Детская психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Субъективное развитие реальности в детском возрасте сложный процесс развития ощущений, познавательных процессов и формирования мышления. По мере развития ребенка создается его индивидуальный внутренний мир. У каждого человека внутренний мир многообразен и сложен и на формирование картины мира влияет на сколько осознаются и развиты представления о себе, а также внутренние потребности, мотивы, желания, цели и планы, интересы, склонности, мечтания человека, это и его чувства, переживания, состояния, отношения, взгляды и убеждения. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Цель данной работы рассмотреть развитие субъективной реальности в детском возрасте.

Объект исследования - источники субъективности как особой реальности и механизмы становления.

Предмет исследования - развитие психики человека в онтогенезе.

Оглавление

Ведение …………………………………………………………………………………......3

Понятие субъективной реальности……………………………………………………..5

Закономерности развития субъективности в онтогенезе…………………………….6

Базисные общности, или ступени развития субъектности………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………………15

Список использованной литературы……………………………………………………16

Файлы: 1 файл

реферат Детская психология.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

      Ррефлексия есть то, что обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней. Направления, формы и результаты развития субъективной реальности. Изначально процесс становления субъективности осуществляется в общественно заданных формах обучения и воспитания – или в общественно заданном способе образования индивида (обретения им образа человеческого), становления его культурно-историческим субъектом; однако само развитие не тождественно обучению и воспитанию и не параллельно им. Тот или иной тип образования оказывается формой, в которой осуществляется и результируется процесс развития, он же задает и общее направление самому этому процессу.

      Взрослый  входит в событие как живой носитель существующей возрастной стратификации, символизации мира и его духовных смыслов, которые оказываются для него особой матрицей тех действий, с помощью которых он и сам самоопределяется в событии. В свою очередь, ребенок вначале входит в событие своей органичностью (живой пластичностью), можно сказать – предельной неопределенностью, незаданностью того или иного способа бытия, незаданностью своих способностей, а тем самым – максимально несвободным (еще некому быть свободным), «жертвой» внешней и внутренней стимуляции, «чистой» потенциальностью (даже «тело» еще не оформлено, есть только телесность). Требуется длительный процесс конвергенции, сворачивания «чистой» потенциальности в точку (обретение души), с которой только и возможно становление авторства и универсальность саморазвития [3].

      В событийной жизни ребенка в его пластичной органичности и действенной программы взрослого и начинается становление индивидуальных способностей, происходит обретение все большей свободы от своей незаданности и все большей свободы для своей собственной определенности и укорененности в человеческом сообществе. 
 

Базисные  общности, или ступени  развития субъектности 

      В построении любой человеческой общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. Эта смена не обязательно означает, что новая общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же самый человек, например, мама, но в новой жизненной позиции. В.И.Слободчиков кратко охарактеризуем их содержание, форму и тип партнерства[3].

      Первая  ступень. Оживление. Ребенок вместе с родным взрослым

(биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность, выстраиваемая в живой телесности партнеров общения, названа ступенью оживления не только в честь знаменитого «комплекса оживления» - главного эмоционального центра этой ступени. Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени – это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.

      Вторая  ступень. Одушевление. Ребенок вместе с близким взрослым осваивает  предметно- опосредованные формы общения и в плане совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером, и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития – это прямохождение и речь – как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью

одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что  именно здесь впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

      Третья  ступень. Персонализация. Партнером  растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как «учитель», «мастер», «наставник» и др., вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия – в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Слово «персонализация» соединяет значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной стороны, кульминационный момент личностного развития – появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости), с другой – принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы – освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой.

      Четвертая ступень. Индивидуализация. Партнером  молодого человека становится (в пределе) человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений. Обособляясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

      Пятая ступень. Универсализация, или выход  за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении и собеседником в осмыслении универсального события – той формы общности, в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Субъективность есть самый общий принцип существования человеческой реальности, но ее конкретный способ бытия определяется характером и уровнем рефлектированности самой человеческой жизни. Субъектность представлена пятью составляющими: желанием (потребности, мотивы), чувством, разумом (познавательные процессы), характером, способностями. Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности – освоение норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей – есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека. Единство и противоположность обособления и отождествления и есть постоянно действующее, живое противоречие события, задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности. Одним из конкретных механизмов развития является подражание и рефлексия.

      Таким образом, сопряженная работа двух механизмов приводит к тому, что результаты подражания как способа внешнего отношения к жизнедеятельности в целом и рефлексией превращаются в отношения внутри индивидуальной жизни. Необходимо отметить, что категория «направленность, вектор развития» является второй масштабной категорией после «объекта развития», которая по сути структурирует сам процесс развития, задает его стадиальность и конкретизирует психологическое содержание каждой из его ступеней. Базисные общности, или ступени развития человека как субъекта собственного развития осуществляют определенную совместную деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности и ее предметом. 
 

Список  использованной литературы 

  1. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - М.- Воронеж, 2000.- 279с.
  2. Божович Л.И. (1979) Этапы формирования личности в онтогенезе. /Вопросы психологии, №4
  3. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Науч.-методич. пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с.
  4. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / сост. Е.И. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: СГУ, 2005.-368с.
  5. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: "ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА", 2000.-260с.
  6. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. - М., 2004.-350с.

Информация о работе Детская психология