, а среди родителей - только 73%.' 
Специализированная детско-юношеская газетная пресса является одним из важных элементов системы воспитания, социализации детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (журналами, теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой, религией). Естественно при этом, что детско-юношеские специализированные газеты, сообразуясь со своей аудиторией, применяют особые, специфические приемы отображения действительности, оперируют собственными выразительными средствами, вырабатывают особые формы и способы контакта с аудиторией. Ведь именно характер аудитории является основным типоформирующим признаком для всех модификаций рассматриваемого типа изданий. 
Психологи делят детско-юношескую аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). Поскольку эти группы находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития, то и пресса для них создается с учетом этих особенностей (по содержанию, форме, структуре, формату, объему). 
1 Корнилов Е.А., Беспалова А.Г. и др. Молодежная аудитория общественно политических газет // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. / Материалы международной научной конференции (Ростов-на-Дону - Адлер, 6-12 сентября 2003.). Вып.1 [Актуальные проблемы журналистики]. Ростов-на-Дону, 2003. С. 17-19. 
 
В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым формам общения. Этому как нельзя лучше отвечают журналы "Для самых-самых маленьких", "Веселые картинки" 
 
 
 
и их приложение о природе - "Филя", "Новая игрушечка", "Дисней для малышей" и др. 
Для младших школьников также издаются в основном журналы: "Мурзилка", "Карапуз", "Мастерилка", "Поиграем в сказку" и др. От изданий для предыдущей возрастной группы они отличаются уже своей учебной нацеленностью, практическими советами малышам в организации учебного труда. Эти журналы более многотемны и включает в себя несколько рубрик. Так, в журнале "Мастерилка" есть рубрики "Приданое для кукол", "Кулинария", "Самолеты", "Корабли" и др. 
Для подростков 11-15 лет помимо журналов ("Пионер", "Юнга", "Соо1" и др.) издаются уже газеты: "Пионерская правда", "Бибигон", "Школяр", "Глалог". 
Для старшеклассников также издается достаточно много газет: "Старшеклассный", "Опасный возраст", "Юный предприниматель" и др. Все эти газеты политематичны и стараются писать обо всем, что так или иначе интересует подростков и юношей. 
В этом возрасте активно формируются познавательные интересы детей, выходящие за рамки школьной программы. Сферы их интересов в области науки и техники, литературы и искусства, бизнеса и предпринимательства, спорта обслуживают монотематические традиционные, завоевавшие популярность журналы: "Юный натуралист", "Юный техник", новые - "А почему?", "Левша", "Юнга", "Авто-Юниор". Школьников, естественно, начинают интересовать и проблемы взрослой жизни: шоу-бизнес, любовь, секс, культура (в особенности поп-, рок-музыка). Журнальные издания в большом объеме {даже в большем, чем необходимо) предоставляют подросткам и юношам информацию на эти темы. При этом многие издания копируют взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого направления развития 
 
 
детской журналистики служит журнал "Соо1" (1997), выходящий под девизом "Это круто".1 
Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка и довольно жесткой конкуренции, используя приемы бульварной прессы, стремятся привлечь внимание сразу нескольких возрастных групп детской аудитории. Особенно это характерно для таких изданий, как "Жили-были" (сказочная газета для дошкольников и младших школьников), "Почемучка" (газета для подростков и старшеклассников). 
Эти газеты создаются по принципу "развлекая-поучай". Игровые элементы, обязательные в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и.т.д.), часто используются в изданиях для старшеклассников. Элементы соревновательности на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, умным и.т.д. (конкурсы, викторины, тесты, головоломки, кроссворды) соседствуют с познавательной информацией по истории, астрономии, науке и технике, мира животных и растений. Осуществляя контактную функцию, подростково-юношеские газеты печатают письма школьников и их адреса для переписки. Например: "Меня зовут Андрей, мне 15 лет. Слушаю разную музыку. Хочу переписываться с девчонками 14-15 лет! Отвечу всем" и почтовый адрес. Такие письма печатаются целыми страницами. 
1 См.: Система средств массовой информации в России. Под ред. Засурского Я.Н.М.,2001.С.151. 
2 Почемучка. 2003. №13. 
Выбор у детской аудитории большой. Это отмечают все авторы, сколько-нибудь серьезно занимающиеся исследованиями в области детской журналистики. Но несмотря на все типологическое многообразие детско-юношеских периодических изданий, сама детская аудитория этой прессы значительно уменьшилась. Ведь только одна "Пионерская правда" в 1985 г. распространялась по всей территории Советского Союза тиражом 10,4 млн. 
 
