Детская психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Субъективное развитие реальности в детском возрасте сложный процесс развития ощущений, познавательных процессов и формирования мышления. По мере развития ребенка создается его индивидуальный внутренний мир. У каждого человека внутренний мир многообразен и сложен и на формирование картины мира влияет на сколько осознаются и развиты представления о себе, а также внутренние потребности, мотивы, желания, цели и планы, интересы, склонности, мечтания человека, это и его чувства, переживания, состояния, отношения, взгляды и убеждения. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Цель данной работы рассмотреть развитие субъективной реальности в детском возрасте.

Объект исследования - источники субъективности как особой реальности и механизмы становления.

Предмет исследования - развитие психики человека в онтогенезе.

Оглавление

Ведение …………………………………………………………………………………......3

Понятие субъективной реальности……………………………………………………..5

Закономерности развития субъективности в онтогенезе…………………………….6

Базисные общности, или ступени развития субъектности………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………………15

Список использованной литературы……………………………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат Детская психология.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО 
 
 

Контрольная работа № ____ 

по курсу _Детская психология

по теме Развитие субъективной реальности в детском возрасте. Анализ работ В. И. Слоботчикова, Е. И. Исаева.

Работу  выполнила (ф. и. о. студента)

____Кошовец ___Е.Ю

студент __5__ курса заочного отделения _________________психологии_________________факультета СГУ

группа  № ___556___ город _____Камышин___________ 

дата сдачи  работы в учебную часть "______"________ 20_11_ г. 

Работу  проверил (ф.и.о. преподавателя)

Купцова Н. В.

оценка  ______________ подпись_______________ дата проверки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Ведение …………………………………………………………………………………......3

Понятие субъективной реальности……………………………………………………..5

Закономерности  развития субъективности в онтогенезе…………………………….6

Базисные  общности, или ступени  развития субъектности………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………………15

Список  использованной литературы……………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение

     Субъективное  развитие реальности в детском возрасте сложный процесс развития ощущений, познавательных процессов и формирования мышления. По мере развития ребенка создается его индивидуальный внутренний мир. У каждого человека внутренний мир многообразен и сложен и на формирование картины мира влияет на сколько осознаются и развиты представления о себе, а также внутренние потребности, мотивы, желания, цели и планы, интересы, склонности, мечтания человека, это и его чувства, переживания, состояния, отношения, взгляды и убеждения. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Цель  данной работы рассмотреть развитие субъективной реальности в детском возрасте.

Объект  исследования - источники субъективности как особой реальности и механизмы становления.

Предмет исследования - развитие психики человека в онтогенезе.

      Развитие  психики человеческого индивида - это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это - внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

      Психика возникает на  определённой  ступени  биологической  эволюции,  и составляет неотъемлемый  её  фактор,  в  этом  контексте  она  обеспечивает адекватное приспособление организма ко  всё  более  усложняющимся  условиям существования.   Возникает   сознание   как   ведущий   уровень   регуляции деятельности, формируется личность – источник высших проявлений  активности психики [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие субъективной реальности 

      В.И.Слободчиков  определякт ключивые понятиразвития субъективной реальности через наличие изменений в процессе развития, Он исходит из различения психики и субъективности. Психика – это более широкое понятие, фиксирующее способ взаимодействия живых существ с окружающим миром. Субъективность выражает сущность внутреннего мира и родовую специфику человека, отличает его способ жизни от всякого другого. В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее становления и развития категория «практического отношения» является центральной. В человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе [4].

      Именно  поэтому субъективность составляет родовую специфику человека, принципиально  отличает собственно человеческий способ жизни от до- и сверхчеловеческого. Этот всеобщий способ и фундаментальный принцип – субъективность – обнаруживает себя в главной способности человека: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что и позволяет ему быть (становиться) действительным субъектом собственной жизни. Центральный феномен человеческой субъективности – рефлексия.

      Иными словами, по своей главной сути природа  человеческой субъективности находит  свое высшее выражение в способности к рефлексии как основополагающем механизме ее становления и развития в онтогенезе.  
 
 
 
 

Закономерности  развития субъективности в онтогенезе 

      В.И.Слободчиков  отмечает, что источником (объектом) развития не может быть взята сама субъективность или индивид, обладающий субъективностью. Это означало бы признание изначальной врожденности человеку этой реальности и предопределенности ее развития; такое понимание характерно для натурализма. Объектом (источником, ситуацией) развития субъективной реальности в онтогенезе является событийная общность, как особое пространство, где происходит рождение и развитие cубъективности человека. Если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых по сути и обеспечивается через данный канал [4].

      На психологическом уровне идея событийной общности тесным образом связана с известным представлением Л.С.Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции, об особом, находящемся между людьми, но никому лично не принадлежащем пространстве развертывания психических явлений. Ранее уже отмечалось, что для Л.С.Выготского главным источником психического развития является «социальная ситуация развития». Согласно его представлениям, социальная ситуация развития – это каждый раз своеобразное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных (а не абстрактно-общественных), живых, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально с матерью, затем с близкими, впоследствии – с дальними). Наличие и сам характер этих связей (физических, биохимических, психологических, социальных, духовных и др.), динамика их преобразования в систему предметных отношений как раз и образуют искомое единство исходных предпосылок и условий развития. Ребенок рождается не в качестве отдельного тела в пространстве тел физической реальности, а в культурно-историческом поле наличной социальности, наличных форм деятельности, наличных форм сознания. Своим рождением он поляризует это поле, преобразует жизнедеятельность взрослых в способ («орган») своего существования [5].

