Детский травматизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения в Европе, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей, лиц пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Файлы: 1 файл

детский травматизм.docx

— 18.21 Кб (Скачать)

Травматизм является серьезной проблемой общественного  здравоохранения в Европе, оказывающей  наибольшее воздействие на молодых  людей, лиц пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимость данной проблемы для общественного  здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем  принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны  и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится  в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно  предпринять, и педагогическими  науками, знающими кого и как следует  обучать или предостеречь. травматизм - это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это  повреждение развивающегося организма  человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Травмами занимается самостоятельная научно-практическая дисциплина - травматология.

Травматизм занимает в нашей области 2-3-е места (вместе с опухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в  структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма  настолько велики, что подобная информация способна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, в целом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000 детей (45% всех смертельных  случаев); по данным РООПСВОДа, по-прежнему тонет в среднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый - в ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных лужах).

Детский травматизм является одной из актуальных проблем  здравоохранения и МЧС, занимая  значительный (до 25%) удельный вес в  общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты г. Мурманска за амбулаторной помощью обращается свыше 10000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации  детского травматизма. Многие специалисты  предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 7 основных :

1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит,  что может быть несчастье, но  ошибочно считает, что оно не  произойдет (до 45% всех случаев). В  присутствии взрослых произошло  98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).

2. Недисциплинированность  детей (более 25% случаев).

3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами,  находящимися вне человеческого  контроля, или непредвиденные, в  которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям  относится не более 2% случаев.

4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до  года.

5. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают у дети до года.

7. Прочие причины  (10% случаев).

Итого, в среднем  около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда  дети предоставлены сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким образом, от травм и несчастных случаев  погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Вторая  классификация разделяет все случаи в зависимости от места получения травмы [19, 123-124]:

1. Бытовой, или  домашний травматизм (до 60% случаев). В структуру бытового травматизма  входят такие причины, как ожоги,  убийства, самоубийства, различные  травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение  в лестничные пролеты, с крыши,  с балконов), отравления, асфиксия, укусы  животных и утопления.

В структуре причин первичной инвалидности в детстве  бытовой травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные  и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук  явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной  уличных травм у детей являются  падения с высоты (до 28%, включая  падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые люки - до 1,5%.

3. Транспортный травматизм  составляет до 24,5% от всех причин  уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.

4. Дорожно-транспортные  происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных  случаев. При этом в 20% случаев  причиной ДТП явился переход  ребенка в неположенном месте,  в 9% - нарушение водителем правил  ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном  полотне, в 4,5% - катание на поездах,  трамваях, в 2,6% наезд во дворе  на коляску и в 2,6% - наезд  на своих детей.

5. Дети от ДТП  чаще погибали не из-за тяжести  повреждений, а из-за несвоевременности  оказания первой медицинской  помощи. Так, в 67% случаев дети  погибали на месте происшествия, 31% - в стационаре и 2% - во время  транспортировки. Лишь в 55% была  отмечена правильная диагностика  состояния ребенка в стационаре. Ошибки в диагностике вели  к ошибкам в лечении, что,  в свою очередь, обусловило  неблагоприятный исход травмы.

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в  спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и  на уроках труда, химии, физики (2%). При  рассмотрении школьных травм по характеру  повреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма  крайне редки. И вообще в 77% случаев  дети школьного возраста получают травмы за пределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

6. Травматизм в  дошкольных учреждениях (до 1%).

7. Спортивный травматизм (до 10%).

8. Травматизм в  лечебно-оздоровительных учреждениях  (в том числе родовой).

Родовая травма в  последние годы приобрела угрожающий характер. Многие из тех, кто сумел  адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидность с детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, врожденными  формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).

9. Прочие причины  (около 2% всех случаев) или несчастные  случаи (утопления, отравления и  др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм [15, 63]:

1. Утопления и  другие виды асфиксий (в 47% случаев  страдают дети около 11 лет из-за  неумения плавать).

2. ДТП (дают 25% всех  смертельных случаев).

3. Кататравмы (падение с высоты) (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).

4. Травмы от воздействия  температурных факторов (ожоги, обморожения,  солнечный и тепловой удар  и т.п.).

5. Отравления (лекарствами,  угарным газом). Чаще всего дети  травятся лекарствами из домашней  аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети  до 5 лет. Отравление угарным газом  по статистике считается самым  опасным, так как при этом  в 85% наблюдается смертельный  исход.

6. Повреждение электрическим  током (на Западе эта причина  бытового травматизма стоит на 1-м месте, у нас пока слишком  мало электробытовых приборов).

7. Огнестрельные  ранения.

8. Прочие.

Проведенные социально-психологические  исследования детей показали, что  смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются  у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе  и общественной работе, 70% детей имели  слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность. Травмы являются ведущей причиной смерти детей  старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения  больше детей, чем от всех заболеваний  вместе взятых [2, 4-9]. Среди детей  разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая  детей младшего школьного возраста. В связи с этим, наряду с преподаванием  комплекса знаний по охране жизнедеятельности  в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного  на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей. Школа  с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием  ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств  детей, поскольку почти всегда в  основе их опасных поступков лежат  заниженные или деформированные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных  жизненных ситуациях. 

 

 

Департамент образования города Москвы

Педагогический  колледж №16 
 
 
 
 
 
 

Доклад по БЖ

«Детский  травматизм» 
 
 
 
 

Выполнила Шухаева  Анастасия Евгеньевна

Оценка «___» 
 
 

Москва,2010

Информация о работе Детский травматизм