 
экземпляров. В 2002 г. все детские газеты и журналы (печатные) имели в три раза меньший суммарный тираж - 3,4 млн. экземпляров.1 
Главная ежедневная газета для детей советского периода - "Пионерская правда" изменила не только свое "внешнее лицо", но и собственные функции. Эти функции были подчеркнуты в приветствии И.В.Сталина газете в честь ее двадцатилетия в 1945 г.: ""Пионерская правда" помогает советским детям овладевать знаниями, воспитывает пионеров и школьников в духе заветов нашего великого учителя Ленина. Желаю "Пионерской правде" новых успехов в деле воспитания юных ленинцев в духе преданности нашей Родине".2 Здесь подчеркнуты образовательная и воспитательная (идейное и патриотическое воспитание) функции газеты. Являясь изданием ЦК ВЛКСМ и всесоюзной пионерской организации, "Пионерская правда" в полном объеме выполняла свои функции, пусть даже с неким идеологическим налетом. Издание было не только авторитетным, но и популярным в детско-юношеской аудитории. 
После распада СССР тираж "Пионерской правды" (в 1996г.) упал до 30 тыс. экземпляров (в 333 раза!). Современная "Пионерская правда" издается Акционерным обществом "Молодая гвардия". Газета выходит в формате восьми - или шестнадцатиполосного еженедельника и носит весьма выраженный развлекательный характер (ведь треть газетного объема занято иллюстрациями), т.е. выполняет гедонистическую функцию, в первую очередь, а во вторую - образовательно-воспитательную. Об этом свидетельствует и приложения к газете: "Привет, мальчишки и девчонки!", "Юная Москва", "Олимпионик", "Светлячок" (для малышей). И хотя ареал распространения газеты по-прежнему остается самым широким (Россия, страны СНГ и ближнего зарубежья), тираж в 60-70 тыс.экземпляров говорит сам за себя. 
 
1 Печать Российской Федерации в 2002 году. Статистический сборник. М., 2003. С. 151, 171. 
2 Правда. 1945.10 июня. 
К сожалению, гораздо большее влияние на детскую аудиторию оказывают не лучшие кальки с западных детских журналов. Некоторые издания 
 
такого типа отмечают в своей книге московские исследователи. "Российско-датская компания "Эгмонт Россия ЛТД" (с 1992г.) издает журналы "Дисней для малышей", "Микки Маус", "Микки-детектив", "Русалочка", "Барби", "Вини Пух" и др., а издательство "Махаон" (1993г.) - журналы комиксов "Том и Джерри", "Черепашки ниндзя", которые своими цветными иллюстрациями как бы продолжают популярные телевизионные мультсериалы. Издательство "Махаон" выпускает такие журналы тиражом в 100 тыс.экз., в два - три раза превышающим тираж остальных детских журнальных изданий. Исключение составляют лишь журналы Издательского дома "Бурда" - "Соо1" и "Cool Girl" (С 1998г.), имеющие самый большой тираж - 300 тыс.экз.".1 
Популярность "крутому" журналу "Соо1" создает его ярко выраженная "глянцевая желтизна": здесь публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, о моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания, ведется диалог с подростками по интимным проблемам с использованием молодежного сленга. 
Московские исследователи не оценивают этот тип детской периодики ни с отрицательной, ни с положительной стороны. Косвенную оценку этому явлению на примере детской телепродукции дает А.А. Грабельников. В детских зарубежных мультфильмах, отмечает он, "горы трупов, стрельба и взрывы". "Начинались они на российском телеэкране с вроде бы невинных диснеевских "Утиных историй". Правда, все эти истории селезня дяди Скруджа и его утят племянником сводились в основном к поиску путей все большего обогащения. Цель каждого их нового путешествия всегда неизменна - деньги, сокровища, клады. Так исподволь маленьким россиянам внушается главная мечта и цель рыночного общества. 
 
1 Система средств массовой информации в России. Под ред. Засурского Я.Н. М.,2001.СЛ61. 
Вторая истина, которую усиленно навязывают эти мультфильмы, состоит в том, что насилие - основной способ существования человечества. Все их герои сражаются - кто кулаками, кто лазерным оружием. На этом и выстроены 
 
сюжеты мультсериалов "Черепашки ниндзя", "Роботек", "Спиди-гонщик", "Война роботов" и других.1 И все это стократно повторяется, развивается в журналах комиксов. 
Необходимо отметить, что в самих США уже много лет идет мощная волна общественных выступлений против сцен насилия в телефильмах и программах. Вопрос этот настолько серьезен ,что им занимался Конгресс. Количество подобных сцен в детских передачах гораздо больше, чем во взрослых. Социологи установили, что дети за час смотрят 32 акта насилия, а взрослые - 4. Жестокие персонажи в детских и взрослых программах в процентном отношении выглядят как 56% и 34%, жертвы насилия соответственно 74% и 34%, персонажи, так или иначе вовлеченные в акт насилия, - 79% и 47%. Все эти цифры можно отнести и к комиксам. 
Противостоять этому наплыву западной (в основном американской) детской "воспитательной культуре" помогла бы традиционно сложившаяся в России и в СССР детская журналистика (без идеологических догм). И поиск такого типа издания, как полагают многие деятели культуры и политики, должен вестись в русле "бывшей" "Пионерской правды". Агентство "JMA-Press" задало известным в нашей стране людям один вопрос: "6 марта 1925 года вышел первый номер "Пионерской правды". Нужна ли современным детям своя газета?".3 Вот что ответили на этот вопрос: 
1 Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.С.146-147. 
Орлинкова М. Фильм с ружьем // Известия. 1994. 10 сентября. 3 JMA-Press - вопрос дня //www.ima-media.ru. 2003.11 июля. 
 