      Уникальную, внутренне противоречивую живую общность двух людей В.И.Слободчиков обозначает как событие, как нераздельность и неслиянность двух самобытных форм бытия. Событие и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Событие есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, события другими формами – более сложными и более высокого уровня развития.

      Условия и предпосылки развития. Родившийся человек должен сразу, с первого  шага реализовать свой человеческий способ жизни, но специальных, готовых средств такой реализации у него изначально нет. Таково бытийное противоречие человеческой жизни. Данное противоречие человек вынужден решать каждый раз практически, подтверждая и утверждая собой саму возможность быть человеком.

      Субъективная  реальность не предсуществует в теле человека, не пробуждается в нем и не дозревает. Но субъективность и не усваивается в готовом виде извне. Теории развития как теории усвоения (интериоризации) общественно-исторического опыта низводят природные качества человека до простого безразличия, до почвы, на которой, создав соответствующие условия, можно «вырастить» любое, самое экзотическое свойство. В то же время разного рода теории созревания и природной обусловленности делают ничтожной саму возможность человека быть самодействующим, самосознающим, саморазвивающимся существом.

      Для становления человеческой субъективности природное и общественное, социальное и биологическое есть прежде всего предпосылки («материал»), из которых живущий человек строит принципиально другое – нечто третье, способствующее освоению (превращению в свое) и противостоящих ему (а не внутри находящейся) его собственной природности и его же собственной социальности.

      Движущие  силы развития субъективной реальности. Ответив на вопрос: что развивается, В.И.Слободчиков говорит о необходимости описать сам процесс, динамику развития, т.е. показать, как развивается субъективность. Реализация принципа развития предполагает указание на исходное противоречие развития. С самой общей точки зрения исходное (основное) противоречие составляют процессы обособления- отождествления. Обособление – это отделение (физическое, психологическое, социальное и т.п.) ребенка от взрослого. Отождествление – это связывание, единение ребенка и взрослого (людей друг с другом). В психологической литературе процессы обособления-отождествления чаще обозначаются терминами индивидуализация – социализация [4]. При этом индивидуализация определяется как процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности, относительной автономности. Социализация трактуется как врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей. Д.И.Фельдштейн отмечает, что процессы индивидуализации – социализации «есть моменты единого процесса социального развития… необходимо предполагают друг друга. Индивидуализация есть неизбежный результат (оборотная сторона) процессов социализации, и, наоборот, дальнейшее развитие индивидуализации возможно лишь через социализацию, лишь на ее основе, только социализация дает «материал», из которого могут строиться индивидуальные «формы поведения». В.И.Слободчиков отмечает, что процессы «индивидуализации – социализации» могут быть фиксированы только во взаимоотношениях противостоящих друг другу индивида и социальной группы; в то время, как процессы «обособления – отождествления» разворачиваются между людьми, в со бытийной общности [4]. И в этом –принципиальное различие этих процессов. Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса обособления. Однако, здесь в это же время происходит и противоположно направленный процесс. Ребенок еще очень долгое время находится в системе устойчивых непосредственных связей со взрослыми; но главное – многое из их совместной жизнедеятельности направлено как раз на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства. Этот противоположный обособлению процесс можно обозначить как отождествление.

      В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что в принципе является фундаментальным условием становления индивидуальных способностей; в процессе отождествления – восстановление и порождение новых связей, что фактически лежит в основе приобщения к

общечеловеческим  формам культуры, носителем которых  является другой человек.

      Механизмы развития субъективности. Одним из конкретных механизмов развития является подражание (включая сюда различные формы импритинга, идентификации, телесного уподобления и бессознательной имитации). Важно учитывать, что подражание – в соответствии с известной мыслью Н.А.Бернштейна – это «повторение без повторения», встречное поведение (улыбка на улыбку, голос на голос, жест на жест и т.д.), поведение одного для другого, причем взаимно: ребенка для взрослого и взрослого для ребенка [4]. Так, взаимоподражанием они оказываются в событии, в совместной жизнедеятельности. Соответственно и подражание в этом случае не есть формальное копирование, а проигрывание и представление в материальных актах (эхопраксия и эхолалия) и в актах действенного символизма (мимика и пантомимика) определенных способов их взаимного обращения друг к другу; сами же эти способы становятся своеобразным языком события, обеспечивающим их взаимопонимание.

      Подражание всегда удваивает любую жизненную форму, делает не тем же, но таким же, так как реализует удваемую форму на другом материале (в другой телесности). Эти формы не конгруэнтны ( при наложении не совпадают), но изоморфны (обнаруживают тождество структур). За счет удвоения подражание обеспечивает связь, единство участников со-бытия во вполне определенном и общем для них содержании. Это сдвоенное содержание и есть то, что обычно обозначают как интериндивидуальное. В реальном общении взрослого и ребенка судьба подражательных форм может сложиться различно: некоторые из них ценностно поддерживаются взрослым, становясь ритуализированными системами действий (типа аккуратности, чистоплотности, этикетного поведения и т.п.); другие, не получив соответствующей поддержки, могут либо отмереть, либо приобрести неосознаваемый характер привычек, защитных действий.

      Становление же интраиндивидуального возможно лишь в случае раздвоения события, превращения одной из форм поведения в некоторую вполне определенную способность, принадлежащую уже кому-то одному, реализующую новое отношение к новому единтству. В таком случае должен существовать особый механизм (для подражания это невозможно, так как оно направлено на связывание); искомым механизмом может быть только рефлексия, которая по самому своему существу всегда есть разрыв, раздвоение и выход за пределы любого непосредственного, автоматически текущего процесса или состояния.

Информация о работе Детская психология