Дмитрий Харатьян, актер: - Конечно, нужна. Было бы неплохо, если бы подрастающее поколение читало свою газету, отвечающую на многие интересующие детей вопросы. Я хорошо помню "Пионерскую правду" и журнал для юношества "Ровесник". У них правда, была некая идеологическая установка. Сейчас же в нашей стране такой национальной идеи нет. Вот и получается, что писать подобным изданиям не о чем. 
 
Борис Грачевский, кинорежиссер: - Детские издания нужны. Они являются некой общей составляющей взаимоотношений между государством и детьми. Кстати, и наш литературный журнал "Ералаш" делает все возможное для налаживания таких контактов. Это своего рода мост, который должны образовать не только газеты или журналы, но и детские теле- и шоу-программы. Все вместе. Конечно, при нынешнем развитии электронных СМИ специализированные издания для детей - не самый главный для них источник информации. Но всегда приятно иметь свою газету, например, в школе или во дворе. 
Юрий Энтин, псэт: - На 100 процентов уверен, что такая газета нужна. Если бы она появилась, я бы с ней с удовольствием сотрудничал. Кстати, хорошо, что власть, наконец, озаботилась детской проблемой. Но этого мало, Думаю неплохо было бы мне и остальным детским авторам написать президенту Путину письмо и изложить в нем свое видение жизни современных детей. Что же касается моих впечатлений от "Пионерской правде", то это издание, кстати, издававшееся многомиллионными тиражами, я выписывал в детстве. И в этой же газете опубликовал мои первые поэтические строчки. А позже руководство издания заказало мне - никому тогда не известному поэту -стихи. Так что у меня от "Пионерской правды" остались очень теплые воспоминания. 
Николай Ковалев, депутат Госдумы, экс-глава ФСБ: - Всероссийская подростковая газета, конечно, нужна. Ведь данная нища никем не заполнена. Причем это должно быть нечто, подобное "Пионерской правде", -такое же чистое в воспитательном плане издание. 
 
Фарида Гайнулина, заместитель руководителя фракции ОВР в Госдуме: -такая газета нужна. Причем она может способствовать формированию как общей культуры, так и политической. Что же до меня лично, то я в детстве "Пионерскую правду" читала постоянно. 
Валерий Воротников, зампредседателя Комитета Госдумы по законодательству: - Сегодня у нас полно всячесих детских изданий, но такого 
 
авторитета, как в свое время у "Пионерки", ни у одного нет. Поэтому прежде чем издавать газету, нужно создать всероссийскую детскую организацию, ведь "Пионерская правда" была органом Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Тогда газета будет действенная и эффективная. 
Существует много "рецептов" того, какой должна быть детская газета. Но на наш взгляд, хорошим руководством для издателей и журналистов (в том числе юнкоров) может послужить статья А.Засядько "Рецепт создания газеты"1. По мнению автора, в задачи детских изданий входят следующие: 
1. Создание информационного поля для детей и подростков в доступной и соответствующей возрастным особенностям форме. Отражение действительности, проектирование будущего, настрой на активный и здоровый образ жизни. 
2. Воспитание силой примера. 
3. Образование посредством конкурсов, викторин, игр, познавательной информации. 
4. Предоставление печатных площадей для реализации творческих, интеллектуальных и других способностей детей и подростков в форме, не противоречащей нравственным и правовым законам. 
5. Защита интересов детей и подростков с привлечением специальных служб. 
Таким образом, любое детское СМИ, кроме прямых, журналистских функций, выполняет еще и дополнительные функции: 
1 Засядько А. Рецепт создания газеты // www.websib.ru. 
• организаторскую, когда газет выступает в роли массовика-затейника, устраивая внешние праздники (шоу и театрализованные представления) и внутренние конкурсы; 
 
• педагогическую, когда журналисты-профессионалы с целью расширения авторского состава с определенным уровнем квалификации становятся преподавателями-профориентаторами, лекторами, экскурсоводами; 
•  
• профориентационную, погружая ребят в мир не только профессии корреспондента, а и ряда сопутствующих издательской деятельности и тех, с которыми во время сбора информации общается корреспондент; 
• воспитательную, когда, привлекая детей к настоящему делу, редакция, таким образом, организует их досуг, а с помощью познавательной, полезной информации способствует расширению кругозора. 
Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирая свою дорогу в жизни. 
По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы: 
• информационно-публицистические, цель которых - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем ("Пионерская правда", "Глагол"); 
• издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор, и религиозные издания, способствующие духовному просвещению; 
• развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке. 
Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и материалы, популяризующие искусство, историю.

Информация о работе Детская и юношеская журналистика